Индуктивный подход в организации первичного знакомства детей
Низамутдинова Анастасия Андреевна,
воспитатель Отделения дошкольного образования
ГБОУ СОШ 202 Фрунзенского района Санкт‑Петербурга;
Низамутдинов Роман Ирекович,
аспирант, ассистент кафедры №23 ФГБОУ ВПО «СПбГУГА»
В начале каждого пути возникают определённые сложности, но самой приоритетной проблемой можно по праву назвать сложность общения, точнее, сложность начала общения.
«Каждый человек – отдельный мир, со своими законами и целями, со своей особенной радостью и горем, – каждый как призрак, который является на миг и, неузнанный, исчезает», – ёмко и лаконично описывает природу человека русский писатель, Леонид Николаевич Андреев. Процесс включения нового человека в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив (Аминева Э.), но как избежать «неузнанного исчезновения», как раскрыть границы отдельных миров друг другу? Ответ на данный вопрос скрывается в правильной организации совместной работы малой группы.
Для начала, положим, что детей (подростков) представляет собой объединение людей (от 2 до 30 человек), одновременно пребывающих на в детском саду, оздоровительном лагере либо в санатории.
Развитие межличностных отношений в этом коллективе упирается в решение следующих задач:
1. преодоление страха знакомства и узнавание друг друга;
2. командообразование, стремление к единой цели;
3. распределение внутриколлективных ролей;
4. поддержание доброй и уважительной атмосферы.
Очевидно, последние два пункта напрямую зависят от результата реализации первых двух.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности (Аминева Э.).
Индуктивный подход в организации общения группы – действенный путь к формированию коллективности. Суть данного подхода состоит в том, что развитие коллективности в группе детей происходит «от частного к общему» в рамках, ограниченными ресурсами.
Необходимая последовательность при знакомстве людей между собой заключается в сокращении количества «условных единиц», взаимодействующих между собой. Что это значит?
Общение начинается с маленькой «условной единицы» – конкретного человека; в процессе организации общения «условные единицы» должны укрупняться (группа из 3-8 человек, а потом и весь коллектив), то есть их суммарное количество должно уменьшаться.
Порядок организации первичного общения детей должен строиться в 4 этапа.
1. «Один в поле воин» – когда один говорит, остальные слушают: (рассказ о себе с обязательным называнием имени; «Меня зовут Ваня, я занимаюсь в секции футбола…»).
2. «Назови моё имя» – обязательным этапом является публичное проговаривание имени одного человека другим человеком (любые вариации тренингов-игр с наличием неловких моментов, стыда за незнание имени людей и пр.).
3. «Соревновательный момент командообразования (Подласый И.П., 2006)» – разбивка группы на 3-4 команды, когда «условной единице» ставится задача победить. Все трудности общения уходят на второй план, и в борьбе участники групп забывают о каких-либо неудобствах и стеснения, проявляя свои лучшие качества (подборка конкурсов формата «веселые старты», «кто быстрее?», «кто лучше?»). При проведении третьего этапа, возможно, появится необходимость провести его еще раз, перемешав составы команд.
4. «Все против одного» – для формирования общности малой группы необходимо создать такие условия, в борьбе с которыми будет важно участие каждого. Кроме того, обязательным противопоставляющим фактором должен быть организатор, контролирующий выполнение установленных правил по ограничению ресурсов(время, место, пространство, голос, движения и др.) и постепенно усложняя условия.
Индуктивный подход позволяет приобщить к общему взаимодействию всех участников коллектива, выполняя реализацию таких условий, как:
* массовая объединяющая деятельность;
* последовательное вовлечение в совместную деятельность;
* разнообразие и содержательность процессной деятельности;
* организация командообразования;* коллективная ответственность;
* поиск общности интересов.
Успешное выполнение этих принципов станут залогом формирования здорового коллектива, где появляется возможность скорейшего неформального общения и реализации творческого потенциала. Организатор, в свою очередь, должен проявить профессионализм и грамотность в подборе видов процессной деятельности, а также должен проявить равнозначное отношение ко всем детям.
Список литературы
1. Аминева Э. Головнева Е.В. Методические особенности формирования детского коллектива [Научная статья]. - Стерлитамак : Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО "БГУ". - 34 с..
2. Басаргина Д. В. Семенова Т. В. Игры в тренинге. Любимые рецепты успешного тренера [Книга]. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 174 с..
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов (учебное пособие для студентов ВУЗов) [Книга]. - Москва : Владос-Пресс, 2006. - 365 с..