Приемы быстрого счета
Максимова Ирина Геннадьевна,
учитель математики ГБОУ
СОШ № 481 Санкт-Петербурга
Аннотацияучитель математики ГБОУ
СОШ № 481 Санкт-Петербурга
Можно ли представить мир без чисел? Давайте вспомним, что мы с вами делаем изо дня в день: без чисел не сделаешь покупки в магазине, ни времени не узнаешь, ни номера телефона не наберешь. А другие достижения современности! Они попросту были бы невозможны, если бы не наука о числах. Отвечая на вопрос «сколько?», мы почти всегда называем то или иное число. Число - одно из основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или измерения.
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов, изучаемых в школе, потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник, обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т. д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9 - м классе и в 11 - м классе, а для этого, обучаясь с 1 - го класса, необходимо качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.
Но в нашем современном мире бытует мнение, что сейчас человеку не надо самому уметь считать, а особенно уметь считать быстро. Для этого существуют компьютеры, калькуляторы и другие гаджеты. Сейчас, на этапе стремительного развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят утруждать себя использованием приемов быстрого счета в уме.
Польза быстрых устных вычислений огромна:
1) Применяя законы арифметических действий к различным вычислениям, можно повторить, закрепить, усвоить их не механически, а сознательно.
2) При устных вычислениях развиваются логическое мышление, внимание, сосредоточенность, смекалка, самостоятельность, гибкость ума.
3) Устный счет содействует тренировке памяти.
4) В то время как письменные вычисления однообразны и шаблонны, в устных вычислениях нет готового шаблона и приемы вычислений разнообразны, что способствует развитию чрезвычайно полезных качеств человека.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы:
- показать как быстро, рационально и без использования различных гаджетов научиться в жизни использовать те математические знания, которые мы приобретаем в стенах школы;
- показать не только то, что сам процесс выполнения действия может быть важным, необходимым для получения дальнейшего математического образования, но и очень интересным занятием.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
- подобрать и изучить приемы быстрого счета, которые можно использовать, для упрощения вычислений;
- показать необходимость их применения;
- доказать результативность использования различных видов быстрого счета для повышения познавательного интереса к урокам математики;
- развивать логическое и творческое мышление.
- провести исследования с учащимися пятых, шестых и седьмых классов на применение приемов быстрого счета.
- составить памятку для учащихся 5 – 7 классов по рациональному использованию приемов быстрого счета.
Объект исследования: приемы быстрого счета.
Предмет исследования: характеристики приемов и способов быстрого счета, помогающие выбрать наиболее эффективный и быстрый метод решения.
При выполнении работы были использованы следующие приемы и методы:
- опрос (анкетирование);
- анализ (статистическая обработка данных);
- работа с источниками информации;
- практическая работа;
- наблюдения.
Структура работы: данная работа включает в себя теоретическую часть (анализ собранной информации по теме) и практическую часть (проведение исследования по теме).
Основная часть
§1. Старинные способы быстрого умножения
В прошлые времена было много способов счета. Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало руки. Пальцы всегда при нас.
Рука человека – первая «счетная машина». Мальчик, выгоняя стадо коз, загибал пальцы, а когда загонял их обратно, то опять пересчитывал по пальцам и сравнивал, все ли пальцы он загнул. Пальцы были первыми условными знаками обозначения чисел. Так родилась идея использовать пальцы для обозначения чисел. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги, это означало двадцать.
Когда в пересчете участвовало много животных, то пальцы кончались, и возник вопрос, как обозначить десятки. Тогда обратились к зарубкам, камешкам.
В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по-латински означает «камень»!
В России сохранилось выражение: «Заруби себе на носу». Оно говорит о том, что для запоминания чего-либо важного следует сделать зарубку. Слово «нос» в данном случае произведено от слова «носить». В старые времена многие люди носили при себе для зарубок небольшие палочки. Называли их «нос», а чтобы запомнить нужное число, делали на «носу» соответствующее число зарубок – меток.
