Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение образовательных технологий
на уроках математики

Коротченко Татьяна Александровна,
учитель математики ГБОУ школа № 320
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Цель описания моего педагогического опыта - создание условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках математики, создание оптимальных условий для получения высокого качества обучения.     
       Задача современного учителя: разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия:
  • между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной на знаниевой парадигме и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе;
  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений;
Эти противоречия побуждают учителя овладевать новой системой обучения, в основе которой лежит принцип: позиция учителя – к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, позиция ученика – за познание мира.
2.1.Необходимость использования современных образовательных технологий.
Сущность работы учителя заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:
  • деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
  • компетентностно-ориентированных;
  • информационно-коммуникативных;
  • игровых;
  • здоровьесберегающих.
Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами:
  • Деятельностные и проблемно-поисковые:
осуществление преемственности между начальным и основным звеном; у учащихся слабо развита самодеятельность, т.е. самостоятельность овладения знаниями; недостаточная  сформированность  ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения; отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности; снижение заинтересованности к процессу познания; неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т.е. в новую ситуацию.
  • Компетентностно-ориентированные:
неумение самостоятельно конструировать свои знания; слабое ориентирование в информационном пространстве; слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему; неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации; невысокий уровень математической культуры.
  • Информационно-коммуникативные и игровые:
снижение интереса к предмету; слабое развитие коммуникативных способностей учащихся; недостаток в разнообразии наглядности на уроке; неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.
  • Здоровьесберегающие:
возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке; неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость; повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным; однообразие видов деятельности.
Использование современных образовательных технологий позволяет учителю повысить эффективность учебного процесса.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.
2.2. Игровые технологии.
На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи и системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить самостоятельно приобретать знания.
Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетная (ролевая) игра;
- игра – соревнование.
   2.2.1  Игры – упражнения.
Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
Например: 1) задание для учащихся 5 класса.
Вы прочтете тему урока, если правильно найдете значения выражений и вставите соответствующую букву в таблицу ответов.
480 : 6 О
123 + 37 Ь
436 – 406 Е
51 × 2 И
14 × 6 Б
12 × 10 Л
34 : 34 Ш
18 × 0 М
75 × 1 Н
 
84 80 120 160 1 30
           
 
102 120 102
     
 
0 30 75 160 1 30
           
 
2) Математическое лото.
Каждому ученику выдается карточка лото и полоски бумаги размером в одну ячейку лото. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают в карточки соответствующие ответы. Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточку можно использовать в течении нескольких уроков.
Задания к карточке:
  • 28 уменьшить в 4 раза.
  • 90 вычесть 82
  • 500 увеличить на 13.
  • 111 умножить на 5.
  • 900 вычесть 23.
  • 114 разделить на 2.
  • 9 умножить на 5.
  • 500 вычесть 1.
  • 42 разделить на 3
  • 45 увеличить в 2 раза
  • 100 уменьшить на 4.
 
296
С
513
З
1000
М
499
Н
877
П
630
У
45
О
555
Т
40
М
8
Е
90
Ь
4
А
7
Р
57
И
96
Е
14
Р
 
    2.2.2. Игры – путешествия.
Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Такие игры удачно проходят с учащимися 5 и 6 классов. Например, урок-игра «Путешествие по острову Натуральных чисел» (конспект урока прилагается) была продолжением игры – путешествия к этому острову, когда мы с учащимися повторяли материал курса начальной школы, а продолжением этой игры стал урок-путешествие по замку королевы Арифметики, к которому учащиеся уже сами подбирали интересный материал, составляли различные задачи, и этот урок уже стал уроком-соревнованием с учащимися параллельного класса
2.2.3.Игра – соревнование
может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
     В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
    Приведу пример еще одной игры, но уже для учащихся 10 – 11 классов «Математик – бизнесмен».
В игре принимают участие две команды – банки, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают капитал. Задача команд: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами и расходами, увеличить свой первоначальный капитал. У банков есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить банкам прибыль.
Правила игры:
  1. Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу.
  2. Стартовый капитал каждого банка – 1000 рублей.
  3. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 рублей
  4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на: а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно; б) 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания
  6. Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.
 
Стоимость задания 50 р 100 р 150 р 200 р
Время 30 с 1 мин 1мин 30 с 2 мин
 
  1. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 рублей.
  2. Победителем считается тот банк у которого больше денег по окончании игры.
  3. Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.
Примеры вопросов:
Стоимостью 50 рублей:
Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3р за газету и стали их продавать по 5р за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?
Стоимостью 100 рублей:
Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50000 р. При этом израсходовано:
На сырьё                    20 тыс. р
На топливо                1,5 тыс. р
Заработная плата      14,5 тыс. р
Кредиты, налоги       4,5 тыс. р
Итого:                         40,5 тыс. р
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Стоимостью 150 рублей:
Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию одного стакана лимонада составляет 30к. По цене 60к можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 50к – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли?
Стоимостью 200 рублей:
У вашего банка есть несколько вариантов использования денег: а) вложить 80р и получить 100р; б) вложить 20р и получить 30р; в) вложить 100р и получить 140р.
Какой вариант вы выберите и почему?
Вопросы акционерам:
  1. Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу.
  2. А – В = С, если С – это прибыль, то что такое А и В?
2.2.4. Нетрадиционный урок.
На уроках закрепления или повторения учебного материала ученики часто теряют интерес к уроку, ведь нового они ничего не узнают. Поэтому целесообразно такие уроки проводить в нетрадиционной форме. На таких уроках необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. В рамках заданной программой обучения общей цели, нетрадиционные уроки преследуют свою собственную цель – поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность, совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности, решить внутри классные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Привожу пример урока итогового повторения по теме «Проценты» (конспект урока прилагается). Готовясь к этому уроку, учащиеся провели некоторую исследовательскую работу по изучению природы нашего Сергиево-Посадского района, по собранным материалам ребята, работая в группах, составляли задачи. Эти задачи составили основной материал урока.
2.3. Информационно-коммуникативные технологии.
В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет:
  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства     мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся
     Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются. Привожу пример урока изучения нового материала в 6 классе по теме «Наименьшее общее кратное» (конспект и презентация прилагаются)
Применение данной технологии позволяет повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.
2.4. Проблемное обучение
      Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемная ситуация на уроке создается с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности
Проблемные ситуации могут быть использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.  На каждом уроке возможно привлекать учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Например, учащиеся усвоили понятие «прямоугольник» и переходят к изучению квадрата. Необходимо определить понятие «квадрат». На доске нарисовано несколько квадратов разных по размерам, положению, по цвету. Нужно установить, что общего во всех этих фигурах, дать определение понятия «квадрат». После многократного повторения этот приём закрепляется в сознании школьника как способ определения понятия, как средство познания окружающей действительности.
      Основная цель организации оценочных проблемных ситуаций – развитие критического мышления учащихся. Нет такой области жизни, где бы не приходилось оценивать предметы и явления. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям.
       Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Необходимость применения на уроках современных педагогических технологий очевидна.
Применений педагогических технологий ведёт к формированию  самостоятельности, успешному  владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться»  предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
 В результате  работы удалось создать педагогические условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
 Преподаватель теперь  не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
Продуманное владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.          
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»