Арапова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов
ГОУ СОШ 323, г. Санкт-Петербург
Для того чтобы учащиеся воспринимали речь других людей, чтобы их собственная речь достигла цели, на уроках чтения необходимо особое внимание уделять формированию выразительности устной речи. Особенно велико значение в овладении яркой, эмоциональной речью в младшем школьном возрасте.
Навык умения говорить выразительно формируется на протяжении всего обучения. В процессе развития звуковой стороны устной речи школьников, мы совершенствуем выразительность чтения. Эта деятельность может проходить в процессе работы над лирическим стихотворением.
Лирика — один из родов художественной литературы, где действительность отражена путём передачи глубинных, задушевных переживаний, мыслей и чувств.
Пейзаж — общий вид местности, природы произведение искусства, содержащее изображение природы.
Таким образом, пейзажная лирика — это вид лирики, передающий изображения природы, её состояния и настроения через чувства и переживания автора.
Работа над пейзажной лирикой является одним из важнейших направлений эстетического воспитания школьников. Ребёнок попадает в иной мир: мир переживаний, эмоций, мир печальный и радостный.
Уроки чтения основываются на речевой деятельности, как учителя, так и ученика. В связи с этим, необходимо определить понятие речи и рассмотреть ее виды.
Речь - основное средство общения между людьми, особый вид деятельности, осуществляемый посредством языка; индивидуальное проявление языка у конкретного носителя. Различают три основные вида речи: устную, письменную и внутреннюю.
Письменная речь - широкая форма общения, однако, если устная речь основывается на членораздельных звуках, то письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи. Специфической чертой письменной речи является то, что, она направлена к отсутствующему собеседнику; собеседник не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Этим объясняется трудность для понимания и большая структурная сложность письменной речи по сравнению с устной. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и знаков препинания. Таким образом, восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.
В школе на уроках чтения мы, прежде всего, работаем над устной речью. Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми. То есть этот вид деятельности предполагает наличие двух сторон, в нашем случае (при работе с классом) это учитель- класс (ученик) - учитель (класс). Сущность процесса состоит для одного в выдаче переживаемого состояния, для другого - в его восприятии. Таким образом, учитель и ученик должны четко понимать цель своего прочтения. Рассматривая устную речь как предмет речевой деятельности, можно сделать вывод, что речевая деятельность- это целенаправленный процесс. Значит, прежде чем давать ученику задание по выразительному прочтению стихотворения, необходимо поставить цель, обеспечить потребность, желание передать то, что заложил автор.
Для достижения эффективности в прочтении лирического стихотворения важно определить, что является предметом, средством и результатом прочтения.
Предмет- само стихотворение, включающее в себя подбор интонации, пауз, ударений и рифм. В процессе произношения звуков, мы пользуемся языком, следовательно, язык - основное средство прочтения. Язык - исторически сложившаяся, традиционная для данного человеческого коллектива система звуковых знаков, являющаяся основным средством общения, взаимопонимания людей, передачи ими информации; речь, способность говорить. И, наконец, результат - есть ответная реакция слушателя, понимание или непонимание выраженной мысли, чувств, состояния. Таким образом, процесс общения осуществляется посредствам языка и зависит от ситуации и сложившейся атмосферы, настроения. Речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия художественных образов, осуществляемый с помощью языковых средств.
Непосредственно с устной речью тесно связана внутренняя речь - особый вид речевой деятельности, речь «про себя». Часто внутренняя речь предшествует такой же по содержанию письменной или устной выраженной мысли. Говоря о речевых особенностях детей младшего школьного возраста, следует учитывать, что понимание читаемого текста представляют для них определенную трудность. Затруднение вызывает отсутствие мимики, интонации, жестов. Позже чтение одними глазами приближается по внешним признакам к молчаливому чтению старших школьников и взрослых. Совершенно очевиден переход к чтению про себя без сколько-нибудь выраженных внешних его проявлений (вздрагивание губ, беззвучное шевеление губ, шёпот). Общее развитие речи младшего школьника обусловлено интенсивным накоплением словарного запаса, более широким общением со взрослыми и детьми, активной познавательной и игровой деятельностью.
