Практическое применение культурологического подхода
в преподавании геометрии
Пономарева Надежда Сергеевна,
учитель математики
ГБОУ школы № 371 Санкт-Петербурга
учитель математики
ГБОУ школы № 371 Санкт-Петербурга
Современная школа декларирует своей образовательной целью развитие познавательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и духовно-нравственной сферы обучающихся. Это развитие должно осуществляться не только во внеурочной, но и в процессе преподавания учебных дисциплин. Математическое образование не исключение, мало того, именно при обучении математике можно развивать многие метапредметные результаты. Геометрия – одна из самых сложных учебных дисциплин. Она тесно связана с развитием мышления ребенка, с началом развития его воображения, пространственных представлений, абстрактного мышления и т.д.
Предполагается, что математическая культура является одним из главных критериев интеллектуального уровня человека, она становится неотъемлемым элементом общей культуры и воспитанности и должна интегрироваться в общегуманитарную культуру.
В концепции развития математического образования [1] написано: «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе».
Саранцев Г.И. [2] выделил в культурологической миссии математики несколько функций: интегрирующая, прогностическая, эвристическая, эстетическая. Автор признает, что культурологические результаты в математическом образовании трудно количественно оценить, выделить их сущностные акценты. В данном случае главными остаются качественные оценки, которые позволяют выявить способности учащихся к смыслообразованию, ценностному самоопределению.
Учеными выделяются следующие роли культурологического математического образования:
- развивающая роль способствует развитию познавательных интересов, культурно-образовательных потребностей;
- ориентационная роль направлена на становление ценностных ориентаций учащихся, развитию системы отношений, социально значимых мотивов поведения;
- мобилизационная роль способствует актуализации индивидуального опыта, выработке инструментального багажа – компетенций, умений и навыков самостоятельности познавательной и социальной активности;
- коммуникативная роль направлена на развитие коммуникативных умений и навыков, умения организовать общение, работать в команде;
- конструктивная роль способствует выработке умений ориентироваться в ситуации, ставить и достигать цели, воспринимать окружающих, выстраивать с ними бесконфликтное взаимодействие;
- организаторская роль – участие в коллективной деятельности, работа по поиску информации и работе с нею, развитие лидерских качеств;
- исследовательская роль способствует развитию исследовательских умений, проектной деятельности, способности находить новые креативные решения возникающих проблем.
Реализуя культурологический подход в своей деятельности, учитель развивает у учащихся не только способность творчески решать различные учебно-познавательные задачи, но и формирует такие интеллектуальные умения как анализ, аналогия и классификация на примере различных явлений культуры; сравнение, обобщение существенных, общих и индивидуальных признаков социокультурных феноменов; описания на основе абстрагирования и конкретизации составляющих различных объектов культуры и т.д.
Многие авторы подчеркивают значение математической культуры в общем интеллектуальном развитии школьников, выделяя математическую культуру одним из главных критериев интеллекта. Особо отмечается, что математическая культура является главным элементом общей культуры человека, его образованности и воспитанности, интегрируясь при этом в общегуманитарную культуру.
Анализируя работы различных авторов, мы определили компоненты содержания геометрического образования для реализации этой цели.
1 компонент – историко-библиографический может быть представлен биографиями ученых-математиков и мыслителей древности, чьими именами названы теоремы, математические законы и правила;
2 компонент – творческий, подразумевающий связь геометрии с искусством (архитектура, техническое творчество и т.д.);
3 компонент – интеллектуальный, вбирающий в себя развитие мышления учащихся (пространственного, творческого, креативного), рефлексивных умений;
4 компонент – коммуникативный, предполагающий развитие культуры общения, взаимодействия и поведения.
Остановимся на каждом из компонентов содержания геометрического образования на основе культурологического подхода с целью развития метапредметных результатов обучения, данные компоненты являются основой, реализуемой в практике нашей педагогической деятельности системы работы при преподавании геометрии в 7 классе.
