Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коррекционная работа по профилактике дисграфии
у дошкольников

(из опыта работы, часть 2)

Сумарокова Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад №12
Кировского района Санкт-Петербурга

Для сильных подгрупп все упражнения по развитию звукового анализа я «завязываю» с узнаванием графического изображения звука, т.е. с буквой. Например: разделить страницу на две части, с одной стороны написать печатную букву, а с другой - поставить черточку. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят кружок под буквой, а если в слове нет звука – кружок ставят под черточкой. И во всех упражнениях и заданиях, перечисленных выше, на 2 этапе работы я стараюсь активно использовать буквы, как и в упражнениях, представленных ниже по слоговому анализу слов:

  1. Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слова.
  2. Определить первый слог в названии картинки (…ша/каша/).
  3. «Путаница» - составить слово из слогов, данных в беспорядке (ка, точ).
  4. «Что сказала?» - определить какое слово произнесли по слогам (первый слог – лу, второй слог – на)
  5. 5. В текстах простых ритмических, знакомых детям стихов, разделить слова на слоги (прохлопать, прошагать).

Также я использую упражнения по составлению слогов из букв (подготовительная группа).

  1. 1. Логопед (ведущий) называет звуки в определенном порядке, дети выкладывают буквы и называют (читают) слог.
  2. 2. Провести звуковой анализ прямого и обратного слогов, составить схемы, где гласные и согласные звуки обозначены кружками определенного цвета, поставить сверху нужные буквы.
  3. 3. Устный диктант услышав слог, дети показывают соответствующую схему слога или показывают слог буквами.

На 2 этапе я даю детям понятие – предложение и начинаю работу по анализу предложений, т.е. умению определять количество слов в предложении, последовательность и место слова в предложении. Для этого я использую следующие  упражнения:

  1. 1. Составление предложений из слов по вопросам. Логопед говорит слова и последовательно задает вопросы: «Мама, обед, приготовить. Кто?(мама) Что сделала?(приготовила) Что приготовила?(обед) Какое предложение получилось?»
  2. 2. Составление предложения по картинкам, сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и более слов  -  Девочка рисует. Девочка рисует клоуна. Девочка рисует клоуна карандашом. Девочка рисует клоуна красным карандашом.
  3. 3. Прослушать предложение, каждое предложение сократить с четырех до  двух слов  -  Утром Вова ел рисовую кашу. Вова ел рисовую кашу. Вова ел кашу. Вова ел.

На 2 этапе продолжается работа по упорядочению грамматического строя речи. Для этого я использую такие тренировочные упражнения и игры, которые позволяют формировать грамматические навыки на лексическом материале, хорошо знакомом детям:

  1. «Скажи по другому» -  Скамейка из дерева. Деревянная скамейка.
  2. 2. «Закончи предложения, добавляя слова по смыслу»  -  У Васи есть сестра. У Миши нет . У Миши есть брат. У Васи нет .

Продолжается работа и по отработке темы «Предлоги»:

  1. «Без маленького слова, никакого дела не сделаешь - логопед дает задания детям, пропуская предлог: «Положи книгу стол.», ребята затрудняются выполнить задание. Так выясняется практическая значимость предлога.
  2. 2. «Построимся»  -  Дети строятся в шеренгу и комментируют: «Лена стоит за Витей. Я стою перед Толей»,  парами:  «Я стою рядом с Петей. Оля стоит рядом с Катей», тройками:  «Гоша стоит между Сережей и Юлей».
  3. 3. «Приказ без слов» - на доске рисуется прямоугольник, точкой я показываю, куда положить предмет, дети выполняют. Следующее задание – объяснить, что сделал: «Я положил мяч под стол».
  4. 4. «Иностранец» - логопед(ведущий) придумывает рассказ: «Я прилетел самолете. Гулял городу».

На третьем, заключительном, этапе работы по предупреждению дисграфии у дошкольников, продолжается работа по всем разделам.

Я продолжаю работу по улучшению у детей зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственно-оптического анализа, а также продолжаю дифференцировать представления о сходных оптических формах. Это особенно актуально в усвоении детьми букв, т.к. трудность заключается в том, буква сложна по своему графическому составу, она состоит из нескольких элементов, равнорасположенных в пространстве и по отношению друг к другу.

Для работы над определением последовательности в пространстве я использую следующие игры:

  1. «Найди игрушку», «Запрячь игрушку» -  по словесной инструкции.
  2. «Найди (запрячь) игрушку» - по плану-схеме со словесным анализом.
  3. «Кому письмо?» - помочь почтальону  «доставить» письмо по адресу (плану-схеме).
  4. «Расставь мебель» - по плану.
  5. «Нарисуй план комнаты (участка)».

Одновременно на 3 этапе проводится работа над уточнением временных представлений детей. Я уточняю понимание детьми понятий:  год, времена года, месяц, неделя, сутки, утро, день вечер, ночь, сегодня, завтра, вчера. Для решения этой задачи я использую следующие игры: «Круглый год», «Семь дней», «Что сначала, что потом?» и настольно-печатные игры.

