Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка для уроков математики

Петербургские задачи

Бушуева Екатерина Павловна,
учитель истории Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга;
Красова Инна Викторовна,
учитель математики, ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
 
Задача данной методической разработки заключается в  попытке внедрения Петербурговедения в школьное образование как метапредметного понятия создающего целостное образное восприятие Петербурга на примере уроков математики. Это позволяет решить некоторые актуальные на сегодняшний день проблемы петербургского образования: становление системы ценностей и жизненных смыслов ребенка, освоение пространства петербургской культуры, осмысление целей жизни и самоопределение в пространстве Санкт-Петербурга посредством уроков математики.
Петербург – это уникальное образовательное пространство, которое окружает нас практически ежедневно. Город «формирует» своих жителей при помощи своих улиц и площадей, фасадов и дворов, садов и набережных, текстов им посвященных. Именно эстетический образ города создает своего жителя как личность. В предисловии к сборнику "Метафизика Петербурга" говорится: "в глубине души мы неизбежно храним некий образ, или символ родного города, который не вмещается в пространство и время наших суетных будней. Время его не измерить часами и годами, пространство не расчертить на туристической карте. Но, только вмещая в свой собственный опыт толику бесконечности культурного пространства и обратимости времени, мы приближаемся, быть может, и в текстах и в жизни к собственным судьбам"[1]
В научной литературе не раз высказывалась мысль о  том, что внеднерение петербургского текста в образование не только полезно с точки зрения воспитания подрастающего поколения юных петербуржцев, но и улучшает внимание детей к изучению нового материала. Школьник физически не может запомнить все, что ему говорят на уроках или написано в учебниках. Введение такого метапредметного понятия как Петербург призвано объединить разрозненные знания, помочь представить, местами удивить, показать новый взгляд на привычные вещи, раскрыть обыденные понятия с новой стороны. Перед современным учителем стоит сложная задача: с одной стороны приоритетным считается с точки зрения современных образовательных стандартов целостное и всестороннее развитие школьника, а с другой   в результате обучения ребенку необходимо показать знания, которые подчас сформулированы в тестовой форме и не оставляют пространства для творчества. Времени для полноценного изучения предмета учителю не хватает. Одним из выходов видится интеграция петербургского текста в рамки смежных дисциплин. Культура Петербурга достаточно разнообразна, чтобы объединить в себе знания по всем предметам школьного курса. Предпринимаются попытки внедрения петербурговедческое образование в образовательный процесс.
Взамен устаревших и, возможно, далеких от современных детей задач про детских сказочных героев Винни-Пуха, Мальвину и Пьеро, задач и филателистах (обязательно в классе найдется несколько человек, которые не знают о таком увлечении) Мной были подготовлены в основе которых заложены базовые знание о Санкт-Петербурге.
 «Числовые и буквенные выражения. Формулы.»
  1. В Петербурге находится а водоемов и 93 реки. Сколько всего рек и водоемов в Санкт-Петербурге?
  2. В Египетском зале Эрмитажа находится Х скульптур. Потом 58 из них отправили на выставку, а на их место выставили у новых экспонатов. Вычислите значение полученного выражения, если х=86, у =15.
  3. Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, в центральной части х, а остальные – в новых районах. Сколько мотов построено в новых районах, если  х=315.
  4. В Петербурге х дворцов спорта и стадионов, в 2018 году было открыто  еще 2, а у закрыты на реставрацию, Сколько сейчас дворцов спорта и стадионов открыты для посещения, если х=10, у=3.
  5. В 2015 году в Петербурге открылось по х новых детских бассейнов в каждом районе городе. В 2017 в половине районов открылось еще по одному бассейну. Сколько всего открылось бассейнов с 2015 года если х=3?
Точные дисциплины, наравне с гуманитарными в процессе урока должны решать воспитательные задачи.  В методической литературе для учителей технической направленности не раз высказывается мысль о ведущей роли математики в умственном развитии человека, формировании его рациональной деятельности. На основе петербургского  текста появится возможность решать задачи актуализации знаний, практическое применение знаний, месте предмета в системе наук, роли предмета в теории и на практике, воспитание гражданственности. Данная методика предполагает отказ от сложившейся для многих предметов системы изложения и воспроизведения знаний и навыков, что в целом отвечает новым образовательных стандартам. Будущее в преподавании математических наук видится в комплексном решении образовательных и воспитательных задач, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Дифференцация обучения предполагает, что одни ребята ограничатся рамками школьной программы, а другие в соответствии со своими склонностями пойдут дальше.
Увеличивая или уменьшая сложность задач возможно их применение на всех ступенях школьного (и не только) образования. Теоретические задачи по математике намного интересней решать на примере уже знакомого материала:
  1. Плотность населения Санкт-Петербурга 3566,33  чем/км2. Размер Дворцовой площади 5 га. Сколько человек проживало бы в городе, если бы площадь Петербурга сократилась бы до размеров Дворцовой площади, сохранив ту же плотность населения?
  2. Площадь ЦПКиО им. Кирова равна 20 га. Сколько тонн картошки можно собрать, если засеять ей весь парк? При средней урожайности 42 кг/сотка.
  3. Средняя скорость пешехода 4 км/ч, а велосипедиста 15 км/ч. Через сколько минут встретятся пешеход и велосипедист, если будут двигаться навстречу друг другу с разных концов Невского проспекта (протяженность 5.5 км)
  4. Пасажиропоток станции Петербургского метрополитена улица Дыбенко в месяц составляет 1606541 человек, а Ладожской 2230953 человек в месяц. Посчитайте на сколько процентов пассажиропоток станции Ладожская, превышает пассажиропоток станции Улица Дыбенко.
  5. Самый большой пассажиропоток у станции Петербургского метрополитена «Проспект Просвещения» 2397451 чел/мес, а самый маленький у станции «Достоевская» 224632. За сколько дней через станцию метро «Проспект Просвещения» проходит пассажиропоток станции «Достоевская» при учете, что в выходные дни пассажиропоток всего метрополитена снижается на 20%.
Изучение Санкт-Петербурга в рамках смежных дисциплин - актуальное направление современного среднего общего образования, в результате которого формируется целостное осмысление многоплановой картины мира в целом у выпускников петербургской школы. Всестороннее изучение Санкт-Петербурга трудно назвать одной наукой, это комплекс, который должен быть актуализирован при изучении смежных школьных дисциплин. Петербурговедение является эффективным педагогическим средством активизации всей учебно-воспитательной и организационно-методической работы школы.
 
  1. Розанов В.В., Сумерки просвещения : [сборник / сост. и авт. очерка о В.В. Розанове: В.Н. Щербаков]. Стр.23 - Москва : Педагогика, 1990. - 620, [2]

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»