Перуанские инки вели счет животных и урожая, завязывая узелки на ремешках или шнурках разной длины и цвета. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем. Веревочные счеты с узелками были в ходу и в России, а также во многих странах Европы. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых платках на память.
Первые способы быстрого счета тоже берут начало из давних времен.
- Русский крестьянский способ умножения
Пример 1 14х38=532 |
Пример 2 16х29=464 |
Пример3 6х215=1290 |
|||
16 | 29 | ||||
7 | 76 | 8 | 58 | 3 | 430 |
3 | 152 | 4 | 116 | 1 | 860 |
1 | 304 | 2 | 232 | 860+430=1290 | |
304+152+76=532 | 1 | 464 |
- Записать числа на одной строчке, провести между ними вертикальную черту.
- Числа левого столбика делим на 2 (если при делении возникает остаток – отбрасываем его).
- Числа правого столбика умножаем на 2.
- Запись заканчивается тогда, когда в левом столбике появится 1.
- Если все числа в левом столбике четные, то ответом будет последнее число правого столбика.
- Если в левом столбике и четные и нечетные числа, то вычеркиваем те строчки, в которых слева стоят четные числа.
- Далее оставшиеся справа числа складываем – это результат.
- Старинный способ умножение на 9 на пальцах
Для того, чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, достаточно просто посмотреть на руки. Надо загнуть палец, который соответствует умножаемому числу (например 9 x 4 - загнуть четвертый палец), посчитать пальцы до загнутого пальца (в случае 9 x 4 – это 3), затем посчитайте после загнутого пальца (в случае 9х4 – это 6 ). Ответ – 36.
Умножение методом Ферроля.
Для умножения двух чисел сначала:
- перемножают единицы множителей;
- для получения десятков, умножают десятки одного на единицы другого и наоборот;
- результаты складывают;
- для получения сотен перемножают десятки.
Например: 17 х14=238
а) 7х4=28, пишем 8 (2 запоминаем);
б) 1х4+7х1+2 =13, пишем 3 (1 запоминаем);
в) 1х1+1=2, пишем 2. Конечный ответ: 238
- Итальянский способ умножения. «Метод решетки»
Использование приема:
Найдем произведение чисел 56 и 32.
- Горизонтально запишем число 56, вертикально 32. Проводим диагонали.
5 | 6 | |
3 | 1 5 |
1 8 |
2 | 1 0 | 1 2 |
- На пересечениях этих диагоналей находим произведения чисел.
- Складываем числа по диагоналям.
§2. Анализ литературных источников.
За простыми действиями сложения, вычитания, умножения и деления скрываются тайны истории математики. Случайно услышанные слова «умножение решеткой», «способ сдвига», «умножение пирамидой», «шахматным способом» заинтриговали. Мне захотелось узнать эти и другие способы вычислений, а также сравнить их с сегодняшними.
2.1. Работать над темой исследования мы начали с обзора и анализа различных литературных источников. Одним из самых известных математиков, который занимался приемами быстрого счета еще в 1941 году, был Яков Исидорович Перельман. В его книге «Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета» описывались наиболее простые и легко усваиваемые приемы быстрого устного счета. Автор сетовал, что «в настоящее время в продаже нет руководств, содержащих наставления к быстрому выполнению счетных операций в уме. Поэтому полезным собрать в краткой брошюре некоторые из них»[1]. Приемы, разработанные автором, были рассчитаны на «средние способности» учеников и, по его мнению, их можно было применять в повседневной жизни.
В книге собраны различные приемы умножения и деления на однозначные и двузначные числа. Например:
- Умножение на 5 и на 25;
- Умножение на 11/2, на 1 1/4, на 21/2, на¾;
- Умножение на 15, на 125, на 75;
- Умножение на 9 и на 11;
- Деление на 5, на 11/2,на 15;
- Возвышение в квадрат;
- Вычисления по формуле (а + b) (а – b) = а² — b²
Многие из этих приемов нам известны из школьного курса математики. В конце же своей книги Я.И.Перельман, обращаясь к читателю, писал: «В нашей книжечке указаны только простейшие, наиболее удобоприменимые способы устного выполнения действий умножения, деления и возвышения в квадрат. Практикуясь в сознательном пользовании ими, вдумчивый читатель выработает для себя ряд еще и других приемов, облегчающих вычислительную работу»[2]. Эта фраза дала нам стимул для дальнейшего изучения темы нашего исследования.
