Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система оценки в условиях ФГОС

Корнилова Ирина Николаевна,
к.п.н., учитель математики  ГБОУ СОШ
Лицей №623 имени И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897)  устанавливает особые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
         В соответствии с требованиями ФГОС ООО личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования  не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД (универсальные учебные действия).
Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по предмету
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
- определяет  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования,
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
- обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
- предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
- позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Новая система оценивания повышает учебную мотивацию школьников. А  система контроля позволяет решать важные социальные задачи: развивает у школьников умение проверять и контролировать себя, оценивать свою деятельность на уроке, деятельность своих одноклассников (само и взаимопроверка), находить ошибки и пути их исправления; позволяет выстраивать между одноклассниками пути взаимодействия, умение работать в группе.
Оценивание является постоянным процессом и происходит только по критериям, которые должны быть чётко прописаны на каждом этапе оценочной деятельности.
С помощью отметки оцениваются только результаты деятельности ученика, а не личные качества ребёнка.
В своей работе использую следующие виды оценивания:
- стартовая диагностика, которая проводится в начале учебного года;
- промежуточная диагностика, которая проводится в декабре каждого учебного года;
- итоговая диагностика, которая проводится в конце учебного года.
Диагностические контрольные работы составляю на основе авторской методики обученности (методика В.Н. Максимовой – Т.И. Дормидоновой), которая включает в себя задания, последовательно отражающие этапы процесса усвоения:
1) узнавание;
2) запоминание;
3) понимание;
4) применение репродуктивное (или внутритемное обобщение);
5) применение поисковое (или межтемное обобщение);
6) применение творческое (или межпредметное обобщение).
Узнавание и запоминание соответствуют репродуктивному способу (уровню)  овладения познавательной деятельностью и усвоения; понимание и репродуктивное применение (внутритемное обобщение как один из его вариантов) – поисковому уровню и способу усвоения; поисковое и творческое применение (межтемное и межпредметное обобщение соответственно) – творческому уровню познавательной деятельности и способу усвоения. Определение коэффициентов усвоения по каждому заданию позволяет установить  ведущий уровень познавательной  деятельности ученика и уровень его обученности.
Работа состоит из трёх частей.
Задания первой части (части А) позволяют проверить качество узнавания и запоминания учащимися изученного материала. Эти задания ориентируют учащихся на организацию репродуктивной деятельности, не требующей логической переработки фактического материала. В данную часть могут включаться задания с выбором ответов.
Задания второй части (части В) работы позволяют проверить качество понимания материала данного учебного предмета, а также умение делать обобщение внутри темы.
Выполнение заданий этой части работы ориентируют учащихся на частично-поисковый уровень познавательной деятельности, предполагающий использование для решения познавательной задачи необходимых логических операций (анализ, сравнение, доказательство, построение выводов и т.д.).
Задания третьей части (части С) работы ориентируют учащихся на обобщение учебного материала на уровне разных тем, а также разных предметов. Эти задания несут в себе элементы эвристики, творчества; требуют от учащихся проявления гибкости, нешаблонности  мышления, умения использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.
Совокупность всех  заданий позволяет учителю систематически получать данные о ходе процесса усвоения знаний и формировании умений, обнаруживать причины затруднений и проектировать адекватные корректирующие воздействия, что способствует повышению результативности обучения.
Трёхуровневая диагностика в течение учебного года позволяет обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. (Приложение 1)
Помимо трёхуровневой диагностики проводится текущее оценивание, которое проходит в течение учебного года с использованием разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга:
 - стандартизированные письменные и устные работы (математические диктанты, графические диктанты, самостоятельные работы, тесты, проверочные работы);
-  проекты (учебные проекты; исследовательские проекты), доклады;
- практические работы, творческие работы (сочинения, сообщения, ребусы, кроссворды по предмету);
- смотры знаний; 
- самоанализ, самооценка, наблюдение и методы, основанные на анализе письменных работ учащихся.
В конце учебного года готовлю для каждого ученика оценочный лист. В нем ученики отражают уровень овладения учебными умениями по предмету. Дети оценивают себя самостоятельно. (Приложение 2)
Результаты самооценки учащихся и итоги диагностической контрольной работы позволяют дать комплексную оценку полученным знаниям и умениям ребёнка.
Немаловажным аспектом в оценке учебных достижений ученика является его активное участие в проектной деятельности, олимпиадном  и конкурсном движении. Данная информация даёт учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ученика.

Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (утверждён приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г №1897).
2. Максимова В.Н. и др. Диагностика как фактор развития образовательной системы. Учебное пособие. – СПб.: ЛОИРО, 1996.- 86с
3. Ресурсы интернет.

 



You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»