Конспект родительского собрания в форме семейного досуга в старшей логопедической группе
Диво дивное, чудо чудное
Кавская Валентина Эдуардовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №41
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель:
· Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям родного края.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с русским народным устным и музыкальным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
· Через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, певческие навыки.
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений.
· Развивать умение использовать плясовые движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии пляски.
Воспитательные:
· Создать радостное настроение от встречи с народной культурой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.
· Воспитывать любовь к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:«художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «здоровьесберегающее развитие» .
Предварительная работа:
-Подобрать для каждой семьи народные пословицы и поговорки.
-Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской».
-Оформить в музыкальном зале игровой подиум. Подготовить моделей для участия.
-Организовать чаепитие.
-Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой, правильно построить дискуссию.
Ход собрания
Родители приглашаются в музыкальный зал.
1.Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду.
Выступление заведующей детским садом
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании воспитания, особенно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение современных детей. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, -задача, актуальная во все времена. Эта работа не может быть успешной без глубокого знания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, сказки, пословицы и поговорки. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций- воспитательная, надо только реализовать ее полной мере.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты(словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая музыку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают радость, получают удовольствие от ярких, жизнерадостных цветов, богатства и разнообразя видов и мотивов, проникаются уважением к труду мастера, создавшего их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
2.Устное народное творчество в воспитании дошкольников.
Выступление воспитателя.
Дети очень любят сказки.. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка- дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия русских народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной форме выражены практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнородными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является очень важным моментом в нравственно- эстетическом воспитании детей. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, творчески использовать слово способствуют формированию воображения детей дошкольного возраста.
3. Воспитатель знакомит родителей с пословицами и поговорками, понятными детям старшего дошкольного возраста, которые легки для запоминания и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.
3. Золотая ниточка фольклора.
Выступление музыкального руководителя.
4. «Веселая мастерская». Мастер-класс по изготовлению традиционной куклы-закрутки проводит воспитатель группы.
На собрание приходят гости: дети и ведущий в народных костюмах.
Ведущий: Здравствуйте, люди добрые,
Что вы сидите, грустите, друг на дуга не глядите?
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
На скрипучей на телеге, да на сивой лошади!
Ехал дед на хуторок, потерял свой коробок.
К коробу подходят дети.
1-й ребенок:Эй, заглянем в короб тот, может, сказка тут живет.
2-й ребенок: Ой, глядите, чудеса, тут такая красота.
Дети достают предметы и показывают родителям.
3-й ребенок: Из глины козлик в яблоках, собою хорош, очень пригож.
4-й ребенок: А вот олень на стройных ногах, вся красота у оленя в рогах.
1-й ребенок: А вот поднос, сам всю дорогу нес.
Не цветы, а просто диво! Нарисованы красиво.
Маки, лютики, ромашки оживут из русской сказки.
2-й ребенок: Поражает всех она, расписная хохлома!
Все изделия выставляются на общее обозрение.
5.Подиум «Сударушка»- презентация народных костюмов.
Ведущий: Прошу удобней поусесться на местах,
Вниманье нужно ваше!
Продефилировать сюда спешат модели наши!
Пройдут сейчас модели в ряд в костюмах необычных.
Прекрасной старины наряд покажут дети лично!
Выходит 1-я модель-девочка в повседневном
русском народном костюме.
1-я модель: И вот модель выходит к вам, умело представляет
Простой холщовый сарафан, с ним лапти надевают.
В таком наряде в старину ходили наши предки,
Носили девушки его и детки-малолетки.
Простой платочек, сарафан, на ножках лапоточки.
Ну чем не модная мадам? В Париж отправить срочно!
Модель исполняет русскую народную песню «Осень пришла».
Выходят 2-я и 3-я модели- девочка и мальчик в
праздничных народных костюмах.
2-я и 3-я модели (вместе): Когда закончится работа,
Наступит летний вечерок,
Пойдут девчата за ворота и на лужайку в хоровод!
Платочек алый на головке, и сарафан расшит тесьмой.
В деревне самый лучший парень пройти не сможет стороной.
Дети исполняют оркестром рус. нар. инструментов
песню «Как у наших у ворот», модели выступают в роли солистов
Выходит 4-я модель-девочка в костюме русской невесты.
4-я модель: Невесты русской нет прекрасней
Давно всем стало это ясно!
Кокошник бисером расшит, а платье серебром блестит.
В таком наряде замуж отдавали.
Перед красой невесты голову склоняли!
Исполняется шуточный танец «Семечки».
Выходит 5-я модель- девочка в современном костюме, украшенном фольклорными элементами.
5-я модель: Мы любим русские костюмы за красоту, за озорство.
Узоров буйство, красок яркость напомнят лето и тепло!
Сегодня в современных танцах не обойтись без старины,
Костюм обычный, но, смотрите, и в нем фольклорные черты!
Выходят все модели и исполняют «Шуточные частушки».
Ведущая: Россия… как из песни слово, березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа.
В нарядах русских песни предков, и синь озер, и солнца мед,
Сирени ароматной ветка- все, что в душе моей живет!
Для вас мы очень постарались, теперь аплодисментов ждем!
Я вижу, вы проголодались? На чаепитие зовем!
6. Чаепитие «Самовар- барин да ватрушки- подружки».
Воспитатели приглашают детей и родителей в группу на чаепитие. В оформлении используются расписные самовары, вязанки сушек, к чаю подаются блины, ватрушки.
7. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.