Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся

Координатная плоскость

Агафонова Ольга Васильевна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Цель урока: развитие кругозора и творческих способностей учащихся.
Тип урока: урок получения новых знаний на основе обобщения имеющихся.
Задачи:
  1. Систематизация знаний по теме и их адаптация к изучению новых
  2. Развитие воображения и творческого мышления.
  3. Развитие навыков сотрудничества.
Технология: технология организации учебно-познавательной деятельности, технология организации парной работы, компьютерные технологии.
Ход урока
  1. Орг. Момент  (Слайд 2)
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости. Я хочу начать наш урок словами Циолковского К.Э.
Звезды, звезды, с давних пор
Приковали вы навеки
                                                         Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
Учитель:
  • А часто ли вы любуетесь небом? Часто, редко
  • В какое время суток небо для вас наиболее притягательно? Днем, вечером, ночью
  • А почему? Голубое небо, красное небо, звёздное небо
  • Для меня очень красиво небо в ясную ночь.
  • А кто видел небо в ясную ночь? (Поднимают руки)
  • Почему небо так красиво в ясную ночь? Звёзды святят.
  • Можем ли мы до них дотронуться? Нет.
Верно, для того чтобы хотя бы приблизиться к звёздам, человеку необходимо
преодолеть трудности, решить много проблем. И сегодня на нашем уроке мы, преодолев препятствия, достигнем своих звёзд.
  1. Этап актуализаций знаний (Слайд 3)
Учитель:
-Звёзды напоминают россыпь бриллиантов, светящихся во тьме.  Если соединить между собой звезды, то можно получить фигуру. В астрономии они имеют особое название.      Какое?  (Созвездия)
-Кому помогали звёзды? (Слайд 4)
Путешественникам, мореплавателям, астрономам
       Верно, по звёздам ориентировались путешественники, мореплаватели, да и любые знающие астрономию люди. Прокладывая путь по звёздам, люди переносили маршрут на карту, т. е. на плоскость. Но и там был ориентир -   звезда,  показывающая стороны света.
-Что напоминает эта звезда, с точки зрения геометрии?
Две перпендикулярные прямые. (Слайд 5)
-А  если мы  добавим обозначения как у координатной прямой. Какие это обозначения? 
(Слайд 6) Укажем начало координат, единичный отрезок, и положительное направления
-Что получилось в результате?
Прямоугольная система координат(Слайд 7)
      -Мы с вами великие математики, потому что такое же открытие в XVII веке показал Рене Декарт  и эта система координат носит его имя - декартовая системой координат. Более подробно об  ученом и его открытии, вы сможете узнать в энциклопедиях, “Интернете” или в библиотеке. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Приведите примеры систем координат в жизни.
  • чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
  • система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);
  • те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:
  • с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
  • применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
  • при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
- Как называется плоскость, на которой задана система координат?
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.
  1. Этап создания новых знаний
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
«Координатная плоскость».
Откройте рабочие тетради и запишем число, классная работа и  тему урока.
(Слайд 8)
-Запишем,  что такое координатная плоскость.
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.
 - Звёзды – это точки,  они имеют своё место на небе, а небо - это плоскость.
(Слайд 9)
Точка А на координатной плоскости соответствует пара чисел. Как они называются?
Абсцисса и ордината
- Как записываются координаты точки?
Координаты точки записывают в скобках
- В каком порядке записываются координаты точки?
Абсцисса всегда пишется на первом месте, а ордината – на втором.
(Слайд 10)
-Примеры определения координат точек
(Слайд 11)
-Оси координат делят плоскость на 4 части. Они называются четвертями или координатными углами.
-Для этого определим знаки координат точек в каждой четверти.
(объяснение по слайду)
  1. Этап закрепления полученных знаний
Работа по учебнику: стр 34 № 203, 204 (а,б)
  1. Практическая  работа
- Путь к звёздам продолжается. Нам предстоит побывать астрологами  при выполнении  творческого задания.
(Слайд 12)
- Если взглянуть в темную и безлунную ночь  на небо, то открывается великолепная панорама.  На небе вспыхивают сотни и тысячи звезд.  Красота ночного неба издревле привлекала внимание людей. Многие тысячелетия назад человек начал мысленно соединять самые яркие звезды и составлять из них фигуры людей и животных, придумывать о них различные мифы и легенды.
(Слайд 13)
 Эти фигуры мы и называем созвездиями. Клавдий Птолемей в свое время составил список из 48 созвездий, известных грекам. Сейчас  на небе определены 88 созвездий.
(Слайд 14-20)
Они делятся на три группы: созвездия Северного полушария, созвездия Южного полушария и зодиакальные созвездия. Например, к созвездиям Северного полушария относят такие, как Большая Медведица, Возничий, Волопас, Кассиопея и другие (всего 29). Зодиакальных созвездий (с названиями известных вам знаков Зодиака) насчитывается всего 12. К  созвездиям Южного полушария относят Созвездия Волк, Ворон, Кит и другие (их 47).
 
