Применение ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности учащихся
Павлова Ирина Анатольевна
Современное общество требует новые способы образования, педагогические технологии, нацеленные на индивидуальное развитие личности, творчества, самостоятельности, формирование у учащегося универсального умения ставить и решать задачи, возникающие в различных жизненных ситуациях. Важным становиться формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия, сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Внеурочная работа по математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету.Грамотно организованные внеурочные мероприятия способствуют заинтересованности учащихся, активации познавательной деятельности, умение излагать свою точку зрения, ставить проблему, искать пути решения, что позволяет расширить математические знания, развивает мышление, повышает логическую культуру. Таким образом способствует повышению их математической и общей культуры.
Таким образом, наряду с уроком внеурочная деятельность выступает средством реализации основной образовательной программы школы.
.Использование ИКТ на уроке математики позволяет привнести в необходимое, но рутинное решение множества однотипных задач элемент игры и состязательности, создать дополнительные условия для формирования интереса обучающихся к этой деятельности, что особенно важно при обучении 5-6-классников в связи с их психологическими особенностями.
Использование ИКТ на уроке математики является важным средством повышения эффективности урока. Оно способствует:
- развитию коммуникативных навыков;
- ускорению темпа урока;
- повышению интереса обучающихся к предмету;
- улучшению качества усвоения материала;
- индивидуализации процесса обучения;
- возможности избежать субъективности оценки.
Электронные приложения, содержащий электронные модули (тренажеры) по темам: «Задачи с целыми числами», «Арифметические задачи», «Меры длины, площади, веса, объема», «Признаки делимости», «Простые и составные числа», «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», «Задачи на переливание. Задачи о переправах, Ханойская башня»
Задания, входящие в электронные приложения, интерактивны и позволяют:
- активно вовлекать обучающихся в образовательную деятельность, в том числе индивидуальную, парную, групповую;
- повышать мотивацию обучения;
- более эффективно и экономно использовать время занятия;
- предлагать задачи для самостоятельного решения (в том числе и дома) в нестандартной форме;
- психологически подготовить обучающихся к прохождению тестов с помощью компьютера в дальнейшем.
- фронтально с помощью интерактивной доски (с коллективным анализом допущенных ошибок). Такой вид работы неизменно вызывает интерес детей, а обсуждение ошибок значительно повышает эффективность обучения и способствует их предупреждению в будущем;
- при проведении в компьютерном классе - индивидуально или в парах;
- в виде домашних заданий.
- они не требуют печатной основы, легко и многократно воспроизводимы, более того: за счет выбора заданий из «банка» случайным образом есть возможность предложить всем обучающимся один и тот же набор заданий, при этом обеспечив защиту от коллективного их выполнения (если это не является целью учителя);
- происходит программная проверка правильности ответа (это освобождает время учителя, например, для дополнительной консультации обучающихся, испытывающих трудности с усвоением материала);
- накапливаются набранные баллы с выводом итога в конце тестирования, что позволяет легко осуществить оценивание работы ученика.
Эти порграммы решают следующие педагогические задачи.
- Обучающе-контролирующая программа «Задачи с целыми числами».
Математический тренажер Меры длины, площади, веса, объема»
Эта программа предназначена для закрепления полученных знаний, касающихся старинных и современных единиц измерения величин. Задание организовано по принципу «перетаскивания» данного слова в нужное место экрана. С его помощью можно организовать:
- фронтальную работу обучающихся при изучении нового материала с привлечением имеющихся ранее знаний о единицах измерения величин из курса математики младших классов, научно- популярной и художественной литературы, фильмов и т. п. (если речь идет, например, о старинных или национальных единицах измерения);
- индивидуальную или парную работу при закреплении нового материала;
- математический диктант для проверки усвоения знаний о мерах длины, площади, объема, веса.
- сколько заданий было выполнено;
- сколько верных ответов получено;
- сколько ошибок допущено (ошибку можно исправить, но каждая неверная попытка учитывается).
- действительно ли материал усвоен, или ученик выполнял задания наугад;
- все ли сделанные ошибки исправил обучающийся.
Обучающе-игровая программа «Геомтерия на спичках».
Головоломки со спичками появились очень давно и сейчас заставляют ум работать. Такие логические игры очень полезны для детей. Они развивают логику, внимание, образное и пространственное мышление; учат ребенка искать новые и нестандартные решения. Современные дети активно пользуются компьютером, поэтому известные еще с незапамятных времен логические головоломки из книги «Математическая смекалка» Б. А. Кордемского представлены в электронном виде.
Два приложения включают в себя работу со спичками:
«Геометрия на спичках - 1» - 21 задание (изображения предметов и геометрических фигур);
«Геометрия на спичках - 2» - 21 задание (числовые головоломки со спичками видах + х + х = х, где нужно переставить спички для получения правильного выражения).
Оучающе-котролирующий модуль «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Электронный модуль предназначен для отработки навыков перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую и, наоборот, из любой в десятичную.
Применение данного электронного модуля на занятиях кружка позволяет:
- организовать процесс обучения переводу чисел с помощью компьютера (в этом случае на экране появляется вариант правильного ответа в случае ошибки пользователя);
- поддерживать индивидуальный темп работы при решении задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую;
- проводить тестирование обучающихся (при этом в приложении заложена система отслеживания ответов пользователя, учитываются все попытки - верные и неверные, а также «пустые» шаги пользователя, то есть формирование нового примера без дачи ответа).
Описанный пакет электронных приложений к учебно-методическому комплекту «Занимательная математика» послужит хорошим подспорьем для учителя, организующего занятия математического кружка в 6 классе. Его рекомендуется использовать на этапах:
- формирования умения решать арифметические задачи (в частности, задачи с целыми числами, использующие законы сложения и умножения);
- изучения новых математических понятий (в частности, единиц длины, массы, площади, объема);
- выполнения домашнего задания;
- контроля знаний.
- Обучающе-контролирующий модуль «Задачи на переливания. Задачи о переправах, Ханойские башни»».
(http://school-collection.iv-edu.ru)