Педагогика рассматривает вопросы развитие восприятия, способность видеть прекрасное в природе, искусстве, воспитание эстетического вкуса. Развитие всех этих способностей начинается с пробуждения у ребенка умения реагировать на прекрасное. В основе этих процессов лежит чувственное восприятие.
Восприятием называется отражение предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Мы видим пейзаж за окном, ощущаем тепло и холод, слышим музыку и человеческую речь-все это разные виды восприятия. При работе над стихотворением мы опираемся на аудиовизуальное восприятие. Восприятие характеризуется целостностью. Если ребёнок слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее звуки продолжают звучать у него в голове. Слушающий понимает музыкальное произведение, то есть воспринимает его структуру в целом. Именно это происходит при восприятии стихотворения, нужно научить детей пользоваться органами чувств, научиться видеть и слышать. Психофизиологической основой восприятия является зрение и слух, поэтому наибольшее воздействие учителю необходимо оказывать на органы слуха и зрения. Восприятие младших школьников ярко и эмоционально.
К третьему классу интерес к поэзии несколько снижается. Это обусловлено возрастными особенностями: детей интересуют конкретные герои их характеры, взаимодействие между собой. Как правило, в пейзажной лирике герой отсутствует, а уроки чтения не всегда доносят до детей красоту поэтического слова. Вообще в развитии слухового восприятия слово играет огромную роль. С возрастом детей роль слова изменяется. У первоклассников слово-название как бы завершает процесс восприятия (назван предмет, дети перестают его дальше анализировать). У учащихся третьего класса слово выполняет уже иную функцию. Назвав предмет, дети продолжают в словесной форме описывать его. Изменения происходят и в том отношении, что первоначальное восприятие словесного материала нуждается в наглядном оформлении. Необходимо осознание своего чувства, своего отношения к стихотворению, что и говорит о читательском развитии ученика. Таким образом, уровень восприятия и понимания лирического стихотворения обусловлен особенностями младшего школьного возраста, а глубина этих процессов зависит от того, насколько учитываются эти особенности учителем на уроках чтения.
Процесс обучения предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. На уроках чтения учащиеся не только запоминают то, что рассказывает учитель, но представляют картины природы, лесные пейзажи, которые они никогда не видели. Восприятие текста связано с эмоциональными особенностями каждого ребенка, с его индивидуальностью. Психология рассматривает воображение как познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образований путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Характер воображения зависит от направленности деятельности человека. Наша деятельность направлена на передачу образов и состояний природы, чувств, которые вложил поэт в своё произведение.
Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. К третьему классу появляется творческий подход. Например, при описании прогулки в лес, создаётся образ прогулки не только на основе той, которая была недавно, но и на основе многих предыдущихпрогулок. Характерной особенностью младших школьников является опора на конкретные примеры. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. К десяти годам дети уже могут воссоздавать целостные и правильные образы, включая при этом в среднем на 1- 2 признака больше, чем у учащихся первых и вторых классов.
Таким образом, выстраивается «лестница» раскрытия воображения младших школьников:
-образ неясен, расплывчат, постепенно он становится более точным и определенным;
-число признаков в образе постепенно увеличивается;
-к третьему классу учащиеся приобретают больше знаний, и образы становятся обобщенней и ярче;
-образ воображения развивается с опорой на слово. Именно оно позволяет создавать новые образы.
Исходя из вышеперечисленных особенностей, и требований их учета в педагогической деятельности, можно сформулировать задачи, которые важно ставить учителю на уроках по работе над пейзажной лирикой.
1. Прививать интерес к слову.
2. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
3. Формировать способности к индивидуальному осмыслению и восприятию.
4. Развивать устную речь.
5. Воздействовать на чувства ребенка.
6. Работать над раскрытием воображения.
7. Воспитывать художественный вкус.
Художественная литература развивает чувства прекрасного, вкус, интерес к родному слову, обогащает духовный мир ребенка. Подлинные поэтические произведения потрясают душу, вызывают слезы, восторг, негодование.
Книга-окно в жизнь. Не владея навыками чтения, нельзя использовать книгу-окно в жизнь останется закрытым.