-Давайте и мы с вами попробуем изобразить несколько созвездий на координатной плоскости
(Слайд 21)
Легенда 1
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу взял их на небо.
(Слайд 22-23)
(6;6), (-3;5,5), (-8;5), (0;7,5), (3;7), (-5;7), (-6;3) -   созвездие «Малой Медведицы»,
(-15;-7), (-3;-6), (5;-10), (-6;-5,5), (-10; -5), (6;-6), (-1;-10) – созвездие «Большой Медведицы».
 
Легенда 2. (Слайд 24)
В незапамятные времена у царя эфио­пов Цефея была красавица-жена — цари­ца Кассиопея. Однажды Кассиопея име­ла неосторожность похвастать своей кра­сотой в присутствии нереид — житель­ниц моря. Обидевшись, завистливые не­реиды пожаловались богу моря Посейдо­ну, и он напустил на берег Эфиопии страшное чудовище — Кита. Чтобы отку­питься от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою люби­мую дочь Андромеду. Ее приковали к при­брежной скале. Каждую минуту Андро­меда ожида­ла, что из морской пучины выныр­нет Кит и проглотит ее.
В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины — горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек головы у одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хо­тели броситься на Персея, но он вско­чил на крылатого Пегаса и, держа в ру­ках драгоценную добычу — голову Ме­дузы, полетел домой.
Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андро­меду. К ней уже направлялся Кит, вы­нырнувший из морской пучины. Пер­сей вступил в смертельный бой с чудо­вищем. Одолеть Кита удалось лишь пос­ле того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Ме­дузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Пер­сей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впос­ледствии женился на ней.
Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассио­пеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.
 
Построение созвездий в тетради и на доске
(Слайд 25-26)
Созвездие «Кассиопеи»
(-5;0); (-3;2); (-1;0); (1;0); (3;-2)
Созвездие «Андромеды»
(-2;9); (0;7); (1;4); (2;-2)(2;-2); (-2;-1);(-4;4); (-2;5); (1;4)
(Слайд 27-28)
Созвездие «Цефея»
(0;5); (-1;4); (-2;1); (1;-1); (6;-1); (-1;4); (3;2); (6;-1); (1;-1); (3;2)
Созвездие «Пегаса»
(– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (– 2; – 4)(– 2; – 2)

 
  1.  Итог урока
    • Что мы сегодня с вами повторяли?
    • Что нового вы узнали?
    • Я думаю, что кто ни будь из вас, глядя в ясное ночное небо, отыщет хотя бы одно или несколько созвездий
Проделанная работа, дает нам возможность для продолжения изучения разделов математики,  где используется координатная плоскость.
 

 
  1. Домашнее задание
А теперь домашнее задание, оно сегодня не обычное. У меня на столе лежат конверты с творческими заданиями, уходя, вы можете взять любой конверт, а можете и не брать, но если возьмете, то точно не пожалеете.
  1. Заключение
А закончить урок я хочу словами Гамлета:
«Туда ли я иду? И надо ли идти?
И эта ли звезда ведет меня в пути?
Что мне стыдиться грёз,
Что мне стыдиться слёз?
Я – всемогущий Бог, я – лишь презренный пёс;
Я – гений, я смешон; актёр, мятежный воин…
Я удостоен звёзд!
А терний я достоин?..»  Каждый для себя найдите ответ.
Я благодарю всех за урок. До свидания.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»