Консультация для родителей
Играем дома, играем в дороге
Яцентюк Татьяна Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №2
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербургаа
Наверное, каждый из нас согласится, что высшая ценность на земле – семья. В семье ребенок получает любовь и ласку, учится осваивать нормы человеческого общения. При этом важно, чтобы между родителями и детьми складывались добрые, доверительные отношения. И в этом нам поможет ИГРА.
Умеете ли вы играть со своим ребенком? Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, обсудить то, что ему интересно, но и поиграть с ним.
Привлекайте ребенка к домашним делам!
Вспомните, как мучилась бедная Золушка, перебирая крупу. Но вы ведь не злая мачеха, поэтому предложите ребенку не мешок, а небольшое блюдце, на котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.
Но особой любовью пользуется облагороженный вариант знакомой с детства шутки "закрой глаза - открой рот". Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили - это может быть кусочек яблока или банана, огурца, лимона и даже чеснока. К полному маминому удовольствию, у нас даже нелюбимые овощи в качестве тестируемых образцов проходят на "ура". Можно поменяться ролями, и уж если вы "ошибетесь" - бурный восторг гарантирован! Когда к нам заглядывают приятели, надо видеть, как эти "солидные трехлетки" наперебой соревнуются в определении кислого, сладкого, соленого, звенящего и гремящего.
«Определи на ощупь».Положите в кастрюлю разные овощи, фрукты (все, что попадется под руку) и накройте кастрюлю полотенцем. Пусть малыш на ощупь определяет содержимое кастрюли.
«Мышки».Положите в жестяную кружку три крупных бусины. Попросите ребенка пройти по кухне как можно более осторожно, чтобы бусины не загремели.
«Юный архитектор!»Если вы запаслись обыкновенными губками для мытья посуды, то несколько упаковок этого чуда разных размеров и цветов – и у вашего малыша есть оригинальный, легкий и экономичный конструктор. Башни, домики, дороги, города – все для развития способностей юного архитектора
Занимательное рисование: покажите малышу, какой красивый и заметный след оставляет после себя свекла. Лучше, чтобы бумага была слегка шероховатая. Замечательная яркая краска получается из сока свеклы. Ею хорошо рисовать кисточками, веточками зелени, просто пальцами. Если налить такую краску в тарелку, то с ее помощью можно отпечатать все овощи, обмакивая их в краску и оттискивая изображение на листе бумаги.
«Что изменилось» Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.
«Настольный хоккей» Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами.
«Что пропало?» Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
ИГРЫ В ДОРОГЕ.
Самое простое занятие в дороге – словесные игры. В них можно играть и ожидая очереди к врачу, и путешествуя за сотни километров. Хороши они тем, что не требуют никакого специального оборудования и будут интересны и для детей, и для взрослых.
Игра из детства “Я знаю пять имен…”
В нее совсем не обязательно играть, ударяя мячиком о землю. Можно называть слова на каждый шаг, а если вы сидите – на каждый хлопок в ладоши. “Я знаю пять музыкальных инструментов: скрипка (хлоп!), гитара (хлоп)…” Эта игра поможет ощутимо пополнить словарный запас малыша, ведь можно выбирать самые разные группы предметов (модели машин, овощи, одежда, цвета, деревья и т. д).
«Скажи одним словом».
А эта игра научит малыша обобщать. Предложите ему назвать одним словом пилу, молоток и отвертку или, скажем, шапку, кепку и фуражку. Даже трехлетки хорошо справляются с этой игрой, только для них подбирайте слова попроще. А старшим ребятишкам предложите перед тем, как они скажут обобщающее слово, продолжить ваш список еще двумя-тремя словами. Вы говорите: “Береза, клен, липа…”, малыш продолжает: “сосна, каштан, дуб - деревья”.
«Наоборот»
Можно поиграть в антонимы: вы говорите слово, а малыш называет противоположное по смыслу (день - ночь, горячо - холодно…). Можно вместе рассуждать, чем отличается тигр от кошки, кресло от стула, а море от океана или придумать, что общего у слона и горы или у пылесоса и автомобиля. Можно поиграть в аналогии. Вы говорите: “Стакан – стекло, книга - ” Малыш должен понять закономерность и подобрать подходящее слово. В данном случае – бумага. Вот еще примеры аналогий: белочка – орешки, зайка – морковка; летчик – самолет, моряк – корабль и др.