2.2.Следующим источником, который нас очень заинтересовал и побудил продолжать начатую работу, стала книга английского математика Билла Хэндли «Считайте в уме как компьютер»[3], автора учебников по устному счету. В этой книге предлагаются простые и эффективные методы, позволяющие с быстротой молнии выполнять в уме такие вычисления, как умножение, деление, сложение и вычитание чисел, операции с дробями, извлечение квадратных и кубических корней.
Ведь всем известно, что надо знать назубок таблицу умножения. А если забыл, то мы знаем только один способ нахождения нужного результата: замена умножения сложением. Б.Хйндли предлагает абсолютно неизвестные, а потому очень интересные современному школьнику способы умножения.
Умножение чисел до 10
Пример: 7 × 8 =
⃝ ⃝
- Нарисуем кружки под каждым из двух перемножаемых чисел.
- Рассмотрим первый из множителей. Сколько ему не достает до числа 10? Ответ:3. Впишем 3 в кружок под числом 7.
- Сколько не достает до числа 10 второму множителю? Ответ:2. Впишем его под числом 8.
3 ⃝ 2 ⃝
- Теперь выполним вычитание накрест. Вычтем любое из чисел в кружках из числа, расположенного над ним накрест. (8 – 3 = 5 или 7 – 2 = 5). Это первая цифра произведения.
- Перемножим числа в кружках. (3×2=6). Это вторая цифра произведения.
Основной метод счета, используемый автором – опорное число.В книге можно получит информацию о том, как с помощью опорных чисел умножать, делить и проверять свои вычисления.
Например:
- перемножение чисел над и под опорным числом;
- умножение с помощью двух опорных чисел;
- сложение;
- вычитание;
- возведение в квадрат;
- прямое деление;
- прямое умножение
- деление посредством сложения и т.д.
Как признается сам автор, на написание данной книги его вдохновили методы из работы Яакова Трахтенберга, с которыми он ознакомился еще в детстве. Однако, приемы, предложенные в книге Б. Хэндли, отличаются от системы быстрого счета по Трахтенбергу.
2.3. Яаков Трахтенберг- еврейско-русский математик, который, находясь в заключении в Освенциме, фашистском концлагере во время Второй мировой войны, разработал систему быстрого счета. Занимался он этим, чтобы сохранить рассудок. Четыре мучительно долгих года, проведенных за колючей проволокой, Яаков посвятил разработке и совершенствованию своей математической системы. Когда арифметика начала казаться ему слишком уж “простой”, он перешел к алгебре.
Система Трахтенберга позволяет умножать большие числа на небольшие.Приведем один из примеров:
Рассмотрим умножение чисел на 11 по методу Трахтенберга.
Пример: 421 умножить на 11.
- Напишите последнюю цифру числа 421 в качестве правой цифры результата
1
- Каждая последующая цифра числа 421 складывается со своим правым соседом и записывается в результат: 1+2=3. Перед единицей записываем результат 3.
31
- Применим это действие еще раз: 2+4=6. Записываем и эту цифру в результате:
631
- Первая цифра числа 421, то есть 4, становится левой цифрой результата:
4631
Ответ: 4631.
Многие другие интересные и познавательные способы умножения по методу Я. Трахтенберга представлены нами в Приложении 2 к данной работе.
Система Яакова Трахтенберга популярно и доходчиво описана в изданной в США книге для детей “Мгновенная математика». Ее автором стала журналистка, корреспондент информационного агентства “Ассошиэйтед Пресс” Анна Кутлер. В нашей стране книга, в которой была описана система Трахтенберга, была издана в 1967 году. Авторами ее стали Катлер Энн и Май-Шейн Рудольф. Книга выдержала большое количество изданий на немецком и английском языках в Швейцарии, Великобритании, США и других странах[4].
