Использование методов проблемного обучения
в работе с детьми дошкольного возраста
Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Очень часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления. Ребёнок стремиться мыслить по готовым схемам, предложенным взрослым. Многие дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.
Использование в работе с детьми методов проблемного обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Под проблемной ситуацией понимается – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Другими словами, проблемная ситуация - это такая ситуация , при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи , но ему не хватает данных, и он должен сам их найти.
Характерные признаки проблемного обучения:
· возникает состояние интеллектуального затруднения;
· возникает противоречивая ситуация;
· появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
· проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.
Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
–ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Предлагаю несколько проблемных ситуаций:
Проблемные ситуации на выведение следствий
Проблемная ситуация «Что произойдет?..»
Цель:учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Содержание: Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов «что произойдет, если...». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы:
- из крана на кухне польется апельсиновый сок?
- из тучи вместо дождя станет падать изюм?
- люди придумают таблетки от сна? и т.п.
Проблемная ситуация «Почему это произошло?»
Цель:учить придумывать следствия невероятных событий.
Содержание: Педагог предлагает детям назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций:
- во всем доме погасли все электрические лампочки;
- речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.
Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма»
Цель:учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».
Проблемная ситуация «Архимед»
Содержание:
Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.
- как без космического корабля слетать на Сатурн?
- как оживить куклу?
- как закрепить детали одежды без ниток?
-как вымыть руки без мыла? и т.п.
Проблемная ситуация «Про часы»
Содержание:
Педагог предлагает детям представить, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не
завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.
Проблемные ситуации на разрешение противоречий
Цель:учить формулировать и разрешать противоречия.
Проблемная ситуация «Как быть?»
Содержание:
-Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;
-Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
-нужно слепить снеговика, а снега мало;
-Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?
При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.
Проблемная ситуация «История про Чучело, которое птиц и мышей пугать перестало»
Содержание:
Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Чучело стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Чучелом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?
Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений о способах измерения объектов
Цель:учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.
Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»
Содержание:Педагог предлагает детям рассказать, чем бы они стали отмерять продукты, если бы хотели приготовить завтрак для великана (мука, молоко, масло, яйца, соль, перец)?
Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.
Проблемные ситуации на воплощение замыслов
Цель: учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной деятельности.
Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?»
Содержание:Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?
Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети зарисовывают идею.
Включение таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.