«Мамин мешочек»
Эта замечательная вещь поможет надолго увлечь малыша и сделает интересной любую дорогу. О чем же пойдет речь? Об обыкновенном тканевом мешочке. Мешочек то обыкновенный, а вот лежать в нем могут самые удивительные вещи. И достаются они оттуда мамой, будто по волшебству. Это разные шнурки, веревочки, шерстяные ниточки. Из них можно плести косички, делать бубенчики, учиться вязать различные узлы. А еще в мешочке могут лежать мелкие игрушки из киндер-сюрпризов. Их можно доставать оттуда с закрытыми глазами и определять на ощупь. А можно сочинить сказку, поступая следующим образом. Вы достаете из мешочка одну игрушку, например, бегемотика, и придумываете первое предложение: “Жил-был в Африке маленький бегемотик”. Малыш вытаскивает, скажем, машинку и продолжает сказку: “Решил он поехать покататься на машине” и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь и творческое мышление. Кстати, для нее не обязательно нужны конкретные предметы. Можно вставлять в историю все то, что мелькает за окном или окружает вас во время прогулки.
«Пальчики играют »
Десять маминых пальчиков и десять пальчиков малыша – это настоящее сокровище! С ними можно играть во множество занятных и полезных игр. Пальчиковая гимнастика. А если вы положите в уже известный нам волшебный мешочек несколько фломастеров, то сможете устроить пальчиковый театр. Для этого достаточно нарисовать на пальцах мордочки животных с носиками, глазками и усиками или лица людей. Так можно разыграть в ролях целую сказку. А можно сделать кукол для дорожного спектакля из подручных материалов, которые нужно приготовить заранее и сложить все в тот же мешочек. Это могут быть пластиковые стаканчики и бутылочки от йогуртов, соломинки, кусочки ткани, салфетки и прочие “отходы”. Что бы из всего этого великолепия получились необычные куклы, нужно лишь включить фантазию.
Поиграем в зайчика. Большой палец, мизинец и безымянный складываются в щепоть - это мордочка зайчика, а указательный и средний вытянуты вверх - это ушки. Другой ладошкой ребенок ловит зайчика; тот сначала успешно убегает, но на последней строчке ладошка его догоняет. Скачет зайка маленький около завалинки. Быстро скачет зайка , Ты его поймай-ка!
«Будь внимателен»
Наверняка вы хорошо помните игру из детства с хлопками по ладоням. Удивительно просто, но настолько затягивает, что невозможно оторваться. Поиграйте в нее с ребенком. Это потренирует внимание и быстроту реакции. Есть несколько разновидностей игры: можно хлопать ладонями по ладошкам, а можно хватать рукой пальчики. Протяните руку ладонью вниз, а малыш пусть держит пальцы под вашей ладонью. Что бы было веселее, поможет такая прибаутка: На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы!” Хвать! Ребенок старается убрать ручку, а вы – схватить его за пальцы. Если получилось – меняемся ролями.
Не прозевай! В этих играх ребенку придется мобилизовать свое внимание. Успеешь убежать? Мама вытягивает руку раскрытой ладонью вниз, а дети приставляют к ней пальчики. Мама произносит: "Папа, мама, жаба, цап!" Пока звучат первые слова, пальчики должны ждать, но когда прозвучит "Цап!", зевать не надо: мама сожмет ладонь в кулак и поймает тех, кто не успел убежать.
А как можно изобразить жестами, например, солнце, камешки, заборчик? Солнце - раскрытая ладонь с растопыренными пальцами (лучики!), камешки - два кулачка, заборчик - две ладошки с сомкнутыми пальцами, выставленные одна рядом с другой. Этими жестами надо отзываться на слова-команды ведущего.
Ребенку нравится и самому командовать, и выполнять команды, и следить, правильно ли другие выполнили то, что он просил. Так что если детей несколько, пусть они все успеют побыть ведущими. В игру можно внести элемент шутки, когда ведущий говорит одно, а показывает другое.
Отгадывание загадок“Маленькая, серенькая, живет в норке и пищит” или “Скачет и в сумке детенышей носит”. Но самые необычные загадки придумывают сами малыши. Предложите им попробовать, и вы сами в этом убедитесь. Ох, как не просто бывает отгадать детскую загадку.
"Повтори и назови одним словом"развивает память и логику; здесь надо без ошибок повторить четыре названных слова и подобрать к ним обобщающее понятие.
Север, юг, запад, восток. (Стороны света.) Стул, стол, табуретка, шкаф. (Мебель.) Волк, заяц, медведь, лиса. (Лесные животные.) Трамвай, троллейбус, автобус, метро. (Транспорт.)
«Четвертый лишний»Есть более сложная разновидность игры - надо повторить названные слова и решить, какое лишнее. Самолет, грузовик, вертолет, ракета. (Лишнее - грузовик, он один не летает.) Яблоко, груша, заяц, слива. (Лишнее - заяц, только он не фрукт.)
