Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование социальных компетентностей
дошкольников через сказкотерапию

Олейник Людмила Ивановна,
воспитатель ГБДОУ №24

Кировского района Санкт-Петербурга

 

«- Нельзя поверить в невозможное!
- Возможно, если ты в это веришь»
(«Алиса в стране чудес»)

Сказки….Волшебство….Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась сейчас Ваша душа? Может быть Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды….

Часто слово «сказка» оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказка?

Сказка - элемент устного народного творчества! Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо.

Сказкотерапия – это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

 Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

Цель сказкотерапии:

1.Развитие творческого воображения, оригинальности мышления.

2. Формирование Я-концепции ребенка.

3. Стимулирование творческого самовыражения.

4. Стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

5.Сплочение коллектива.

6. Развитие уверенности в себе.

Задачи сказкотерапии:

1.     Обучающие:

Формирование умений работать в режиме творческой мастерской, формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи.

2.     Развивающие:

•         Развитие эмоционально-волевых свойств личности.

•         Развитие личностной сферы поведения.

•         Развитие познавательных процессов детей.

•         Развитие познавательной и личностной активности детей.

3.     Воспитательные:

•         Формирование основополагающих качеств личности.

•         Формирование чувств вкуса и стиля.

•         Формирование индивидуального стиля поведения и интеллектуальной деятельности.

•         Расширение коммуникативных способностей детей.

    Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева так определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека. «Главным средством психолого-педагогического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой  сказки»

Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы».

Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

Вот так – незатейливо, образно и метафорично можно поведать о том, что каждый должен быть самим собой.

Привлекательность сказок в том, что они информативны, экологичны, эмоциональны и наглядны.

Популярный писатель Павел Иванович Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

1.     Потребность в автономности, то есть стремление проявить свое личное мнение, позицию или взгляды

2.     Потребность в компетентности. Мотивационный компонент – отношение к другому человеку проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия Поведенческий компонент – позволяет выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими людьми

3.     Потребность в активности.  Способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание сверстников по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние сверстников

Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

- о жизненно важных явлениях;

- о жизненных ценноястях;

- о постановке целей;

- о внутреннем мире автора  (в случае авторской сказки) 

Отличительные особенности сказкотерапии:

1.     Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений. Самое большое, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого (ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире).

2.     Неопределенность места действия и главного героя. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий происходящих в сказке. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.

3.     Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.             Благодаря многраности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

4.     Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.  Признак настоящей сказки – хороший конец. Мораль «Как ты относишься к Миру, так он и относится к тебе».

5.     Наличие тайны и волшебства. Итак, сказка многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

 

Социальная компетентность – это «понимание отношения «Я», общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами.

 Социальная компетентность включает следующие компоненты:

Когнитивный компонент:

- представления детей о труде взрослых, об общественной значимости труда, о необходимости беречь результаты труда;- представления о нормах, правилах жизни в обществе, выраженных в понятиях:  «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо», «нужно»;

- понимание ребенком настроения партнера по его вербальному и невербальному признаку;

- понимание ребенком последствия своих и чужих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей;

Эмоциональный компонент:

- отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

- отношение благородности, отзывчивости, сочувствия, соучастия; отношение ребенка к сверстнику  строится в соответствии  с их желаниями и интересами - отношение ребенка к эмоциональному состоянию сверстнику и взрослому эмоционально положительное;

Поведенческий компонент:

- умение ребенка получать необходимую информацию, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, взаимодействуя в системах «ребенок-ребенок» «ребенок-взрослый»; умение принимать участие в коллективных делах, включатся в совместные трудовые поручения со взрослыми и оказывать помощь;

 - умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях

Идеи сказок:

1.Окружающий нас мир – живой.
2.Ожившие объекты способны действовать самостоятельно.
3.Разделение добра и зла, победа добра.
4.Самое ценное достается через испытание, а то, что даром, может быстро уйти.
5.Вокруг нас много помощников, готовых прийти на помощь

Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

Разделение добра, зла, победа добра. Это идея – важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т.е. для морально-нравственное развития.

Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

Несколько этапов сказкотерапии:

1.Этап.

Чтение, рассказывание, пересказ сказки. Сказка на уровне слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональное состояние окружающих, и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка прочитанных сказок.

2 этап.

Второй этап – процесс познания скрытого смысла и мифов, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

 

 

 

3 этап

Третий этап – «Сочини сказку». Сочиняя сказку, ребенок не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные структуры, обеспечивающие его личностное развитие.

5 видов сказок:

      Народные сказки:мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств.  Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.  Волшебная сказка потому и волшебная, что в ней всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями. В этом проявляется потребность во всемогуществе. Преодоление препятствий — необходимый элемент волшебной сказки.

         Интересно, что во многих сказках герой (мужского пола) является сначала абсолютно пассивным и к активности вынуждается внешними обстоятельствами (но уж потом-то его не остановишь!). В женском варианте заявляет о себе сразу активное начало: падчерица (золушка) трудолюбива, усердна, исполнительна.

Авторские: Интересно, что подобным потенциалом обладают только те авторские сказки, которые созданы в соответствии с законами народных. Отсюда непреходящая популярность сказок братьев Гримм и Ш. Перро, А.С. Пушкина и некоторых сказок Г.-Х. Андерсена.

Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.

Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.

Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища души.

Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляется новый эмоциональный опыт.  События в сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий. Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»