Ознакомление дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга
Шамина Ольга Владимировна,
воспитатель 1 кат. ГБДОУ №
Невского района Санкт-Петербурга
Я начала знакомить детей с историей и культурой нашего города с 2000 г.,окончив курсы "Петербурговедение для дошкольников".Работаю по программе "Чудесный город",разработанной петербургскими педагогами Л. К.Ермолаевой и Г.А.Богуславским. Главная цель программы-вызвать у детей познавательный интерес к городу,восхищение им,осознание ценности памятников истории и культуры.Программа расчитана на 2 года. На первом году обучения она включает в себя 3 блока,которые предваряют введение,главная задача которая-сформировать у детей представление об уникальности,неповторимости,сказочности нашего города,вызвать чувство гордости за то,что мы живем в таком чудесном,замечательном городе.Первый раздел программы называется " Мир живого Города" ,в котором мы знакомим детей с городом,как средой обитания,раскрываем взаимосвязи Города и человека,а так же закладываем основы жизни горожанина.Здесь мы отождествляем город с человеком. Что это значит? Я говорю детям,что мы все люди,у каждого человека есть руки,ноги,туловище,легкие,которыми мы дышим,сердце и т. д.И тут же я говорю,что у него есть руки,ноги, легкие. А именно:руки-это улицы,водные магистрали-сосуды,легкие-это сады,парки и т. д. Но самое главное в организме человека,без чего человек не может жить-это сердце.Без рук,без ног,человеку плохо жить,но жить он может.А вот без сердца-нет.После наводящих вопросов,выясняем,что сердце нашего города-это его жители,петербуржцы.Без нас,наш город не сможет жить,не сможет развиваться,без нас он умрет.Поэтому,мы должны относиться к нему бережно,быть ответственными за него,быть настоящими петербуржцами.Кроме того, в данном разделе,я знакомлю детей с некоторыми элементами зданий(фасад,колонны,шпиль,купол)Без таких понятий,трудно описывать,понимать достопримечательности нашего города.Второй раздел программы "Чудесный город" наз. "Удивительный Санкт-Петербург",задачами которого является показать уникальные особенности нашего города,научить замечать в привычном городском окружении непривычное,чудесное,загадочное.Первая тема раздела звучит так " Визитная карточка города".Это -имя города,день рождения,опознавательный знак(герб).Здесь же я знакомлю детей с Невой(как главной рекой города) др. реками города.Во второй теме "Петербург"-сказочный город-это город мостов,набережных.Знакомство с типами мостов(каменный,висячий,чугунный),а так же с украшениями города:зданиями,скульптурами,решетками домов,садов,фонарями,памятниками.Далее, я знакомлю с " Ядром" города-это его достопримечательностями,расположенными на берегах Невы.А так занятия проходят традиционно.Начинаем с повторения и закрепления пройденного материала на предыдущем занятии,затем играем в какую-нибудь словесную игру и далее новый материал,который дается в виде беседы или рассказа.На каждом занятии мы постоянно говорим " Наш город,дорогой,любимый,чудесный,сказочный,удивительный и т. д.Данная прграмма дает возможность воспитывать у детей: интерес к истории и культуре родного города,формировать у них нравственные черты личности.Через знакомство детей с произведениями архитектуры,развивать у детей творческие способности и навыки познавательной деятельности.Воспитывать у детей навыки поведения,соответствующие представлению об истинном петербуржце.Для работы используем наглядные,словесные,практические методы: чтение худ. лит.,рассматривание иллюстраций,разучивание песен и стихов,изо деят-ть,муз вечера,дид. игры,экскурсии,просмотр видео,дом. задания. В группе создана обстановка для изучения города и внутри сада:оформлен уголок города,изготовлены дид. игры для закрепления знаний о городе во всех видах деятельности,сделаны видео записи по всем темам,изучаемым на занятиях,даются дом. задания по пройденному материалу.
Литература: Л.К. Ермолаева и Г. А. Богуславский