Занятия по дифференцировке и выделению из слова гласных звуков также продолжаются на 3 этапе работы:

  1. 1. Вы деление гласных звуков из 2х слоговых слов, типа «рука».
  2. 2. Выделение гласных звуков из односложных слов со стечением согласных, типа «грач».
  3. 3. Выделение гласных звуков из 2-х сложных слов со стечением согласных, типа «груша».
  4. 4. Выделение согласных из 3-х сложных слов.
  5. 5. Составление схем слов (для сильных подгрупп, с последующим использованием букв).

Нужно отметить, что на 3 этапе работы дети подготовительного к школе возраста во всех заданиях и упражнениях активно используют буквы. Так и в упражнениях,  указанных ниже, по определению и дифференциации согласных звуков:

  1. 1. Выделить из предложения слова, имеющие в своем составе заданный звук, показать соответствующую букву.
  2. 2. Подобрать к букве картинку, в названии которой есть заданный звук.

На 3 этапе происходит формирование  действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети определяют количество и последовательность звуков в слове, не называя слова и непосредственно не воспринимая его, для этого я провожу с детьми целый ряд упражнений, расположенных последовательно по степени усложнения:

  1. Проанализировать слово (прочитать), заменить согласную в начале слова – лак рак, устно составить предложение с каждым словом.
  2. Проанализировать слово (прочитать), заменить согласную в конце слова - сон сом, устно составить предложение с каждым словом.
  3. Зачеркни в карточке столько клеточек, сколько звуков ты слышишь в слове – последовательно слова из 2-х звуков, 3-х. 4-х звуков (с прямыми слогами, типа – муха, затем со стечением согласных, типа – гром), затем 5-ти и 6-ти звуковых слов.
  4. Подобрать из названий картинок  слова с заданным количеством звуков (последовательно слова от 2-х до 6-ти звуков, с усложнением).
  5. Игра в кубик – на гранях кубика определенное количество точек, дети бросают кубик и придумывают слова, состоящие из определенного количества звуков – как показал кубик.
  6. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово, например:   Р О Т - Рак, Окунь, Ток.
  7. 7. Преобразовать слова, изменяя один звук слова, например: бАк-бЫк-бОк-бУк.
  8. 8. «Цепочка слов» -  от предложенного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова (доМ-МаК-Кот). Вначале игра проводиться с опорой на картинки, можно усложнить – предложить подбирать слова из определенных лексических тем.
  9. 9. «Какие слова составишь из букв исходного слова?», например: КАРТИНА - тина, кит, карта, кран.
  10. 10. «Слово-загадка» - говориться лексическая тема, выставляется первая буква слова, вместо остальных букв – точки, красного, синего или зеленого цвета, в зависимости от звука, если слово не отгадано, выставляется вторая буква и т.д.
  11. 11. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке (нос-сон, кот-ток)
  12. 12. «Какой звук выпал из слова?» - КрОТ-КОТ, кРОТ-РОТ .
  13. 13. «Разгадай ребус» - выделить первый звук в названии картинок, назвать полученное слово.
  14. 14. «Какое слово спряталось?» - назвать общий звук в словах, найти соответствующую этому звуку букву. Прочитать слово, которое получиться из составленных общих звуков (мячик-мишка-мел М, кино-игла-рис И, роза-краб-рука Р - МИР)
  15. 15. «В каких словах звук лишний, в каких пропущен?»

Огромную трудность для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет дифференциация согласных по звонкости-глухости. Для предупреждения ошибок на письме, я предлагаю следующие задания:

  1. Найти сходства и различия в артикуляции парных звуков.
  2. Выделение парных звуков из слов в начальной позиции – по предметным картинкам и на слух: дочка-точка, бочка-почка.
  3. 3. «Слуховой диктант» - предлагаю детям, услышав звонкий звук в начале – хлопнуть в ладоши, услышав глухой звук – поднять флажок.
  4. 4. «Закончи слово» - нужно закончить слово с учетом смысла предложения, например: В поле пасутся ко . Девочка заплела ко .
  5. 5. «Игра с мячом» - заменить звонкий звук в слове или слоге на глухой или наоборот (дачка-тачка, горка-корка)

На 3-м этапе я продолжаю работу  по дифференциации  согласных по твердости и мягкости.

  1. 1. С опорой на картинки, добавить слог с заданным твердым или мягким согласным звуком и определить, какой это звук:  ха, чик (муха, мячик).
  2. 2. «Игра в лото» - на карточках картинки, в названиях  которых есть твердый или мягкий звук (например «Л» или «ЛЬ»),  дети закрывают картинку синим или зеленым кружком.

Дети подготовительной к школе группе во всех заданиях активно используют буквы.

На заключительном 3-м этапе работы по профилактике дисграфии я большое внимание уделяю слоговому анализу:

  1. Выделить из предложения слово, состоящее из  1-2-3 слогов.
  2. Перекидывая мяч превратить однослоговые слова в двух-слоговые (используя уменьшительно-ласкательные суффиксы или окончания множественного числа) и наоборот.
  3. Превратить 2-х слоговое слово в 3-х слоговое и наоборот.
  4. 4. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом другого слова (ры-ба, ба-буш-ка, ка-ша, ша-ры)

Работу по  составлению звуко-слоговой схемы слова я продолжаю и на 3-м этапе работы:

  1. 1. Раскладывание картинок в соответствии с данным графическими схемами.
  2. 2. Придумать слово к графической схеме.

