Методическая разработка
Закрепление материала на уроках математики
Бушуева Екатерина Павловна,
учитель истории Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга;
Красова Инна Викторовна,
учитель математики
ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга;
Красова Инна Викторовна,
учитель математики
ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
Все приезжающие в Петербург беспрестанно
повторяют слово «фантастика».
Фредерик Бегбедер. Идеаль
Работа в петербургской школе предполагает особый подход к методике преподавая, ведь большинство выпускников по окончании учебного заведения остается в родном городе. Воспитанием подрастающего поколения необходимо заниматься. Для этого не выделяются отдельные часы в учебном плане и возможно ли за 1-2 часа в неделю приобщиться к богатейшей культуре города? В качестве решения данного вопроса наиболее подходящей идеей видится внедрение петербургского текста в концепцию изучения всех школьных наук, царицей которых по праву принято считать математику.повторяют слово «фантастика».
Фредерик Бегбедер. Идеаль
В контексте современного подхода к построению урока включение петербургской тематики вполне возможно в процессе закрепления материала.
Детям предлагается составить задачи по простому тексту о Петербурге в основе которых будут правила, изученные на уроке.
Благоприятным будет и сотрудничество учителей в данном вопросе, таким образом при изучении материала на уроках истории города в качестве рефлексии может быть применено такое же задание. Для того, чтобы составить задачу ученику потребуется изучить текст несколько раз и несколько раз повторить правило, чтобы корректно сформулировать условие задачи. Учителя русского языка в подобных заданиях видят пользу в том, что учащиеся получают возможность потренироваться корректно задавать вопросы и отвечать на них.
В качестве примеров хотелось бы привести несколько задач, составленных учениками 5 класса:
- 8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда, которая закончилась 27 мая 1944г. Сколько полных лет длилась Блокада Ленинграда?
- В 1955 году открыли метрополитен, в каком году ему исполнилось 50 лет? В каком будет 70 лет?
- В 2018 году Петербургу исполнилось 315 лет. С 1914 по 1924 наш город назывался Петроград, а с 1924 по 1991 –Ленинград. Сколько лет город носит имя Санкт-Петербург?
- Я родился в 2008 году. Сколько лет исполнится Санкт-Петербургу, когда я буду праздновать свое совершеннолетие?
- Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 года, первая железная дорога в России – Царскосельская начала свою работу 30 октября 1837 году, сколько полных месяцев до Царскосльского лицея можно было добраться только на лошадях?
- В 1725 году население Санкт-Петербурга составляло 40 тысяч жителей, в 1857 году – 472 тысячи. Во сколько раз увеличилось количество жителей и за какое время?
Предлагаемый вариант закрепления знаний по предмету отвечает требованиям современного образовательного стандарта: каждый ученик самостоятельно определяет уровень сложности, качество выполнения задания. Метапредметность в данном случае играет ключевую роль. Ребенок на практике видит каким образом знания по одному предмету связаны с другими областями наук, каким образом они взаимодействуют. Оттачивая тем самым познавательные (узнает новый материал), регулятивные (самоконтроль процесса и результата своей деятельности), личностные (формирование адекватного позитивного осознанного отношения к своему городу, осознание взаимосвязи), коммуникативные (при работе в парах, группах).
В целом подобная практика может быть применена в различных сферах школьных наук, что позволяет создать у выпускника целостное представление о Санкт-Петербурге, помочь с самоопределением в будущей жизни.
Одним из главных и наиболее рациональных в рамках школьного образования видится семиотический подход, основоположниками которого стали Ф. де Соссюр, Р. Борт, М. Пирс, Ю. Лотман. В рамках данного подхода Петербург и его городскую культуру можно рассматривать как текст. В данном случае у учителя возникает больше возможностей использования петербурговедческих данных в рамках своего предмета. Понимание городского текста одно из актуальных направлений современного школьного образования. Память хранит всю информацию, бывшую с человеком, весь его опыт. Личный опыт в данном слишком мал, чтобы, минуя историческое знание, преуспеть в эпоху знаний, информационную эпоху, переживаемую ныне. Чтобы освоить науки требуется постепенное изучение материала, погружение в последовательную историческую логику развития научной мысли. Без знания истории вообще и истории и культуры своего народа в частности человек не может ответить ни на один серьезный мировоззренческий вопрос в данной области. Будет отсутствовать возможность опереться в своих поисках на опыт предыдущих поколений. Более того, без знания у человека с малой долей вероятности появятся серьезные вопросы и запросы. Чтобы возник такой масштабный вопрос, необходимо уметь окинуть мысленным взором масштаб эпох, масштаб истории. А без знания исторического и культурного этого сделать нельзя. Каждый человек по мере своего взросления и развития накапливает определенный багаж знаний, способов выражения, методов познания, коммуникации. Определенный семиотический код с помощью которого можно этого человека и идентифицировать. Одной из задач современного петербургского образования является создание и воплощение в горожанах определенного семиотического кода петербуржца, ведь можно быть жителем города, но не быть петербуржцем. Задача эта трудновыполнимая и требующая комплексного подхода, который может обеспечить Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках смежных дисциплин. Для того чтобы текст состоялся необходимо активное сотворчество, чтобы город продолжал быть городом необходимо соучастие горожанина.