Условия успешной адаптации ребенка к детскому саду
Пушкарева Татьяна Николаевна
При поступлении ребенка в детский сад каждая мама хочет, чтобы ее ребенок быстро привык к новой обстановке, к новым людям. Но не всегда надежды родителей оправдываются. Так или иначе, каждый ребенок в период адаптации сталкивается с определенными проблемами.
Известно, что адаптация (от лат. «приспособляю ») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста не безграничны. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могу привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней - легкая адаптация
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация. (Терехина О. А., Богословская В. С. Здравствуй, детский сад! ООО ИД «Белый ветер» 2006. (с. 8-9))
Если Ваш ребенок тяжело привыкает к детскому саду, значит:
• в семье режим дня не совпадает с режимом дня в ДОУ
• ребенок слишком зависим то матери
• у ребенка не сформированы культурно – гигиенические навыки (КГН)
• у ребенка присутствуют своеобразные привычки (сосет палец; сосет пустышку, грудь; укачивают на руках и т. д.)
• у ребенка нет опыта общения с посторонними людьми
• у ребенка присутствуют патологии психического развития
Важный шаг в работе специалистов детского сада в период адаптационного периода – проведение профилактических мероприятий.
Большую роль в этот период играет наглядная информация для родителей.
• Папки – передвижки: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ», «В детский сад с улыбкой», «Почему ребенок не хочет в детский сад», «Режим дня для дошкольника» и т. д.
• Памятки: «Адаптация. Что это? », «Рекомендации по адаптации», «Ребенок кусается», «Ребенок – плакса? » и т. д.
• Плакат для родителей «А мы уже не плачем! »
На этом этапе необходимо создать в адаптационной группе благоприятную предметно – пространственную среду для детей. Воспитатели стараются атмосферу в групповой комнате приблизить к домашней. Этому способствует создание небольших игровых зон, наличие мягкой мебели, мягких игрушек, уголка уединения, присутствие в оформлении группы теплых цветовых оттенков.
Для того чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, почувствовали себя важным звеном в процессе адаптации, воспитатели привлекают их к сотрудничеству. Только в совместной работе воспитателей, психолога ДОУ, медицинского персонала и родителей можно добиться положительных и стойких результатов адаптации ребенка к детскому саду.