Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проблемы преподавания математики в средней школе

Соловьева Мария Сергеевна
Нельзя сказать, что проблема преподавания математики в средней школе нова. Конечно, нет. Но любой педагог, обучающий этому предмету (не берем физико-математические школы), подтвердит, что вся любовь, которую испытывают ученики в начальной школе к этому предмету, очень быстро испаряется при переходе в среднее звено.
Учителя начальных классов тоже часто недоумевают: в среднее звено отдавал отличника, а третья четверть – и ребенок скатывается до троек.
Безусловно, здесь присутствует несколько факторов. Одним из первых является методика преподавания математики. Если в начальной школе – все новое начинаем изучать с повторения, проведения аналогии (особенно, если говорить о традиционном учебнике М.И.Моро и др.), то , например, линейка учебников Никольского С.М. повторения, так такового, вообще не подразумевает. Точнее, есть что-то невнятное в самом конце учебника, но этого точно недостаточно для закрепления знаний. По мнению автора,  вполне достаточно один раз разобрать с ребенком тему, чтобы он спустя пару-тройку месяцев мог достаточно легко ее воспроизвести. Однако, к сожалению, данный подход не работает. Или работает, не со всеми детьми.
Еще одним фактором являются психологические особенности детей. Мы часто сталкиваемся со словами «инклюзия», но, к сожалению, наши учебники не рассчитаны на детей, которых отличают следующие психологические особенности: гиперактивновность, дефицит внимания, заболевания аутического спектра и т.д.
Еще один фактор, который влияет на усвоение такого сложного предмета, как математика, это отсутствие мотивации к обучению. К сожалению, современное поколение привыкло к тому, что все легко. Они не приучены преодолевать какие-либо сложности. И если сталкиваются с трудностями – то самый распространенный способ, чтобы их преодолеть, они делают вид, что трудностей не существует. Отсюда пробелы в знаниях, не умение провести аналогию, сделать вывод. У современного ученика, часто отсутствует  навык чтения, что затрудняет восприятие текста задач, не говоря уже о её смысле. Читаем не вникая, а следовательно, и не понимая о чем идет речь. Еще одна особенность – наши дети, говорят на другом языке. Приведу пример, читаем задачу, в которой кошки и собаки едят галеты.  Около  90% детей не знают, что обозначает слово «галеты». Один  из первых вопросов, которые задали мне ученики, что означает это слово, и только два человека приблизительно смогли объяснить, его лексическое значение.
Безусловны, мы пытаемся заинтересовать детей своим предметом. Но, к сожалению, чаще всего, это играет против нас. У учащихся и их родителей складывается впечатление, что школа им должна. При современных возможностях, которые дает интернет, многое можно отработать дома, самостоятельно. Но проще ничего не делать, а дальше свалить все на учителя, дескать, он не научил.
Но если  есть проблемы, значит должны быть и предложения по их решению.  Многие видят эти решения в следующем:
  1. Не уменьшать количество часов на математику. Достаточно очевидное решение. Любой учитель скажет, что ему не хватает времени закрепить, или более полноценно дать тот, или иной материал. На данный момент в школьной программе присутствует ряд дисциплин, которые дублируют друг друга, но при этом часы математики и русского языка заметно сокращены. Н
  2. ) Не унифицировать учебники и вообще минимизировать вмешательство «методистов» и «органов управления образованием» в преподавание. Всем известно, что существует так называемый перечень учебников, которые рекомендованы к использованию. И все прекрасно знают, что в один год линейку учебников просто могут убрать из этого списка, а года через 2 – опять включить. Итог этой чехарды, более чем печален.
  3.  Не искать волшебных средств, которые быстро научат ребенка учиться. К сожалению, хороший результат  - это не всегда быстрый результат.
  4. Не торопить учителей при реализации программы. Всем известно, что дети у нас разные. Поэтому стандартная программа, к сожалению, не позволяет учесть все их особенности по усвоению нового материала. Следовательно, существует необходимость позволить учителям корректировать программу.
Безусловно, это не решит проблему преподавания математике в средней школе, но позволит искать новые способы преодоления этой проблемы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»