Значение устного счета в подготовке к ОГЭ по математике
Ульянич Елена Васильевна,
учитель математики ГБОУ
школа № 100 Санкт-Петербурга
Много ли ученики считают устно на уроках? «Немало», – ответят учителя начальных классов. «Порядочно», – скажут математики основной школы. И нетрудно предположить, какой ответ будет у тех учителей выпускных классов, готовящих обучающихся к ОГЭ .учитель математики ГБОУ
школа № 100 Санкт-Петербурга
На самом деле, считаем мы мало. Причин несколько:
- перегруженность программы,
- отсутствие системы приемов рациональных вычислений,
- недостаточность осознания конечных целей обучения математике.
В старших классах мы недостаточно внимания уделяем педагогическому проектированию – видению содержания будущего материала с точки зрения материала текущего. Это приводит к тому, что в основной школе бывают упущены те узловые моменты учебного содержания, которые в дальнейшем дают возможность более эффективно формировать практические навыки школьников.
Решение разных уравнений, изучаемых в 9 классе, так или иначе сводится к решению квадратных уравнений. А много ли учеников применяют теорему Виета, знают формулу корней квадратного уравнения со вторым четным коэффициентом, помнят о разложении квадратного трехчлена на множители? Подобных «мелочей» наберется немало. Они, как тяжелые гири, висят на ногах у старшеклассников, мешая им твердыми и размеренными шагами двигаться вперед по пути изучения серьезных разделов предмета. Все это происходит оттого, что в свое время этим вопросам не уделили достаточно внимания, не отработали практические навыки на простом и стандартном материале. А потом то, что упустили, вновь дает о себе знать.
Не секрет, что у ребят с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Чтобы обучающиеся быстро считали, выполняли алгебраические преобразования, необходимо время для их отработки. Поэтому учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда обучающиеся приходят к нему из начальной школы. Именно в среднем звене мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Хорошо развитые у обучающихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Я использую устный счёт в начале урока, активизируя мыслительную деятельность учеников, проводя умственную «Зарядку». Материал для этого подбираю из учебника или специальных сборников.
Выделю принципы, которым я придерживаюсь:
- Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
- Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.Зачастую устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5–6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике возникает необходимость научить старшеклассников решать быстро и качественно задачи базового уровня, а также проводить рациональные и верные вычисления в задачах по геометрии и алгебре повышенного уровня сложности. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы обычно записываем в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить обучающихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
•во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;
•соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового;
•это одна из удобных форм организации повторения;
•во время устной работы можно задействовать большое количество ребят, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;
•в зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо обучающиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
•упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;
•упражнения устного счета позволяют обучающимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.
Из всего вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.