Методическая разработка для уроков математики
Петербургские задачи
Бушуева Екатерина Павловна,
учитель истории Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга;
Красова Инна Викторовна,
учитель математики, ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
учитель истории Санкт-Петербурга
ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга;
Красова Инна Викторовна,
учитель математики, ГБОУ гимназия № 343
Невского района Санкт-Петербурга
Задача данной методической разработки заключается в попытке внедрения Петербурговедения в школьное образование как метапредметного понятия создающего целостное образное восприятие Петербурга на примере уроков математики. Это позволяет решить некоторые актуальные на сегодняшний день проблемы петербургского образования: становление системы ценностей и жизненных смыслов ребенка, освоение пространства петербургской культуры, осмысление целей жизни и самоопределение в пространстве Санкт-Петербурга посредством уроков математики.
Петербург – это уникальное образовательное пространство, которое окружает нас практически ежедневно. Город «формирует» своих жителей при помощи своих улиц и площадей, фасадов и дворов, садов и набережных, текстов им посвященных. Именно эстетический образ города создает своего жителя как личность. В предисловии к сборнику "Метафизика Петербурга" говорится: "в глубине души мы неизбежно храним некий образ, или символ родного города, который не вмещается в пространство и время наших суетных будней. Время его не измерить часами и годами, пространство не расчертить на туристической карте. Но, только вмещая в свой собственный опыт толику бесконечности культурного пространства и обратимости времени, мы приближаемся, быть может, и в текстах и в жизни к собственным судьбам"[1]
В научной литературе не раз высказывалась мысль о том, что внеднерение петербургского текста в образование не только полезно с точки зрения воспитания подрастающего поколения юных петербуржцев, но и улучшает внимание детей к изучению нового материала. Школьник физически не может запомнить все, что ему говорят на уроках или написано в учебниках. Введение такого метапредметного понятия как Петербург призвано объединить разрозненные знания, помочь представить, местами удивить, показать новый взгляд на привычные вещи, раскрыть обыденные понятия с новой стороны. Перед современным учителем стоит сложная задача: с одной стороны приоритетным считается с точки зрения современных образовательных стандартов целостное и всестороннее развитие школьника, а с другой в результате обучения ребенку необходимо показать знания, которые подчас сформулированы в тестовой форме и не оставляют пространства для творчества. Времени для полноценного изучения предмета учителю не хватает. Одним из выходов видится интеграция петербургского текста в рамки смежных дисциплин. Культура Петербурга достаточно разнообразна, чтобы объединить в себе знания по всем предметам школьного курса. Предпринимаются попытки внедрения петербурговедческое образование в образовательный процесс.
Взамен устаревших и, возможно, далеких от современных детей задач про детских сказочных героев Винни-Пуха, Мальвину и Пьеро, задач и филателистах (обязательно в классе найдется несколько человек, которые не знают о таком увлечении) Мной были подготовлены в основе которых заложены базовые знание о Санкт-Петербурге.
«Числовые и буквенные выражения. Формулы.»
- В Петербурге находится а водоемов и 93 реки. Сколько всего рек и водоемов в Санкт-Петербурге?
- В Египетском зале Эрмитажа находится Х скульптур. Потом 58 из них отправили на выставку, а на их место выставили у новых экспонатов. Вычислите значение полученного выражения, если х=86, у =15.
- Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Сейчас их в нашем городе 539, в центральной части х, а остальные – в новых районах. Сколько мотов построено в новых районах, если х=315.
- В Петербурге х дворцов спорта и стадионов, в 2018 году было открыто еще 2, а у закрыты на реставрацию, Сколько сейчас дворцов спорта и стадионов открыты для посещения, если х=10, у=3.
- В 2015 году в Петербурге открылось по х новых детских бассейнов в каждом районе городе. В 2017 в половине районов открылось еще по одному бассейну. Сколько всего открылось бассейнов с 2015 года если х=3?
Увеличивая или уменьшая сложность задач возможно их применение на всех ступенях школьного (и не только) образования. Теоретические задачи по математике намного интересней решать на примере уже знакомого материала:
- Плотность населения Санкт-Петербурга 3566,33 чем/км2. Размер Дворцовой площади 5 га. Сколько человек проживало бы в городе, если бы площадь Петербурга сократилась бы до размеров Дворцовой площади, сохранив ту же плотность населения?
- Площадь ЦПКиО им. Кирова равна 20 га. Сколько тонн картошки можно собрать, если засеять ей весь парк? При средней урожайности 42 кг/сотка.
- Средняя скорость пешехода 4 км/ч, а велосипедиста 15 км/ч. Через сколько минут встретятся пешеход и велосипедист, если будут двигаться навстречу друг другу с разных концов Невского проспекта (протяженность 5.5 км)
- Пасажиропоток станции Петербургского метрополитена улица Дыбенко в месяц составляет 1606541 человек, а Ладожской 2230953 человек в месяц. Посчитайте на сколько процентов пассажиропоток станции Ладожская, превышает пассажиропоток станции Улица Дыбенко.
- Самый большой пассажиропоток у станции Петербургского метрополитена «Проспект Просвещения» 2397451 чел/мес, а самый маленький у станции «Достоевская» 224632. За сколько дней через станцию метро «Проспект Просвещения» проходит пассажиропоток станции «Достоевская» при учете, что в выходные дни пассажиропоток всего метрополитена снижается на 20%.
- Розанов В.В., Сумерки просвещения : [сборник / сост. и авт. очерка о В.В. Розанове: В.Н. Щербаков]. Стр.23 - Москва : Педагогика, 1990. - 620, [2]