Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада
Посуда
Дьячкова Наталия Сергеевна
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными ).
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков самостоятельности, инициативности и доброжелательности.
Оборудование:
Картинки с изображением посуды, картинки, начинающиеся на буквы К,У,Х,Н,Я; компьютер, компьютерная презентация по теме «Посуда», мнемосхема для составления рассказа.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед просит детей встать возле своих стульчиков. Называя по очереди предметы посуда на звуки Т,Л,К,Ч,С, дети садятся на свои места. Ребята справляются с заданием и получают первую подсказку – картинку с изображением, начинающимся на букву «К».
2. Основная часть.
Беседа по теме «Посуда».
Дети вспоминают, какая бывает посуда. Логопед вывешивает на доску картинки с изображением посуды. Приходим к выводу, что ножи, вилки, ложки – это столовые приборы; тарелка, миска – столовая посуда; чашка, чайник, блюдце – чайная посуда. Сковорода, ковш, дуршлаг, кастрюля – кухонная посуда для приготовления.
Образование относительных прилагательных.
Дети рассматривают слайд «Из чего делают посуду?». По образцу логопеда каждый ребенок по очереди пробует образовать относительное прилагательное (например: посуда из дерева – деревянная и т.д.) В конце выполнения задания дети получают картинку, начинающуюся на букву «У».
Образование существительных с суффиксом -НИЦ-
Дети рассматривают слайд с изображением предметов, названия которых образуются при помощи суффикса -НИЦ-. Логопед объясняет правило образования, дети пробуют по очереди выполнить это задание. (суп-супница, сахар-сахарница и т.д.) После выполнения на доску вывешивается новая картинка, начинающаяся на букву «Х».
Образование антонимов. Физ.минутка.
Дети встают, проводится игра с мячом «Скажи наоборот»
Новая кастрюля –
Полная сахарница –
Чистая ложка –
Горячая сковорода –
Прочная салатница –
Мелкая тарелка –
Светлый чайник –
Мокрая чашка –
В конце дети садятся и получают подсказку, которая начинается с буквы «Н».
Составление сравнительного рассказа по мнемосхеме «чашка и стакан». Логопед дает образец полного ответа, дети сначала находят сходства, а затем отличия между предметами.
Чтение диалога, ответы на вопросы.
Логопед читает диалог «Разведчица».
-Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
- Наверное, расстроилась бы. Почему ты спрашиваешь?
-А меня Вовка на разведку послал.
Затем задает вопросы детям:
§ Как вы думаете, зачем Вовка послал Наташу к маме?
§ Была ли разбита чашка? Почему?
§ Правильно ли поступил Вова?
§ А как вы поступили бы, если бы разбили мамину чашку?
§ А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?
Логопед обращает внимание на развернутые ответы детей, затем выдает последнюю подсказку: картинку, название которой начинается на букву Я.
В конце занятия дети отгадывают слово по первым буквам картинок.
3. Итог занятия.
Дети вместе с логопедом вспоминают, чем занимались на занятии, что понравилось, что запомнилось.