Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры на уроках математики

Бондарева Елена Игоревна,
учитель математики ГБОУ СШ № 175
Калининского районаСанкт-Петербурга
     Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
      Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того. Насколько умело будет построена учебная работа.
    Дидактические игры на уроках математики – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функцией, которая действует в органическом единстве.
    Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
    Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно  смотреть как на вид преобразующей творческой деятелности в тесной связи с другими видами учебной работы.
    По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
  • игры, требующие от учащихся исполнительной деятельности. С помощью этих игр ученики выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной)
  • игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»)
  • игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры», «Математическая гусеница»)

     По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
 
 
     По функциям дидактические игры делятся на:
  • обучающие;
  • контролирующие;
  • обобщающие.

     Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
    Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
   Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
   По числу участников дидактические игры могут быть:
  • коллективные,
  • групповые
  • индивидуальные.
   При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
  • Каждый ученик должен быть активным участником игры.
  • Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
  • Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру.
  • В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
  • Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Структура игры.
  • Игровой замысел
Игровой замысел- первый структурный компонент игры- выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в  виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
  • Правила
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
      Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
  • Игровые действия
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия , которые регламентируются правилами игры, дают им  возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.
  • Содержание
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
  • Оборудование
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения: интерактивная доска, проектор, ноутбук, система голосования, микроскоп и т.д.
  • Результат
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики
Математическое лото «Учимся и путешествуем»
Дидактическая цель: закрепить навыки рациональных приемов вычисления, совершенствовать навыки вычисления примеров на все действия.
Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, навыки самостоятельной работы, знакомить учеников с уголками живописной природы страны.
Содержание игры. В конверте учащимся предлагается набор карточек с примерами-задачами, на обратной стороне которых часть рисунка с изображением природных достопримечательностей страны, и большая карта с ответами. Обычно карточек с примерами-задачами больше, чем ответов на большой карте. Например, на 8 карточек с примерами-задачами 6 ответов на большой карте.
Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает соответствующий ответ. Карточки с примерами-задачами после решения нужно класть вниз лицевой стороной. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то рисунок с изображением природных достопримечательностей родного края. Таким образом, ученики осуществляют заочное путешествие по достопримечательностям родного края (возможно и мира).  Учитель, проходя рядами, легко определяет итоги работы и делает небольшое интересное сообщение о созданной картинке.
Выводы: играя в математическое лото, ученики совершенствуют математические способности, формируют навыки и развивают свое мнение, знакомясь с достопримечательностями природными памятниками страны или с другими достопримечательностями, в зависимости от того, какие картинки будут расположены на обратной стороне большой карты с ответами.
Игра «Самостоятельная работа — мозаика»
Дидактическая цель: проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.
Воспитательная цель: развивать уверенность учеников в своих силах, умение принять решение.
Содержание игры. Учитель раздает ученикам задания, написанные вразброс на отдельном листе, и комплект фигур с ответами. Решив задачу, ученик находит фигуру с ответом и с помощью двухстороннего скотча крепит ее на лист. Затем ученик переходит к следующему заданию и снова находит фигуру с ответом и с помощью двухстороннего скотча крепит ее на лист. Таким образом, решив все задания правильно, ученик получит яркую картинку. Учитель легко проверит правильность выполненного задания, увидев все цветные фигуры на нужных местах.
Выводы: игра направлена, прежде всего, на развитие познавательной компетентности учащихся; во время игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Игра «Палитра уравнений»
Дидактическая цель: формирование умений и навыков в решении уравнений, проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.
Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, уверенность учеников в своих силах, развивать умение принять решение.
Содержание игры. Учитель раздает ученикам макет палитры. На местах красок записаны уравнения, в центре прикреплены разноцветные кружочки с ответами. Решив уравнение, ученик находит кружочек с правильным ответом, и с помощью двухстороннего скотча прикрепляет его у уравнения. Таким образом, образуется палитра.
Выводы: игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «палитру уравнений» ученики совершенствуют умения и навыки в решении уравнений.
Игра «Мудрая радуга»
Дидактическая цель: развивать познавательную компетентность учеников, память, внимание, умение анализировать, делать выводы, познакомить с возможностями математики в ходе решении нестандартных задач.
Воспитательная цель: воспитывать любознательность, желание повышать уровень математических знаний, приобщить детей к истории развития математики, познакомить детей с выдающимися математиками, их работой, интересными математическими задачами и задачами, которые способствуют развитию математического мышления.
Содержание игры. Учитель готовит задание за семью направлениями по цветам радуги:
Красный — математические фокусы;
Оранжевый — задания на сообразительность;
Желтый — веселые задачи;
Зеленый — магические квадраты;
Голубой — старинные задачи на сообразительность;
Синий — математические интересные задачи;
Фиолетовый — задания на развитие логического мышления.
В начале урока во время  интеллект-разминки учитель предлагает любому из учеников выбрать цвет радуги и определить задачу, которую во время    интеллектуальной разминки будет выполнять класс.
Выводы: играя в «мудрую радугу», ученики развивают свой интеллектуальный потенциал, повышают умственную активность, развивают память, внимание. Постоянное проведение интеллектуальных разминок во время уроков способствует повышению любознательности учеников, расширению кругозора, формированию математического мышления; выполнения такого рода задач позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире.
Таким образом, дидактические игры и игровые элементы на уроках математики могут значительно повысить эффективность процесса обучения. Игра является огромным стимулом достижения высоких результатов изучения математики там, где не получается достичь этого выполнением многочисленных математических заданий и упражнений курса.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»