Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие творческих способностей учащихся
через проектную деятельность на уроках математики

.Корнилова Ирина Николаевна,
к.п.н., учитель математики
 ГБОУ лицей №623 им. И.П. Павлова
Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

ФГОС нового поколения ставит перед школой задачу личностного развития  школьника, привлечения его к исследовательской деятельности.
В ходе обучения необходимым условием становится  развитие у ребенка самостоятельности, самоорганизации, творческого потенциала, способности  самообучаться,  умения практически применять знания.
А значит перед педагогом стоит задача внедрения в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать их творческие способности. Известно, что творческие способности, как и любые другие,  активно развиваются в процессе деятельности.  А значит, необходимо, так продумать систему заданий на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы максимально заинтересовать ребёнка, побудить его к активной деятельности.
И в решении этой задачи наиболее перспективным является метод проектов.
Метод проектов – это такое дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Работа над проектом позволяет ученику реализовать в полной мере задачи развития его продуктивной деятельности, интегрируя практические, развивающие и образовательные цели обучения математике.
В процессе проектной деятельности развиваются исследовательские умения учащихся, системное мышление. . Проект связывает теорию и практику, что имеет очень большое значение в образовании личности и в  её дальнейшем самоопределении.
А роль учителя заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и с интересом приобретают недостающие знания из разных источников информации;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в парах и группах.
Работу над проектами начинаю с учащимися с 5 класса. К проектной деятельности привлекаю учащихся с разным уровнем подготовки. Просто уровень исследования у них разный. Ребятам с более слабым уровнем математической подготовки предлагаю сообщения, небольшие доклады, мини-проекты, подготовленные в рамках одного или нескольких уроков. Перед более подготовленными учащимися ставятся более серьёзные задачи. Как правило, они работают над среднесрочными и долгосрочными проектами. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на лицейский конкурс проектов «Шаг в науку».
Работа над проектами содержит несколько этапов:
1. Поисковый (определение темы; поиск проблемы; постановка цели проекта).
2. Аналитический (сбор и изучение информации, составление плана проекта).
3. Практический (выполнение запланированного, внесение изменений).
4. Презентационный (подготовка презентации, презентация результатов).
5. Рефлексия и оценка (анализ результатов, оценка качества).
В начале данного учебного года я предложили пятиклассникам разделиться на группы и определиться с темой проекта, отражающей следующие направления:
- История развития математики;
- Применение математики.
Предложила примерный список тем учебных проектов. К концу сентября ребята  определились и выбрали следующие темы:
№ Тема проекта                                                Вид проекта
1 Как появились числа                                      среднесрочный
2 Математические обозначения                      краткосрочный
3 История и современность: числа, цифры,
математика                                                       среднесрочный
4 Большие числа в жизни человека               среднесрочный
5 В мире лабиринтов                                       среднесрочный
6 Что мы знаем о десятичных дробях            долгосрочный
7 Симметрия вокруг нас                                  долгосрочный
8 Математика и спорт                                      среднесрочный
9 Математика и архитектура                           долгосрочный
10 Эти обычные и необычные
обыкновенные дроби                                      среднесрочный
Работа над проектами проходила в тесном сотрудничестве с учителем. На консультациях обсуждались вопросы планирования работы, поиска и отбора информации, оформления и подготовки презентации. Поэтапно проходила экспертиза материалов каждого проекта, давались необходимые инструкции.
Защита проектов проходила в классе. Ученики презентовали проект, а остальные учащиеся класса предварительно разбившись на две экспертные группы, внимательно слушали и давали оценку: первая группа – презентации и вторая группа – выступления по следующим критериям.
Критерии оценки презентации
Критерий                                                         Количество баллов*        ИТОГ
1. Сформулированы цели проекта,
задачи, гипотеза. 
2. Раскрыто содержание работы. 
3. Сформулированы выводы. 
4. Слайды содержат оптимальное
количество информации 
5. Информация хорошо структурирована 
6.  Качество иллюстраций хорошее 
 
*0 баллов – не присутствует;
1 балл – присутствует не в полном объёме;
2 балла – присутствует в полном объёме

Критерии оценки выступления
Критерий                                                                           Баллы        ИТОГ
1.Содержание работы раскрыто в докладе
полностью. 
2. Отражена связь теории с практикой. 
3.Выступление выразительное, интересное. 

*0 баллов – не присутствует;
1 балл – присутствует не в полном объёме;
2 балла – присутствует в полном объёме

По каждому проекту давалась оценка в балльной системе и в словесной формулировке. Ребята-эксперты должны были ответить на вопросы:
1. Что они узнали нового?
2. Что им понравилось? (не понравилось?)
3. Какие рекомендации они могут дать своим одноклассникам?
Конкурс внутри класса проводился дважды: в декабре и апреле.
По итогам конкурса проектов внутри класса два проекта получили наибольшее количество баллов: «Большие числа в жизни человека» и «В мире лабиринтов».
Проект «Большие числа в жизни человека» стал лауреатом лицейского конкурса учебных проектов «Шаг в науку» и участником всероссийского конкурса «Горизонты открытий».
Участие учащихся  в проектной работе, защите  проектов имеют большое значение в развитии их личностных качеств. Они становятся более уверенными, не боятся публичных выступлений, учатся давать оценку своей работе и работе товарищей. Данная работа помогает им отстаивать своё собственной мнение и позицию.
 Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.
В заключение хочу сказать, что проектно-исследовательская деятельность существенно повышает эффективность образовательного процесса, решает стоящие перед школой задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, задачи личностно – ориентированного обучения.  А это, как раз, и отражает основные требования ФГОС.

Литература
-«Метод учебного проекта в образовательном учреждении». ПохомоваН.Ю.Москва,2003г.
-«Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование,2000г.,№7
- Интернет-источники.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»