I. Историко-библиографический компонент.
В курсе геометрии (а до этого в курсе математики) учащиеся знакомились с такими именами как: Евклид, создавший руководство по математике под названием «Начала»; Пифагор, его именем названа знаменитая теорема о прямоугольном треугольнике; Лобачевский Н.И. – недоказательность аксиомы о параллельности прямых; Бойяи Янош – неевклидовая геометрия и другие. На уроках можно использовать в качестве примеров биографию этих ученых, рассматривать исторические эпохи, в которых они жили, уровень развития науки и техники того времени в проектной, реферативной деятельности учащихся или в создании презентаций (метод одного слайда).
Библиографический метод повышает интерес к учебному предмету. На этапе объяснения нового материала историко-библиографическую информацию рассказывает, как учитель, так и специально подготовленный (получивший заранее задание) ученик, увлекающийся историей.
Сегодня выпускаются журналы (например, «Квант»), серии книг (например, книга Я. Пельмана), иллюстрированные энциклопедические издания, популяризирующие математику. На телевидении существует целый цикл научно-познавательных передач для школьников, создаются документальные и научно-познавательные фильмы, которые посвящены просветительской миссии.
II. Творческий компонент.
Данный компонент в содержании геометрического образования подразумевает связь геометрии с окружающим миром, с общечеловеческой культурой.
Как считает Благова Н.А. [3]: «Математические теоремы ценны сами по себе. Они могут доставлять наслаждение так же, как архитектурный ансамбль, картина, музыкальное или литературное произведение».
Часто при обучении геометрии в 7 классе нами используется метод одного слайда при повторении пройденного. Учащимся заранее дается задание: разработать один слайд на заранее заданную тему. Кроме этого, в своей практике мы практикуем составление кроссвордов, вопросов по разным темам, контрольных работ для моего друга, домашние мини-сочинения, например, на темы «О чем бы я поговорил с Пифагором, Платоном, Сократом, Фалесом и т.д.», «Если бы я был учеником пифагорейской школы», «Что бы я изменил в обучении геометрии, если бы был учителем» и т.д.
III. Интеллектуальны компонент.
Интеллектуальный компонент содержания геометрического образования направлен, прежде всего, на развитие мышления учащихся. Для реализации данного компонента нами практикуются различные формы: геометрические соревнования, логические игры, составление кроссвордов и ребусов, умственная гимнастика, поиск математических афоризмов, высказываний знаменитых математиков, виртуальные путешествия в историю.
Для развития таких метапредметных результатов как: пространственное воображение, масштабное мышление, образное видение проблемы, способность выделять главное и обобщать применяется метод – защита проектов. Учащимся предлагаются исследовательские проекты, требующие от них широко взглянуть на проблему, отказаться от устоявшихся стереотипов, глубже изучить учебный материал, познакомиться с дополнительной литературой, отстоять и представить свои идеи публично. Учителем специально подбираются нетривиальные названия интересных проектов, пользующихся интересом у школьников.
IV. Коммуникативный компонент.
Коммуникативный компоненты геометрического содержания образования для развития метапредметных результатов средствами культурологического материала представлен, прежде всего, организацией диалога культур на уроках геометрии. Учитель должен предусмотреть задания на развитие устной и письменной речи учащихся, навыков командной работы, умения четко формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение, самопрезентации и т.д. Лучше всего для этого использовать групповую работу: работа в парах, работа в краткосрочных группах, групповое проектирование, групповое исследование и т.д. Результативным средством развития коммуникативного компонента метапредметных результатов является урок-диалог.
При реализации коммуникативного компонента содержания геометрического образования на основе культурологического подхода использовался принцип диалога культур, способствующий формированию у учащихся представлений об общечеловеческой культуре и истории науки и техники.
Таким образом, нами представлено используемое в педагогической практике содержание геометрического образования с целью формирования метапредметных результатов на основе культурологического подхода.
Список литературы:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва) // Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html
2. Саранцев, Г.И. Решаем задачи на геометрические преобразования. - 3-е изд. перераб. доп. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997 - 192 с.
3. Благова, Н.А., Панкратова, О.М. Культурологические аспекты преподавания математики // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции / отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Л.В. Гурылева. - Ульяновск : УлГУ, 2011. – С.250- 253.