Проблемы преподавания математики в средней школе
Соловьева Мария Сергеевна
Нельзя сказать, что проблема преподавания математики в средней школе нова. Конечно, нет. Но любой педагог, обучающий этому предмету (не берем физико-математические школы), подтвердит, что вся любовь, которую испытывают ученики в начальной школе к этому предмету, очень быстро испаряется при переходе в среднее звено.Учителя начальных классов тоже часто недоумевают: в среднее звено отдавал отличника, а третья четверть – и ребенок скатывается до троек.
Безусловно, здесь присутствует несколько факторов. Одним из первых является методика преподавания математики. Если в начальной школе – все новое начинаем изучать с повторения, проведения аналогии (особенно, если говорить о традиционном учебнике М.И.Моро и др.), то , например, линейка учебников Никольского С.М. повторения, так такового, вообще не подразумевает. Точнее, есть что-то невнятное в самом конце учебника, но этого точно недостаточно для закрепления знаний. По мнению автора, вполне достаточно один раз разобрать с ребенком тему, чтобы он спустя пару-тройку месяцев мог достаточно легко ее воспроизвести. Однако, к сожалению, данный подход не работает. Или работает, не со всеми детьми.
Еще одним фактором являются психологические особенности детей. Мы часто сталкиваемся со словами «инклюзия», но, к сожалению, наши учебники не рассчитаны на детей, которых отличают следующие психологические особенности: гиперактивновность, дефицит внимания, заболевания аутического спектра и т.д.
Еще один фактор, который влияет на усвоение такого сложного предмета, как математика, это отсутствие мотивации к обучению. К сожалению, современное поколение привыкло к тому, что все легко. Они не приучены преодолевать какие-либо сложности. И если сталкиваются с трудностями – то самый распространенный способ, чтобы их преодолеть, они делают вид, что трудностей не существует. Отсюда пробелы в знаниях, не умение провести аналогию, сделать вывод. У современного ученика, часто отсутствует навык чтения, что затрудняет восприятие текста задач, не говоря уже о её смысле. Читаем не вникая, а следовательно, и не понимая о чем идет речь. Еще одна особенность – наши дети, говорят на другом языке. Приведу пример, читаем задачу, в которой кошки и собаки едят галеты. Около 90% детей не знают, что обозначает слово «галеты». Один из первых вопросов, которые задали мне ученики, что означает это слово, и только два человека приблизительно смогли объяснить, его лексическое значение.
Безусловны, мы пытаемся заинтересовать детей своим предметом. Но, к сожалению, чаще всего, это играет против нас. У учащихся и их родителей складывается впечатление, что школа им должна. При современных возможностях, которые дает интернет, многое можно отработать дома, самостоятельно. Но проще ничего не делать, а дальше свалить все на учителя, дескать, он не научил.
Но если есть проблемы, значит должны быть и предложения по их решению. Многие видят эти решения в следующем:
- Не уменьшать количество часов на математику. Достаточно очевидное решение. Любой учитель скажет, что ему не хватает времени закрепить, или более полноценно дать тот, или иной материал. На данный момент в школьной программе присутствует ряд дисциплин, которые дублируют друг друга, но при этом часы математики и русского языка заметно сокращены. Н
- ) Не унифицировать учебники и вообще минимизировать вмешательство «методистов» и «органов управления образованием» в преподавание. Всем известно, что существует так называемый перечень учебников, которые рекомендованы к использованию. И все прекрасно знают, что в один год линейку учебников просто могут убрать из этого списка, а года через 2 – опять включить. Итог этой чехарды, более чем печален.
- Не искать волшебных средств, которые быстро научат ребенка учиться. К сожалению, хороший результат - это не всегда быстрый результат.
- Не торопить учителей при реализации программы. Всем известно, что дети у нас разные. Поэтому стандартная программа, к сожалению, не позволяет учесть все их особенности по усвоению нового материала. Следовательно, существует необходимость позволить учителям корректировать программу.