Участие школьников в конкурсах проектно-исследовательских работ
Ерастова Наталья Владимировна
Зачем участвовать школьникам в конкурсах? Чего мы добьемся? Захочет ли ученик? Как повлияет участие в конкурсах на самооценку, самообучение, саморазвитие на школьника? Мы, учителя, задаемся этими вопросами, когда планируем привлечь своих учеников к участию в проектных и исследовательских конкурсах.
Конкурс-это соревнование, имеющее совей целью выявление наилучшего среди участвующих. В каждом из нас заложен дух соперничества.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, что важно в любом школьном возрасте, ребенок, ступая на каждую образовательную ступень, старается осознать, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исследователей.
Главной целью участия в таких конкурсах является повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Основными задачами становятся развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
Сама проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.
Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в процесс исследования. Совместная работа с родителями позволит школьнику добиться больших результатов, ребенок будет ощущать постоянную поддержку и свою значимость.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. Нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников.
Поэтому, каким бы не был результат участия в конкурсе проектно-исследовательской деятельности, ученик получает жизненный опыт. Стремится к улучшению своих результатов, к самообразованию, самообучению, саморазвитию.
Используемая литература:
Конкурс-это соревнование, имеющее совей целью выявление наилучшего среди участвующих. В каждом из нас заложен дух соперничества.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, что важно в любом школьном возрасте, ребенок, ступая на каждую образовательную ступень, старается осознать, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие школьников становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в школе является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исследователей.
Главной целью участия в таких конкурсах является повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Основными задачами становятся развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
Сама проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.
Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в процесс исследования. Совместная работа с родителями позволит школьнику добиться больших результатов, ребенок будет ощущать постоянную поддержку и свою значимость.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. Нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников.
Поэтому, каким бы не был результат участия в конкурсе проектно-исследовательской деятельности, ученик получает жизненный опыт. Стремится к улучшению своих результатов, к самообразованию, самообучению, саморазвитию.
Используемая литература:
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос».
- http://tolkslovar.ru/k7853.html