Развитие творческих способностей учащихся
через проектную деятельность на уроках математики
.Корнилова Ирина Николаевна,
к.п.н., учитель математики
ГБОУ лицей №623 им. И.П. Павлова
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
ФГОС нового поколения ставит перед школой задачу личностного развития школьника, привлечения его к исследовательской деятельности.
В ходе обучения необходимым условием становится развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, творческого потенциала, способности самообучаться, умения практически применять знания.
А значит перед педагогом стоит задача внедрения в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать их творческие способности. Известно, что творческие способности, как и любые другие, активно развиваются в процессе деятельности. А значит, необходимо, так продумать систему заданий на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы максимально заинтересовать ребёнка, побудить его к активной деятельности.
И в решении этой задачи наиболее перспективным является метод проектов.
Метод проектов – это такое дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Работа над проектом позволяет ученику реализовать в полной мере задачи развития его продуктивной деятельности, интегрируя практические, развивающие и образовательные цели обучения математике.
В процессе проектной деятельности развиваются исследовательские умения учащихся, системное мышление. . Проект связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности и в её дальнейшем самоопределении.
А роль учителя заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и с интересом приобретают недостающие знания из разных источников информации;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в парах и группах.
Работу над проектами начинаю с учащимися с 5 класса. К проектной деятельности привлекаю учащихся с разным уровнем подготовки. Просто уровень исследования у них разный. Ребятам с более слабым уровнем математической подготовки предлагаю сообщения, небольшие доклады, мини-проекты, подготовленные в рамках одного или нескольких уроков. Перед более подготовленными учащимися ставятся более серьёзные задачи. Как правило, они работают над среднесрочными и долгосрочными проектами. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на лицейский конкурс проектов «Шаг в науку».
Работа над проектами содержит несколько этапов:
1. Поисковый (определение темы; поиск проблемы; постановка цели проекта).
2. Аналитический (сбор и изучение информации, составление плана проекта).
3. Практический (выполнение запланированного, внесение изменений).
4. Презентационный (подготовка презентации, презентация результатов).
5. Рефлексия и оценка (анализ результатов, оценка качества).
В начале данного учебного года я предложили пятиклассникам разделиться на группы и определиться с темой проекта, отражающей следующие направления:
- История развития математики;
- Применение математики.
Предложила примерный список тем учебных проектов. К концу сентября ребята определились и выбрали следующие темы:
№ Тема проекта Вид проекта
1 Как появились числа среднесрочный
2 Математические обозначения краткосрочный
3 История и современность: числа, цифры,
математика среднесрочный
4 Большие числа в жизни человека среднесрочный
5 В мире лабиринтов среднесрочный
6 Что мы знаем о десятичных дробях долгосрочный
7 Симметрия вокруг нас долгосрочный
8 Математика и спорт среднесрочный
9 Математика и архитектура долгосрочный
10 Эти обычные и необычные
обыкновенные дроби среднесрочный
Работа над проектами проходила в тесном сотрудничестве с учителем. На консультациях обсуждались вопросы планирования работы, поиска и отбора информации, оформления и подготовки презентации. Поэтапно проходила экспертиза материалов каждого проекта, давались необходимые инструкции.
Защита проектов проходила в классе. Ученики презентовали проект, а остальные учащиеся класса предварительно разбившись на две экспертные группы, внимательно слушали и давали оценку: первая группа – презентации и вторая группа – выступления по следующим критериям.
Критерии оценки презентации
Критерий Количество баллов* ИТОГ
1. Сформулированы цели проекта,
задачи, гипотеза.
2. Раскрыто содержание работы.
3. Сформулированы выводы.
4. Слайды содержат оптимальное
количество информации
5. Информация хорошо структурирована
6. Качество иллюстраций хорошее
*0 баллов – не присутствует;
1 балл – присутствует не в полном объёме;
2 балла – присутствует в полном объёме
Критерии оценки выступления
Критерий Баллы ИТОГ
1.Содержание работы раскрыто в докладе
полностью.
2. Отражена связь теории с практикой.
3.Выступление выразительное, интересное.
*0 баллов – не присутствует;
1 балл – присутствует не в полном объёме;
2 балла – присутствует в полном объёме
По каждому проекту давалась оценка в балльной системе и в словесной формулировке. Ребята-эксперты должны были ответить на вопросы:
1. Что они узнали нового?
2. Что им понравилось? (не понравилось?)
3. Какие рекомендации они могут дать своим одноклассникам?
Конкурс внутри класса проводился дважды: в декабре и апреле.
По итогам конкурса проектов внутри класса два проекта получили наибольшее количество баллов: «Большие числа в жизни человека» и «В мире лабиринтов».
Проект «Большие числа в жизни человека» стал лауреатом лицейского конкурса учебных проектов «Шаг в науку» и участником всероссийского конкурса «Горизонты открытий».
Участие учащихся в проектной работе, защите проектов имеют большое значение в развитии их личностных качеств. Они становятся более уверенными, не боятся публичных выступлений, учатся давать оценку своей работе и работе товарищей. Данная работа помогает им отстаивать своё собственной мнение и позицию.
Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочу сказать, что проектно-исследовательская деятельность существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно – ориентированного обучения. А это, как раз, и отражает основные требования ФГОС.
Литература
-«Метод учебного проекта в образовательном учреждении». ПохомоваН.Ю.Москва,2003г.
-«Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7
- Интернет-источники.