Проект
Радуга-дуга: С.Я.Маршак - детский поэт
Кучерова Валентина Ивановна,
воспитатель ГБДОУ №107
Центрального района Санкт-Петербурга
«Детская книга должна быть «открытием мира» для ребёнка,
должна расширить его знания о земле и людях,
воспитывать в детях высокие, благородные стремления и чувства,
прививать любовь к родному языку, вкус к поэзии».
С.Я. Маршак
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не очень интересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта:
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности.
2. Дать целостное представление о творчестве С. Я. Маршака в разнообразных литературных жанрах.
3. Развивать творческие способности детей в художественно-творческой деятельности на материале произведений С. Я. Маршака.
4. Формировать навыки приобретения знаний из книги, из сети Интернет, применение их в практической деятельности.
5. Развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу и книге.
6. Поддерживать у детей и родителей потребность к совместному семейному чтению художественной литературы и творческой деятельности.
Участники проекта:
Дети старшей группы , родители, воспитатели группы: Кучерова В.И. Харитонова О.В.
Срок реализации проекта: 4 недели
Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный
Виды деятельности: художественно-речевая, исследовательская ,познавательная, продуктивная.
Формы реализации проекта:
1. Чтение художественной литературы;
2. Тематические беседы;
3. Просмотр видеоматериалов;
4. Прослушивание аудиозаписей;
5. Создание творческих работ детьми (рисование, аппликация, лепка) ;
6. Театрализованные игры;
7. Выставки детских и совместных с родителями творческих работ по произведениям С. Я. Маршака;
8. Презентация проекта: открытое итоговое мероприятие;
9. Изготовление коллажа по произведениям С.Я. Маршака.
Содержание работы
1 этап – Подготовительный
1.Разработка проекта, составление плана работы. 2.Обсуждение проблемных вопросов. 3.Составление сценария итогового мероприятия. 4.Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
11 этап – Реализация проекта
1.Знакомство с биографией, творчеством, портретом С.Я. Маршака.
2. Выставка книг С.Я. Маршака.
3. Рассматривание иллюстраций к произведениям С.Я. Маршака.
4.Чтение художественных произведений
-«Багаж»
-«Сказка о глупом мышонке»
-«Сказка об умном мышонке»
-«Где обедал воробей?»
-«Вот какой рассеянный»
-«Радуга-дуга»
-«Ванька-встанька»
-«Круглый год»
-«Детки в клетке»
-«Мяч»
-«Веселый счет»
-«Усатый-полосатый»
-«Пожар»
-«Сад идет»
-«Почта»
-«Рассказ о неизвестном герое»
-«Мороженое»
-«Урок вежливости»
-загадки
5.Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год»
6.Составление книги-самоделки «Мой любимый Маршак»
7. Животные в произведениях Маршака (Детки в клетке, Детский дом)
8.Профессии в произведениях Маршака (Почта, Пожар, Мороженое, Мастер-ломастер)
9. Беседы по ОБЖ по произведениям Маршака (Пожар, Рассказ о неизвестном герое, Сказка о спичках)
10. «Берегите природу» по произведениям Маршака (Праздник леса, Песня о желуде, Будущий лес, Как печатали вашу книгу)
11.Этические беседы (Ежели вы вежливы, Урок вежливости, Книжка о книжке, Рассказ о неизвестном герое)
12. Беседы по ПДД (Мяч, Веселый счет цифра3)
13.НОД по ФЭМП (Веселый счет, Про все на свете, Живые буквы, Автобус номер 26)
14. Беседы по экологии, о сезонных изменениях (Круглый год, Разноцветная книга)
15. Беседа о пользе сна и соблюдении режима (Ванька-встанька, Угомон)
16. Театральные этюды по английским песенкам (Кузнец, Мыши, Гвоздь и подкова, Котята, Перчатки, Разговор, Робин-бобин) и чешским песенкам(Сенокос, Неуклюжий жучок, Разговор лягушек, Помогите).
17. Маршак – сказочник
18.Вечер колыбельной песни по мотивам стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
19.Конкурс чтецов по песенкам в переводе Маршака
20.Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака
21.Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки
22.Подготовить инсценировку стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
23.Провести викторину по произведениям и загадкам С. Я. Маршака
24. Загадки в творчестве С.Я. Маршака
25. Сюжетно-ролевые игры (Вокзал, Пожарники, Зоопарк, Путешествие)
25. Д/и « Где обедал воробей», «Когда это бывает», «Кто, где живет»
Художественно-продуктивная деятельность
-Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего» и мягких модулей, оригами «Котята»
-Рисование «Радуга», «Цифры», «Пудель», «Кошкин дом», «Хороший день»
-Аппликация «Поезд», «Кораблик», «Усатый-полосатый», коллективная «Детки в клетке»
-Лепка – коллективная работа «Зоопарк», «Живые буквы» «Жучок»
-Слушание музыки «Колыбельные песни»
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры (Вокзал, Пожарники, Зоопарк, Путешествие)
- Д/и « Где обедал воробей», «Когда это бывает», «Кто, где живет»
-Театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»; «Волк и лиса»
Сотрудничество с родителями
-изготовление иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
-домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
-изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Вот какой рассеянный»
-изготовление различных видов театра
-чтение в лицах «Теремок»
111 - ЭТАП Презентация проекта
-мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»
Подведение итогов
-инсценировка стихотворение С. Я. Маршака «Сказка об умном мышонае»
-выставка иллюстраций, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака
-выставка театров по произведениям С.Я.Маршака
-коллаж «Веселая азбука»
Практическая значимость:
-обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
-развитие умения отгадывать загадки
-развитие артистических способностей детей
-воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
-приобщение родителей к семейному чтению
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».