Автор Фёдорова Лидия Васильевна
ГБДОУ д/с №41 г.Санкт-Петербург,воспитатель
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие , как конкретность мышления , небольшой жизненный опыт , непосредственное отношение к действительности . Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.
План
Глава IВведение
§1. Речь- как средство общения
§2. Показатели речевого развития детей 5 года жизни
Глава II
§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста
Глава III
Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.
Заключение
1.Речь – как средство общения.
Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать , как жили , что думали и делали люди предыдущих поколений . Благодаря речи , как средству общения индивидуальное сознание человека не
ограничиваясь личным опытом , обогащается опытом других людей причем гораздо в большей степени , чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого , непосредственного познания осуществляемого через органы чувств : восприятие , внимание , воображение , память и мышление.
В слове как понятии заключено гораздо больше информации , чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.
На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе : подражание взрослым и другим окружающим людям , формирование условнорефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов , действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями.
К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность проявляющуюся в том , что ребенок вдруг совершенно самостоятельно , по собственной инициативе начинает придумывать новые слова , произносить такие фразы , которые от взрослого никогда не слышал.
Целью исследования является :
-Положительное влияние художественной литературы на речевое развитие детей
- Динамика развития творческих способностей через художественную литературу
Объектами исследования являются дети среднего дошкольного возраста. Решение поставленной задачи представлено путем анализа и обобщения результатов , ранее полученных многими исследователями , а так же на основе личного опыта.
§2 Показатели речевого развития
Наблюдая за детьми 5 года жизни можно сказать , что они пытливы, задают много вопросов , им интересны качества и свойства предметов , они могут устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Дети умеют не только слушать и понимать взрослого , но и свободно разговаривать друг с другом , рассказывать о том , что они видели или слышали , спорить рассуждать делать выводы. В данном возрасте дети начинают обладать овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни , описать животных или заменяющих их игрушки , он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети так же начинают рассказывать не только о том , что видят и слышат , но и о том над чем думают , чего хотят , ждут. Эти изменения свидетельствуют о том , что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться внутренняя речь. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ.
В возрасте от 4 до 5 лет ребенок усваивает основные грамматические формы : предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа , изменение имен прилагательных по падежам , числам и родам , правильное употребление глагольных форм , наречий. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что , но при ответах на вопросы часто опускают главную часть предложения и начинают сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Количество слов растет , к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений , наречий , предлогов , союзов , так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Переход к обобщениям представляет для детей определенную трудность , т.к. чтобы освоить слова- понятия , ребенку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий признак. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда , когда , во –первых , в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов , и , во –вторых , они усвоили слова –обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах , об их предназначении.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам ; у большинства детей звуки уже введены в речь , и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р , С и Ш в многосложных словах , если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория , шерстяной).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
Становиться возможным к пяти годам узнавание звука в слове , а так же подбор слов с заданным звуком , то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том , что слово для детей перестало быть только отражением предмета , но получило значение само по себе. Умение слышать каждый отдельный звук в слове , четко отделять его от рядом стоящего , знать , из каких звуков состоит слово , является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. В этот период совершенствуется речевой слух детей.
Глава II.
§1. Развитие речи – важная задача в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку , развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач : воспитание звуковой культуры речи , обогащение , закрепление и активизацию словаря , совершенствование грамматической правильности речи , обучение разговорной (диалогической) речи , развитие связанной речи , воспитание интереса к художественному слову , подготовка к обучению грамоте.
Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка , включая Р, Л , Ш , Ч , Т , Щ , Ц.
Все это не означает , однако , что дальше ни самому ребенку ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться , совершенствуя его владение языком.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное ( Я не хочу идти гулять, потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать : не просто назвать предмет (это-мяч) , но и описать его , рассказать о каком-то событии , явлении , о последовательности событий. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью , т.е. с речью содержательной , логичной , последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе , не требуемой дополнительных вопросов и уточнений.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей , развития их творчества , мышления , восприятия , наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того , как усвоил звуковую , лексическую и грамматическую стороны языка.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том , что дети учатся слушать и понимать речь взрослого , отвечать на его вопросы , высказываться в присутствии других детей , слушать друг друга.
§2. Влияние художественной литературы на развитие речи и словесного творчества детей дошкольного возраста.
В средней группе уже становиться возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования , так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Особое внимание в развитии речи детей я уделила художественной литературе. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Учитывая характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений такие , как конкретность мышления , небольшой жизненный опыт , непосредственное отношение к действительности . Поэтому только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе – развитие детского творчества.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного , нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций , воображения. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
Наблюдение, проведенные мною в группе показали , что наши воспитанники не умеют сосредоточенно , не отвлекаясь слушать сказки , рассказы , при чтении стихов лишь немногие чувствуют рифменную основу. Нельзя забывать , что дети дошкольного возраста – слушатели , а не читатели.
Книга – величайшее достижение культуры , могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. В своей работе с детьми широко использую самые разнообразные жанры художественного слова – сказки , рассказы , стихи , потешки , пословицы , поговорки.
Перед собой поставила такие задачи , как :
- Заложить в детях любовь к художественному слову
- Уважение к книге
- Определение того круга произведений художественной литературы, который надо детям прочитать, заучить наизусть , рассказать
- Каждое художественное произведение доносить до детей, как произведение искусства
- Раскрыть ее замысел
- Заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам , поступкам
- Научить детей воспринимать художественное произведение
Составила перспективный план, в котором было предусмотрено чтение и рассматривание книг, беседы о том как нужно обращаться с книгой как на специальных занятиях по развитию речи , так и вне занятий.
Работу начала с оформления в группе книжного уголка. Важно было создать обстановку, что бы у ребенка появилось желание посмотреть книгу. В уголке помещала не только художественные произведения, но и дополнительный материал:
- Рисунки детей по сказкам «Зимовье», «Гуси – лебеди» средней группы.
- Книжка собственного сочинения по сказке «Два жадных медвежонка»
- Картинки – загадки (для словотворчества)
Воспитывая любовь к художественным произведениям , тем самым развивала речевую деятельность и словотворчество детей. На занятиях использовала различные приемы : пояснение , вопросы , дидактические игры , упражнения , обыгрывание сюжетов , введение музыкального сопровождения, рисование, мнемотехнику и т.д.
Все занятия проходили в игровой форме. При анализе литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание. На основе развития поэтического слуха возникает взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством.
В работе с детьми я старалась обращать внимание не только на жанр изучаемого произведения : « я расскажу вам русскую народную сказку «Гуси – лебеди» или «прочитаю рассказ Л. Толстого «Косточка»», но и останавливала внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения , эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха.
После рассказывания, произведение обязательно анализируем его ставя перед детьми вопросы, заставляя их думать, делать самим выводы и т.д. тем самым развивая связанную речь.
При чтении стихотворений, выделяю ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый полосатый» спросила: «Почему так назван котенок?». Что бы детям было легче ответить, провела предварительную работу на прогулке, понаблюдав за котенком, рассмотрев какие у него усы, шерстка и т.д. А затем, задав другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка?, Какой он ?» (забавный, пушистый, мягкий, веселый, озорной. Таким образом, происходит активное усвоение слов и понятий.
Развивая звуковую культуру речи детей, обращала внимание детей на четкость и отчетливость произношения звуков и слов, используя чистоговорки, потешки, считалки, загадки. Так, например, отгадывая загадку:
Что за зверь такой лесной
Встал , как столбик под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы
Кто это ? , «заяц» , дети определяют в отгадке заданный звук.
Особое внимание уделяю формированию грамматически правильной речи, дети, отвечая на вопросы, пользовались словами с правильной грамматической формой.
Почти на каждом занятии провожу творческие задания, выполняя лексические, грамматические, фонетические упражнения на подбор сравнений , синонимов и антонимов к данному слову .
Рисунки и сочинения детей, помещаю в альбом детского творчества.
Уже к концу года у детей появился повышенный интерес к книге. С интересом не отвлекаясь, слушали произведение, задавали вопросы по содержанию литературных произведений. Появилось желание придумать новую сказку, обменивались впечатлениями. Улучшилась связная речь, произношение звуков и слогов.
Глава III.
Игры и упражнения в развитии речи и творческих способностей детей.
Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал , тренирующий речевой слух , память , развивающий четкость восприятия , точность воспроизведения слова ,связующую речь , творческие способности .
В связи с этим мною была составлена картотека , где я подобрала небольшие по объему тексты , скороговорки , насыщенные нужными звуками , звукосочетаниями , которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение , провести игру с конкретным заданием : «Повтори», «Запомни», «Назови».
Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей.
1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата .
2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
3. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха.
4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.
5. Игры и упражнения по развитию связной речи и словотворчества детей среднего дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития и уточнения движений и правильного положения органов артикуляции.
1. «На прогулку» [C]
2. «Летят снежинки»
3. «Вкусное варенье» [Ж]
4. «Вот так грибок!»
5. «Качели» [П]
6. «Болтушка»
7. «Часики» [P]
8. «Приклей конфету»
Например: «Летят снежинки»
Цель: Активизация [C]
Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети 0 изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки».
! Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.
Содержание«Качели»
Ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы.
II. Игровые упражнения на уточнения произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
1. «Насос» [C]
2. «Угадай, кто жужжит» [Ж]
3. «Погудим как самолеты» [Л]
4. «В зоопарке» [P]
Например : «Насос»
Решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел . Взяли они насосы и стали накачивать шины . Воздух выходит из насоса и свистит : ссс ……., ссс ………
Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] .
III. Игровые упражнения на воспитание правильного произношения [ ] в словах и развитие фонематического слуха.
- «Знаешь ли ты» [C]
- «Что появилось» [Ж]
- «Кто внимательный» [П]
- «Подбери по форме» [P]
Например : «Что появилось»
Педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж]
(жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую , так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется [Ж]. Можно использовать картинки.
IV. Игровые упражнения воспитания правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Речевой материал:
Словесные игры, скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи , сказки и рассказы.
- «Почтальон»
- «Скажи что-нибудь о картинке»
- «Скажи , куда мы положили»
- «Что изменилось»
Например «Почтальон» [C]
Почтальон раздает детям сюжетные картинки. Каждый ребенок, получив картинку, показывает её остальным детям и говорит, что на ней нарисовано. Используя такие картинки как: высоко летит самолет, собака ест суп и т.д.
! Следить, что бы дети говорили фразы четко и ясно.
Чистоговорки
Са-са-са – вот идет лиса
Су-су-су – видел я в лесу лису
Скороговорки
У Сани сани едут сами
У Сани сом с усами
Загадки
В воде купался, сухим остался (Гусь)
Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)
V. Игры и упражнения по развитию творческих способностей детей
- «Какие бываю иголки?»
- «Кто заблудился?»
- «Шишка»
- «Ручка-ножка»
- «В гостях у лесника»
- «Кто это ползет»
- «Договорим слово»
- «Подбери похожее слово»
Например : «Ручка-ножка»
Цель : познакомить с разными значениями «ручка» , «ножка».
Отгадай загадку : «Одной ручкой всех встречает, другой всех провожает, всем, кто придет ручку подает» (дверная ручка).
- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? Нарисуйте предметы, у которых есть ручка.
-Закончите предложение: «Ручка нужна, чтобы …….»
- А как предметы мы называем словом «ножка». Нарисуйте предметы, у которых есть ножка.
Заключение.
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые способности будут развиваться успешнее.
Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.
Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу и перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Мне бы хотелось, что бы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми. И первыми моими помощниками в этом деле являются книги.