На 3-м этапе я учу детей  составлять схемы предложений. Осваивая этот материал  дети понимают, что слова в предложении пишутся отдельно. Начало предложения, имена людей  и клички животных пишутся с большой буквы, а в конце предложения ставиться точка.

Закрепить навык правильного оформления предложения на письме помогают следующие виды работ:

  1. По понижению интонации голоса определить конец предложения и хлопнуть в ладоши.
  2. Выкладывание предложений из полосок-слов, ориентируясь на правила правописания предложений.

Также на 3-м этапе необходимо проводить работу по предупреждению дисграфии у дошкольников и на синтаксическом уровне.  Необходимо преодолевать и предупреждать  ошибочные словосочетания в речи детей. Я провожу работу по усвоению детьми сочетаемости слов и осознанному построению предложений.

Работа над предложением занимает важное место во всей системе работы над лексико-грамматическими средствами. Эта работа ведется на каждом занятии, но целесообразно использовать упражнения, которые предлагают конструировать предложения по заданному слову или группе слов.

Одним из важнейших приемов, используемых в работе по совершенствованию грамматического строя речи и по уточнению представлений детей о связи слов в предложении, является прием постановки вопроса в предложениях и словосочетаниях  от главного слова к зависимому .

  1. 1. Я называю слово, обозначающее предмет и ставлю вопрос. Дети подбирают подходящее по смыслу слово. Получившееся предложение произносится целиком. Затем я ставлю вопрос к третьему слову. Дети подбирают  следующее слово. Опять предложение произносится полностью и т.д.  Например:  КОШКАЧто делает? ЛАКАЕТ. КОШКА ЛАКАЕТ. Что кошка лакает? МОЛОКО. КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. Какая кошка лакает? РЫЖАЯ. И т.д.
  2. 2. Прослушать предложение. Убрать указанное слово. Например: ЛЕТОМ ЯРКО СВЕТИТ СОЛНЫШКО. Убери второе слово. Что получилось? ЛЕТОМ СВЕТИТ СОЛНЫШКО. - Убери первое слово. Что получилось? - СВЕТИТ СОЛНЫШКО.
  3. 3. Придумать предложение по графической схеме.
  4. 4. «Скажи по порядку». – я даю набор слов, дети составляют предложение:  ОГУРЦЫ, НА, ЗРЕЮТ, ГРЯДКЕ.

После того, как дети освоили распространение простого предложения, необходимо отрабатывать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и именно в этой последовательности.

Работа над сложносочиненными предложениями  проводится в  порядке противопоставления или объединения понятий, например: «Персик сладкий, а лимон кислый». «Огурец зеленый и горох зеленый».

Игр и упражнений для работы над сложноподчиненными предложениями очень много, вот некоторые из них:

  1. «Что тебе сказали по телефону?» - ведущий сообщает «по телефону» что-то своему товарищу или просит его о чем-то. Тот «кому звонили», должен громко сказать о том, что услышал: «Лена сказала, чтобы я принес картинку».
  2. «Что же там делают?» - на столе лежат различные предметы, дети запоминают их. Водящий берет один или два предмета и выходит. Дети смотрят, каких предметов нет,  и пытаются догадаться, что делает водящий:  «Нет расчески, я думаю, что Саша причесывается».
  3. 3. «Скажи, что ты хочешь?» - на столе лежат игрушки и различные предметы,  по вызову логопеда дети дают друг другу задания:  «Я хочу, чтобы Света взяла пластилин». «Я взяла пластилин, чтобы лепить».

Мой опыт работы показал, что готовность к овладению письмом и чтением  предполагает развитие  всех сторон устной речи, так как развитие устной речи по отношению к письменной, позволяет закрепить слухо-произносительные и слухо-моторные связи, обеспечивающие полноценное развитие навыков письма, а также способствует обогащению лексико-грамматического строя речи.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А :

  1. ЛАЛАЕВА  Р.И. – «Нарушения письменной речи» 1985г.
  2. ХВАТЦЕВ  М.Е.  – «Логопедия» 1955г.
  3. ЛАЛАЕВА Р.И. – Нарушения процесса овладения чтением у школьников»         1985г.
  4. ЛАЛАЕВА Р.И. – Устранения нарушений чтения у учащихся вспомогательных школ» 1978г.
  5. ЕФИМЕНКОВА Л.Н. – «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 1991г.
  6. ЕФИМЕНКОВА Л.Н. – «Исправление и предупреждение дисграфии у детей» 1991г.
  7. МИЛОСТИВЕНКО Л.Г. – «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей» 1995г.
  8. ВОЛИНА В.В. – «Занимательное  азбуковедение» 1994г.
  9. КОВШИКОВ В.А. – «Различение букв»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»