"На что похоже".Для детей от 4 лет. Рисуем на листе разные геометрические формы или "кляксы", предлагаем ребенку дорисовать так, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Кто - самый зоркий? Если пейзаж за окном однообразен и дорога скучна, с малышом можно поиграть в "цветные машинки". Например, кто первый увидит машинку зеленого цвета, пусть скажет комариным голосом: "зззз". Когда считать зеленые машины надоест, можно перейти к красным и "сменить" голос на вороний: "кар - кар!". Для подсчета желтых машин вполне подойдет жужжание пчелы или осы, а для голубых - гусиный гогот: "га-га-га". Только не стоит считать машины нескольких цветов одновременно - это собьет маленького ребенка с толку. Такая немудреная игра, условно говоря, "убивает" сразу "нескольких зайцев". С ее помощью можно не только развлечь ребенка, но и повторить или выучить цвета, развить внимательность, быстроту реакции и, наконец - просто покричать, пожужжать и весело провести время. Можно заранее выбрать объект (колодец, корову, мост, речушку, деревню или велосипедиста) и придумать приз для того, кто первый его заметит. Дайте ребенку возможность чаще выигрывать - длительная дорога изнуряет, и даже незначительный проигрыш может очень расстроить малыша.
Ребенку постарше из кусочков самоклеящейся пленки можно сделать целый сюжетный конструктор. Основой для него будут заранее нарезанные фигурки - овалы туловища, кружочки голов или колес, разнообразные фигурные ушки, квадратики и прямоугольники. Из этих деталей на стенке купе можно выклеить целую картину или рассказать сказку, меняя позы у действующих лиц.
Детишки очень любят импровизированные театрализованные постановки и ролевые игры. И, конечно же, обожают новые игрушки. Для их создания пригодится пленка-самоклейка. Два маленьких кружочка - глазки и полосочка ротика, наклеенные на чайную или столовую ложку, плюс кусок бумажки вместо волос - вот и готова новая необыкновенная кукла! Ей можно сделать наряд из салфетки или носового платка, а из другой ложки получится прекрасный друг или подруга для нее. Кусочками самоклейки можно "оживить" и стакан, и упаковку от сока. Процесс изготовления такой игрушки очень увлекает малыша, а результат - восхищает.
« Мы едем на пикник…»
Не секрет, нахождение на природе полезно для здоровья, особенно жителям мегаполисов, которые практически лишены солнца, свежего чистого воздуха, движения и общения с природой. Нахождение на природе - это расширение кругозора ребенка.
Где в городе можно увидеть радугу и дождь одновременно, великолепие заката и восхода, встретить ящерицу, белку, дятла, понаблюдать за плескающейся рыбой, за «работой» бобров, «танцующими» деревьями? А еще пикник - это возможность играть, играть в подвижные игры (укрепляя мускулатуру и здоровье), играть с мамой, играть с папой, играть всей семьей, тем самым строя доверительные крепкие отношения.
«Слепой и поводырь»(«Путь доверия»). В игре два играющих: один - «слепой» (играющий с закрытыми глазами), второй - «поводырь». Поводырь должен провести «слепого» по выбранному маршруту (между деревьями, по доскам, под веревками) и привести к назначенному месту, где что-либо предварительно зарыто. Время от времени поводырь может делать паузы, чтобы «слепой» смог потрогать и угадать окружающие его предметы. Ролями можно меняться, очень полезно для детско-родительских отношений, когда ребенок в роли «поводыря» и берет на себя ответственность за взрослого. Это классическая детско-родительская игра, она укрепляет доверие, развивает ответственность за другого человека, а также в некоторых вариантах развивает любознательность и тактильное восприятие.
«Повтори узор».Для игры необходимо одинаковое количество палочек, камешек или просто спичек от 8 - 12 штук. Один играющий (например, родитель) из этого материала создает узор. Второй играющий, не видя созданный первым играющим рисунок (можно между играющими поставить дощечку, журнал), должен его повторить. Для этого ему нужно внимательно слушать инструкции объясняющего и четко выполнять, что он говорит. После объяснения узоры можно сравнить, насколько они похожи, то есть насколько играющие друг друга поняли. В эту игру можно играть постоянно, меняя материал и его количество. Многие родители отмечают, что после подобной тренировки, становиться легче объяснять ребенку то, что от него нужно в бытовых вопросах. Это игра направлена на развитие взаимопонимания родителя и ребенка и поможет научить говорить на доступном и понятном языке для обоих.
«Слепой полет». Один играющий - маленький Самолет (играющему нужно закрыть глаза), который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер - Авиадиспетчер, он может руководить самолетом только при помощи слов. Необходимо разметить «посадочную полосу» (например, шириной 1 метр, длиной 6 метров) и место приземления. После каждого полета можно меняться ролями. В этой игре родители и дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом, четко давать указания и понимать их, развивать доверие и проявлять бережное отношение к партнеру.
Вариантом это игры может быть игра «Роботы», где тоже есть один игрок («робот»), который не может двигаться без указаний своего руководителя («создатель»). «Создатель» тоже руководит только при помощи слов. Задача играющих собрать на отмеченной площади все разбросанные заранее предметы (игрушки, предметы одежды и т.д.).