План-конспект урока в 6 классе
Раскрытие скобок
Короткова Ольга Вилоровна
Тип урока: урок усвоения нового материала. Цель урока:
Образовательные
- организовать продуктивную деятельность школьников, направленную на достижение ими следующих результатов:
понимать и правильно употреблять в устной и письменной речи математические термины «выражение», «значение выражения», «упрощение выражений», «раскрытие скобок»;
применять в различных ситуациях (от простой до сложной) умение раскрывать скобки с учётом знака, стоящего перед ними и упрощать выражения.
развивающие:
– в познавательной деятельности
- определять структуру объекта познания, выполнять поиск и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
- овладеть умением разделять процессы на этапы, звенья;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по предложенным критериям;
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;
- отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
- овладеть умением перефразировать мысль (объяснять «иными словами»)
- самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
- овладеть умением осуществлять поиск и устранение причин возникших трудностей;
- овладеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
- овладеть умением правильно и корректно выражать собственное мнение;
- овладеть умением учиться самостоятельно;
- научиться применять полученные знания и умения к решению новых проблем.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах и самостоятельная работа.
Техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, ПК.
План урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационный этап.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
VII. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
VIII. Подведение итогов.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, создание благоприятного психологического настроя на работу.
2.Мотивационный этап.
- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.)
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.( Слайд № 2)
3.Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, ребята, с какими числами мы познакомились только в 6 класс? С рациональными.
- Какие числа включает в себя множество рациональных чисел? Положительные и отрицательные
- Где в повседневной жизни мы встречаемся с отрицательными числами? Температура воздуха зимой имеет отрицательные значения, долг можно измерить отрицательным числом.
Какие действия мы научились выполнять с рациональными числами? Складывать, вычитать, умножать, делить.
Отвечают с объяснениями.(Слайд № 3)
- Какие числа мы называем противоположными? - Числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.
Отвечают по поднятой руке и поясняют свой ответ.( Слайд № 4)
-Посмотрите на выражения, представленные на слайде. По какому признаку были разделены выражения по группам? Выражения, содержащие скобками и без скобок. (Слайд № 5)
- Найдите значения выражений в правом и левом столбиках, выберите выражения, значения которых равны и запишите соответствующие равенства в рабочих тетрадях. (Слайд № 6)
4.Постановка темы и целей урока.
- Можно ли левое выражение преобразовать к правому?
- Какая операция выполняется при переходе?
- Умеем ли мы раскрывать скобки? Умеем, с помощью свойств действий.
- Всегда ли можно применить свойства? Приведите пример из предложенных, где для раскрытия скобок нельзя применить свойства.
Умеем ли мы с вами раскрывать скобки, не применяя свойств? Нет.
Какова же тема и цель нашего урока? Высказывают свое мнение, предлагают формулировки темы: «Раскрытие скобок» и цели урока: научиться раскрывать скобки, не применяя свойств.
5.Открытие нового знания.
Формулируем тему и цели урока: «Раскрытие скобок»
1) научиться раскрывать скобки,
2) научиться применять правило раскрытия скобок при выполнении заданий.
(Слайд № 7)
- А сейчас вы поработаете в парах и выполните следующее задание: разделите выражения - Поработаем с выражениями первой группы: найдите их значения, затем опустите скобки и снова найдите значения получившихся выражений.
на две группы по знаку, который стоит перед скобками.
- Попробуйте сформулировать правило раскрытия скобок, когда перед ними стоит знак «+».
- Продолжаем работать. Поработайте также с выражениями второй группы в парах и сделайте вывод.
- Значит просто опускать скобки в этом случае нельзя. Попробуйте опустить скобки и поменять знаки слагаемых, стоящих в скобках на противоположные. Пример:
2,7 – (5 - 2,7)=2,7-5+2,7=0,4.
-Сформулируйте правило раскрытия скобок.
Формулируют правило. После обсуждения записывают в тетрадь. (Слайд № 8)
- Это правило можно сформулировать и в стихотворной форме. (Слайд № 9)
7.Закрепление изученного материала.
- Давайте будем учиться применять новые правила при выполнении заданий.
Выполняют практические задания у доски с комментариями.( Слайд № 10)
Поработайте в парах. Сопоставьте выражения из правого и левого столбцов.
Выполняют задание в рабочих тетрадях и отвечают.
(Слайд № 11)
(Слайд № 12) - Выполните задания самостоятельной работы в рабочих листах.
На выполнение вам отводится 3 минуты.
- Поменяйтесь работами с соседом и проверьте работу по слайду.
- Не забываете указывать ФИ проверяющего и выставить оценку:
«3» - 3 правильно выполненные задания,
«4» - 4 правильно выполненные задания,
«5» - 5 правильно выполненных задания.
(Слайд № 13.)
8.Итог урока. Рефлексия.
-Какую математическую операцию мы научились выполнять?
- Сформулируйте правила раскрытия скобок.
-С каким знаком при раскрытии скобок проблем больше и почему?
-При решении каких математических задач мы будем применять изученные правила?
-Оценки за самостоятельную работу из рабочих тетрадей будут выставлены в журнал.
(Слайд № 14.)
Литература:
- Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч 1 (Обыкновенные дроби) / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 17-е изд. – М.: Мнемозина, 2006. – 153 с.
- Выговская В.В. Поурочные разработки по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 544 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru