Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Математические игры

Миронова Ирина Борисовна,
учитель математики ГБОУ
Лицей № 281 Санкт-Петербурга
Внеклассное мероприятие по математике «Математические игры» для 5 класса. К игре подобраны интересные и занимательные задания, загадки, ребусы, познавательная информация и чайнворд. Занятие направлено на развитие логического мышления и смекалки. При этом педагог, проводя занятие в игровой форме, выявляет уровень эрудиции детей.
Участники:
Данное мероприятие является внеклассным, участниками являются все ученики одной параллели.
Место проведения:
Кабинет в школе.
Система контроля:
Ведущий (педагог).
Продолжительность мероприятия:
40-45 минут.
Цели и задачи игры:
Предметные: обобщить, расширить и систематизировать знания в области математики.
Метапредметные: развитие логического мышления, активизация познавательного интереса учащихся на уроках математики, способствовать развитию математической речи и грамотности.
Личностные: вызвать заинтересованность в изучении математики
Ожидаемые результаты: развитие эмоционально-личностного отношения учащихся к математике
План мероприятия:
- Решение загадок
- Знакомство с римскими цифрами
- Историческая справка о великих математиках Древней Греции
- Пословицы и поговорки с числами
- Математические задачи
- Историческая справка о единицах измерения на Руси
- Математические ребусы
- Чайнворд
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Игровой. В процессе игр вы убедитесь, как необходима в нашей жизни математика, проверите свои знания и умение решать задачи.
Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.
Решение загадок
Начнем наш урок с решения загадки:
«Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался Кондрат:
"Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?"»
*Дети решают загадку*

Данную загадку сочинил русский и советский детский писатель Корней Иванович Чуковский. А ответ на загадку: нисколько, в Ленинград идет только Кондрат

 
 
- Знакомство с римскими цифрами
Римские цифры — цифры, использовавшиеся древними римлянами в их системе счисления. Натуральные числа записываются при помощи повторения этих цифр. При этом, если большая цифра стоит перед меньшей, то они складываются (принцип сложения), если же меньшая стоит перед большей, то меньшая вычитается из большей (принцип вычитания). Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры. Римские обозначения чисел известны ныне лучше, чем любая другая древняя система счисления. Объясняется это не столько какими-то особыми достоинствами римской системы, сколько тем огромным влиянием, которым пользовалась римская империя. Старыми римскими символами для обозначения чисел 1, 5, 10, 100 и 1000 были, соответственно, символы I, V, X, М.
 

Вопрос для учеников: чему равны и что значат эти цифры?
*Дети решают задачу*

Правильно дети, это номер нашей школы – 281 и текущий год 2021.

 
- Историческая справка о великих математиках Древней Греции
Но наибольший вклад в математику внесли ученые не Римской Империи.
Пифагор Самосский — древнегреческий философ, математик и мистик. Биография Пифагора Самосского переносит читателей в мир древнегреческой культуры. Этого человека можно смело назвать легендарной личностью. Пифагор был великим, математиком, мистиком, философом, являлся политическим деятелем, оставившим труды в качестве наследства потомкам.
Евклид— древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Основное сочинение Евклида называется Начала. Книги с таким же названием, в которых последовательно излагались все основные факты геометрии и теоретической арифметики, составлялись ранее Гиппократом Хиосским, Леонтом и Февдием. Однако Начала Евклида вытеснили все эти сочинения из обихода и в течение более чем двух тысячелетий оставались базовым учебником геометрии. Создавая свой учебник, Евклид включил в него многое из того, что было создано его предшественниками, обработав этот материал и сведя его воедино.
Архимед - древнегреческий учёный и инженер. Родился и большую часть жизни прожил в городе Сиракузы на Сицилии. Сделал множество открытий в области геометрии, предвосхитил многие идеи математического анализа. Заложил основы механики, гидростатики, был автором ряда важных изобретений. С именем Архимеда связаны многие математические понятия. Наиболее известно приближение числа π (22/7), которое называется Архимедовым числом.
 

Ребята, что объединяют этих 3 величайших математиков?

Правильно, они были математиками Древней Греции. Математика как наука родилась в Древней Греции. В странах-современниках Древней Греции математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов. Греки подошли к делу с другой стороны: они выдвинули тезис «Числа правят миром». Или, как сформулировал эту же мысль Галилей два тысячелетия спустя: «книга природы написана на языке математики».

- Пословицы и поговорки с числами
А теперь поговорим о пословицах и поговорках. Мы их часто используем в нашей речи. Вот несколько из них:
  • Один раз в год и палка стреляет
  • Старый друг лучше новых двух
  • Закрыться в четырех стенах
  • Нужен, как телеге пятое колесо
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Не из робкого десятка

Дети, а какие еще поговорки с числами вы знаете?

- Математические задачи
Но одной из главной функции математики является решение задач. Мы их решаем каждый день в нашей жизни: наш распорядок дня; покупки в магазинах; приготовление еды. Все это решение несложных математических задач. Дети, давайте решим несколько задач.
Первая задача: записать выражение, значение которого равно 100, с помощью только четырех цифр 9 и знаков арифметических действий.
*Дети решают задачу*

Ответом на данную задачу является: 99+9/9

Давайте решим еще одну задачу: из автобуса на остановке вышло 6 пассажиров, а вошло 11. На следующей остановке вышло 8, вошло 9. Сколько пассажиров стало в автобусе, если вначале в автобусе было 24 пассажира?

Ответ на эту задачу: 30 человек.

А теперь посчитаем не числа, а фигуры: сколько треугольников, квадратов и прямоугольников на этом рисунке?

Правильный ответ: 44 треугольника, 10 квадратов и 8 прямоугольников можно вписать в данный рисунок.

- Историческая справка о единицах измерения на Руси
Все мы привыкли к единицам измерения в метрах и граммах. Мы их используем каждый день. Но в былые времена использовали подручные средства, а точнее свое тело. Например, маховая сажень примерно равна 170 сантиметрам и равна расстоянию в размах обеих рук, по концы средних пальцев.
Дети, а как вы думаете чему равны локоть, пядь и аршин.

Локоть равняется длине руки от пальцев до локтя и равен 45см. Пядь равна расстоянию между концами растянутых пальцев руки — большого и указательного. Аршин равен длине руки от пальцев до плеча.
 
- Математические ребусы
А теперь разомнемся в решение ребусов с числами. Внимание на экран.

Правильные ответы: сорок-а, сто-л, семь-я и по-два-л.

- Чайнворд
Последним заданием на сегодня будет решение чайнворда. Дети, перерисуйте себе данный кроссворд и решите его.
 
Ответы на чайнворд:

На этом наш урок-игра подходит к концу. Надеюсь, на этом уроке вы узнали много нового о математике, поняли, насколько она вас окружает и насколько она увлекательная наука. Спасибо вам всем за занятие, до свидания!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»