Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики обучающихся с ОВЗ

Кучерова Светлана Дмитриевна
Цель:
Обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
  1. Строгая дозировка учебной нагрузки. 
  2. Построение урока с учетом  работоспособности учащихся.
  3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).
  4. Благоприятный эмоциональный настрой.
  5. Проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
 
      Практически здоровыми сегодня можно считать всего 34% детей.
Факторами школьной жизни оказывающими  разрушающее воздействие на здоровье современных детей называют:
             -инструктивно-программирующие методики, весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
              -продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
              -словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации, при этом подавляется творчество, которое заложено в детей природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать..
              -применение методик, разрушающие целостное восприятие мира.
              -чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей уже в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения.
 Поэтому при планировании современного урока применение  здоровьесберегающих технологий становится задачей №1..к ним относятся:
              -Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
              -Число видов учебной деятельности; изучение нового материала, устный счет, опрос учащихся,  решение задач,  ответы на вопросы и т.д.,  должно быть в пределах нормы (4-7 за урок)
              -Средняя продолжительность частоты чередования различных видов учебной деятельности: – 10-15 минут.
              -Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения  обучающихся
              -В течение урока учитель наблюдает за позами обучающихся (чередуются ли позы обучающихся  в соответствии с видом работы).
              -Применение физкультминутки и других оздоровительных моментов на уроке- их место, содержание и  содержание и  продолжительность: норма- 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений.
              -Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни:. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни.  Формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения.
              -Наличие у  обучающихся мотивации к учебной  деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
              -Психологический климат на уроке;
              -Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минут и т.п
 
              Обучающихся  с ОВЗ имеют ряд особенностей по сравнению нормально-развивающимися детьми,  это- нарушение восприятия и внимания, ослабленная память, небольшой объем психических процессов, быстрая утомляемость и пресыщаемость, недостаточно развитые процессы мышления и пр.
Для эффективности работы с такими обучающимися большое внимание следует уделять следующим моментам:
               -Каждый ученик должен своевременно до начала урока положить на стол нужные учебники, тетради, другие учебные принадлежности  и убрать с него все лишнее.
               -Большое значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного процесса: цель урока, краткий план, задания для устного счета или опроса должны быть представлены обучающимся в письменном виде.
               -Каждый урок начинается с проверки домашнего задания. В этом процессе принимают участие все ученики, оценивание выполненной ими работы проводится ими самими, они видят результат работы, у учащихся появляется интерес к предмету и происходит настраивание их на дальнейшее изучение его.  В случае же, если тетради собираются, то учащиеся видят результат проверки домашнего задания,  выполненной учителем. Чувство тревожности у учащихся снижается в процессе анализа типовых ошибок сделанных в работе.
              -При объяснении нового материала, которое строится по принципу «от простого к сложному» учитель на доске старается расположить задания таким образом, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей. По мере и выполнения заданий, с доски стираются только записи их решений, освобождается место для более сложных заданий и т.д. В конце урока решается самое сложное задание. Так как в процессе подготовки урока, при составлении заданий учителем учитываются возможности учащихся, то этот этап урока проходит без особых трудностей и у учащихся появляется чувство успешно выполненной работы.
              -Если целью урока является закрепление полученных умений и навыков, то
объем работы, которую необходимо выполнить на уроке, записан на доске или на карточке, где представлены задания разной сложности.  Это позволяет учащимся работать в своем темпе, выбрать степень сложности задания, что формирует их как субъектов учебной деятельности. При этом учитель находится в постоянной готовности помочь учащимся в решении их вопросов. Параллельно происходит решение заданий по плану на доске, что позволяет учащимся,  работающим в своем темпе самостоятельно проверить правильность решений. При работе у доски, учитель помогает учащемуся, в случае необходимости, наводящими вопросами, что создает у того  уверенность самостоятельной работы и формирует уверенность в себе.
              -На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: тема урока, цель урока         (или ее необходимо назвать устно), краткий план урока, задания для устного счета или опроса. Данные задания учителями нашей школы часто представлены в виде раздаточного материала, при составлении которого учитываются психологические особенности и учебные возможности учащихся.
              -Предлагая домашнее задание, учитель комментирует его и указывает, что ученики должны выполнить правильно, чтобы получить оценку «3», «4»или «5». Это развивает у учащихся способность оценивать себя адекватно и появляется желание стремиться к лучшим результатам.
              -Подводя итог урока, учитель говорит детям «Спасибо», если вся программа выполнена или в форме «Хотелось бы, чтобы на следующем уроке….», обращает внимание на моменты, помешавшие этот пан выполнить. С нашей точки зрения, замечания сделанные в такой форме не пугают учащихся, а наоборот дисциплинируют их и настраивают на «рабочую волну».
                -Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Также антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
                    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках окупается усилением работоспособности обучающихся, усилением мотивации на уроках, а, главное, укреплением здоровья учащихся.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»