Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогика Удивления в преподавании математики

Ившина Мария Анатольевна,
учитель математики МБОУ «СОШ № 91
имени Надежды Курченко», г. Ижевсск

Не каждый преподаватель или учитель математики сможет взять на себя смелость и сказать: «Я – математик», как это сделал исследователь, основатель интегративного учения кибернетики Норберт Винер, вынеся смелый девиз в заглавие автобиографии [1].
От школьного учителя требуется не только быть специалистом в своём предмете, то есть человеком владеющим наиболее общим языком, описывающим мироздание, но уметь научить этому языку, рассказать о его честной непредвзятой и объективной красоте своим ученикам.
Любовь педагога к своему предмету созидательна [2], она преобразует первую стрессовую реакцию — страх — ученика, попавшего в новый сложный мир формул, знаков, закономерностей в положительную стрессовую реакцию — изучение, освоение нового, мир математики способен удивлять каждый день, в каждой странице учебника кроются новые повороты, ведущие от известных теорем, к новым теориям.
Автор педагогического подхода «удивления», П.А. Степичев [3] справедливо рассматривает нынешнюю ситуацию как критическую. Но это не кризис за которым следует обвал и разрушение всей системы. Сейчас мы находимся у границы формирования нового подхода — педагогам предстоит научиться самим и научить детей оперировать объёмами доступной информации, ориентироваться в них, уметь не потерять живого интереса к жизни и обучению. То есть — продолжать удивляться тому, что нас окружает, понимая то, с чем мы встречаемся, с единственной целью — не превратить мир математики в непознаваемый набор отдельных элементов, требующих механистического заучивания, избежать мифологизации.
Вопросы, задаваемые учениками своим учителям универсальны для любого государства, любого уровня экономического развития, любой культуры, и даже формулировки у этих вопросов схожи «Mrs. Wheeler, why is this important?» [4] или «А для чего нам нужно это учить?». В ответ можно удивить их, задав неожиданный вопрос, который ставил перед своими студентами Gizem Karaalia, преподаватель Department of Mathematics, Pomona College, Claremont, USA: «Способен ли зомби создать математическое лирическое произведение?» [5]. Ответ на него не столь однозначен, и прост, стоит только узнать что такое зомби — это исполнитель чужой воли, не имеющий ничего кроме заложенного его создателем алгоритма. Сознательное лишение себя эмоциональной составляющей делает из потенциального творца — оператора данных, меняющего числовые переменные или заменяющие одни символы другими. Математические правила, выведенные исследователями за тысячелетия, могут описать происходящее на всех уровнях существования мира — математическим законам подчиняется распространение эпидемий, математическими моделями описываются параметры новых производств и свойства веществ, существование клетки (элементарной единицы живой материи), в частности поддержание ею своей целостности тоже может быть описано с использованием математических уравнений [6]. Ритмика стихотворных произведений укладывается в математические ряды, а описание стихотворных размеров опирается на числовые параметры.
Умение работать с массивом данных, владение законами их организации, открывает двери в иной мир — мир информационной математики (информатики). В котором предстоят очередные открытия и новые будут найдены свои правила гармонии.
Педагог, любящий математику, ценящий своих учеников и сумевший передать эту любовь им, остаётся той гуманистической опорой системы образования, без которой не возможно поддержание положительного познавательного интереса, сохранение детского «импульса» к познанию мира.
 
Список литературы:

  1. Винер Н. 'Я - Математик' - Москва: Наука, 1964 — с.356
  2. Лурье, Л.И. Образование глазами математика // «Инновационные проекты и программы в образовании», 2012, №5, 9-16
  3. Степичев, П.А. Педагогика удивления: новая парадигма образования в XXI веке /П.А. Сте-пичев // Paradigmata Poznani. - 2015. - № 4. - С. 35-38
  4. сетевой ресурс: www.medium.com, материал: Explain To Children Why They Learn Math! | by David Saomi | Feb, 2022 | Medium https://davidsaomi.medium.com/explain-to-children-why-they-learn-math-fef39b6584b
  5. Karaali, Gizem. (2014). Can zombies write mathematical poetry? Mathematical poetry as a model for humanistic mathematics. Journal of Mathematics and the Arts. 8. 10.1080/17513472.2014.926685
  6. Математическое моделирование внутриклеточной регуляции иммунных процессов / Д. С. Гребенников, Д. О. Донец, О. Г. Орлова [и др.] // Молекулярная биология. – 2019. – Т. 53. – № 5. – С. 815-829. – DOI 10.1134/S0026898419050082

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»