Зачеты по геометрии. 7-8 класс
Соколова Оксана Александровна
В далеком 1993 году я начала преподавать математику в средней школе, начала с 5-х классов. К седьмому классу поняла, как важно для учащихся отвечать устно, т.е. говорить на уроке, особенно по геометрии. На курсах повышения квалификации нам показывали открытые уроки, и одним из таких уроков был зачет по геометрии в 9 классе. Поразил объем обсуждаемого материала и качество ответов учащихся, а главное, что все учащиеся работали, в основном, устно. Я загорелась желанием внедрить зачетные уроки в преподавание геометрии, и разработала систему зачетов по каждой теме в 7-ом и 8-ом классах. К 9-ому классу ребята привыкали работать над каждой темой должным образом и зачеты проводились письменно. Когда экзамены по математике стали проводиться в формате ЕГЭ, я за геометрию была совершенно спокойна. Отрицательный результат такой работы получила позже, когда ввели правило: выставлять отметку в аттестат по среднему баллу за год и за экзамен. Тогда, я была вынуждена, некоторым ученикам выставлять четверки в аттестат не заслужено.Теперь несколько слов об организации этих уроков. В классе выбирается группа сильных учеников и назначаются экспертами (они будут помогать принимать зачет у остальных). Эксперты сдают зачет накануне после уроков учителю, тогда и обсуждаются все нюансы данной темы (отвечают на вопросы и доказательства теорем). Столы в классе сдвигаются по два, за них сядут 4-5 учеников, включая эксперта. На столах раскладываются двойные листы для оформления зачета (на каждого), вопросы по данной теме (беру из учебника) и карточки с теоремой и задачей (6 штук, каждый вытягивает свою). Ребята со звонком заходят в класс и садятся к тем экспертам, к которым назначил учитель (у слабых принимаю сама). 5 минут – организационный момент, 10-15 минут – ответы на вопросы, 15 минут - доказательство теоремы, 15-10 минут – решение задачи. Эксперты сдают учителю двойные листы с ответами учащихся, в которых выставляют оценки за ответы на вопросы и доказательство теоремы (1-ый и 2-ой пункты с чертежами). Ответы на вопросы эксперты фиксируют на своих листочках напротив фамилии, недочеты учитывают. Ребята отвечают по очереди, если не знают, то отвечает следующий. Эксперт наводящими вопросами помогает ответить. После устных ответов все приступают к решению задач, включая экспертов. Решение задачи проверяет учитель, и выставляет одну отметку по трем.
Работы много, но результат того стоит. Так подробно описываю, чтобы попробовали и не испугались.