Хореография как средство развития физических
и эмоционально-эстетических качеств дошкольника
Чучман Анастасия Александровна
Основной задачей всех педагогов и родителей является укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает новый для него материал. Бесспорно, двигательная активность полезна для здоровья, психического и физического развития ребенка.
«…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» ( Ю. Змановский).
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период « возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному - музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.
Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: « Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбирать для занятий очень хорошую, понятную детям музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволяет с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых беззаботных или лирических до энергичных, волевых, серьезных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Занимаясь хореографией, ребенок имеет возможность почувствовать себя артистом, человеком, умеющим выражать свои чувства через движения.
Занятия хореографией позволяют нам познакомить детей с фольклором разных стран и привить любовь к культуре родного края.
Значительным явлением конца 20 века явилось становление и динамичное развитие детского фольклоризма. Одними из первых фольклорных ансамблей, специализирующихся на работе с детьми, стали созданные более 25 лет назад коллективы “Веретенце” (руководитель Е. Краснопевцева), “Жаворонки” (руководитель И. Хохлова) и др. Сегодня прослеживается активное проникновение этнопедагогики в детские сады и создание комплексных школ традиционной культуры. Практически во всех таких творческих коллективах большое значение имеют занятия народной хореографией.
«На первый взгляд может показаться, что в системе обучения народному исполнительскому искусству хореография имеет исключительно прикладной характер. Многолетний опыт преподавания в детских, юношеских фольклорных коллективах, высших и средних учебных заведениях позволяет с полной уверенностью заявить, что кроме чисто прикладного значения, занятия традиционной хореографией играют важную роль в становлении мастерства исполнителей народных танцев. Изучение и освоение традиционной народной пластики влияет на многомерное, глубинное постижение русской народной традиционной культуры, служит физическому развитию и психологическому раскрепощению, помогает приобретать естественные хореографические навыки» - это мнение ученого-фольклориста А. И. Шилина.
Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.
Как показывает практика, дети, занимающиеся хореографией, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Что важно, у них формируется правильная осанка и правильный свод стопы. Для них характерна высокая работоспособность, целеустремленность, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляет учебная деятельность.
Наряду с другими физическими качествами, такими, как сила, ловкость, координация движений, быстрота реакции у ребенка дошкольного возраста под воздействием танцевальных движений стремительно развивается гибкость тела. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.