В истории математики известно около 50 общих способов умножения и деления, отличающихся либо схемой записи, либо самим ходом вычисления. Пожалуй, принятые у нас обычные способы умножения и деления являются наиболее удобными, но отнюдь не лучшим в применении. В Приложении 3 к данной работе мы рассмотрели основные приемы быстрого счета, с нашей точки зрения, наиболее интересные.
§3. Практическое исследование
Умеете ли вы считать? Такой вопрос мы задали ученикам пятых, шестых и седьмых классов. Вопрос, пожалуй, даже обидный для человека старше трехлетнего возраста. Естественно, ответом каждого было «да». Но вопрос – как считать? Можно считать на калькуляторе, можно считать столбиком в тетради, а можно считать устно, используя приемы быстрого счета. Нам захотелось выяснить, а знают ли учащиеся приемы быстрого счета, если нет, то помочь им освоить эти приемы, с этой целью составить для них памятку с рекомендациями по применению приемов быстрого счета.
Для того чтобы выяснить, знают ли современные школьники другие способы выполнения арифметических действий, кроме умножения, сложения, вычитания столбиком и деления «уголком» и хотели бы узнать новые способы, было проведеноанкетирование в трех классах: 5а, 6б и 7а.Ребятам были заданы 5 простых вопросов. В опросе приняли участие 72 человека. В таблице показаны результаты анкетирования.
- Какие Вы знаете способы быстрого счета?
- Где вам нужен устный счет?
- Как часто Вы используете приемы быстрого счета?
- Умеют ли Ваши родители считать быстро?
- Хотели бы Вы научиться быстро считать устно?
Проанализировав результаты, мы сделали выводы, что большинство учеников считает, что умение считать пригодится в жизни и необходимо в школе, особенно при изучении математики, физики, химии, информатики и технологии. Приемы быстрого счета знают несколько учеников и почти все хотели бы научиться быстро считать. (Результаты анкетирования отражены в диаграммах) .
Заключение
Научиться быстро считать не так уж сложно, а хорошему физику и математику просто необходимо владеть основными приемами быстрого счета. Все те способы быстрого счета, которые мы рассмотрели в данной работе, рассчитаны на ум "обычного" человека и не требуют уникальных способностей. Главное - более или менее продолжительная тренировка.
Описывая старинные способы вычислений и современные приемы быстрого счета мы попытались показать, что как и в прошлом, так и в будущем без знания и практического применения математики в жизни не обойтись.
Все рассмотренные нами методы быстрых вычислений говорят о многолетнем интересе ученых и простых людей к игре с цифрами. Используя некоторые из этих методов на уроках или дома можно развить скорость вычислений, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Таким образом, мы видим, что наша первоначальная гипотеза о том, что применение приемов быстрого счета облегчает вычисления, повышает вычислительную культуру учащихся и быстроту решения практических задач подтверждается. Цель, обозначенная нами в самом начале работы над данным проектом, достигнута, поставленные задачи – решены.
Выводы:
- Знание приемов быстрого счета облегчает выполнения различного рода задач как в школе, на различных предметах, так и в реальной жизни.
- Знание приемов быстрого счета развивает мышление, логику, внимательность, наблюдательность, гибкость ума.
- В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому результат нашей работы – составление памятки с указанием приемов быстрого счета будет полезен всем школьникам.
Список используемых источников
1.Арутюнян Е., Левитас Г. Занимательная математика.- М.: АСТ – ПРЕСС, 1999. – 368 с.
2. Билл Хэндли. Считайте в уме как компьютер. – Минск.: Попурри, 2006. – 352с.
3. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М.: Современное слово, 1978. – 128с.
4. Катлер Энн и Май-Шейн Рудольф. Система быстрого счета по Трахтенбергу. , 1967.
5. Перельман Я.И. Быстрый счет. Тридцать простых приемов устного счета. – Л.;,1941. – С.3
6. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М., Транзиткнига, 2005.