Психолого-педагогические подходы в работе с детьми и их родителями в период адаптации
Макеева Светлана Алексеевна
педагог ГБДОУ№86
Невского района Санкт-Петербурга
Адаптация является трудным периодом в жизни дошкольника т.к. он вступает в совершенно другую среду социальных отношений. Детям трудно привыкать к новому учреждению:незнакомым воспитателям,требованиям со стороны взрослых. Для большинства детей привыкание к условиям детского сада происходит болезненно и сопровождается негативными проявлениями со стороны психики ребёнка .
В идеале адаптацию можно рассматривать как установление равновесия
между организмом индивида и внешней средой.. Задача педагога заключается
в том,чтобы сделать совместную деятельность воспитателя и детей продуктивной,
а переход малыша из домашних условий в среду дошкольного учреждения наиболее спокойным.
Различают адаптацию по степени её проявления: лёгкая адаптация, адаптация средней тяжести,тяжёлая адаптация. Как показывает практика, быстрее привыкают те дети,
у которых хорошо сформированы навыки самостоятельности и самообслуживания. Правильная организация жизни детей в группе - чуткое и доверительное отношение
к ребёнку,обеспечение ему эмоциональной поддержки со стороны взрослого (положительная оценка деятельности, ласковые ,ободряющие взгляды,
прикосновения,улыбки) - это те приёмы, которые необходимы в период адаптации, в часности, при обучении малышей культурно- гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.Приобретение практического опыта способствует
выработки динамического стереотипа,оказывающего положительное влияние на адапционные механизмы.
На первоначальном этапе воспитательно- образовательного процесса педагог намечает методы в работе с детьми.
Наблюдение- один из методов,позволяющий выявить личностные характеричтики:
уровень самостоятельности малыша ,активность в освоении прстранства,
инициативу (умеет ли ребёнок первым вступать в контакт со взрослыми и детьми),
пользуется ли речью в общении с воспитателем и сверстниками,придерживается ли дошкольник общих правил и норм, как реагирует на замечания,на изменения тона речи воспитателя.Диагностика наблюдений за поведением ребёнка позволяет установить доверительные отношения с малышом,тем самым обеспечивая эмоциональный комфорт.
Воспитатель, используя игровые приёмы, вовлекает детей в практическую деятельность обучает их небходимым навыкам и умениям.
Обученние происходит опосредственно с использованием фольклора: потешек,пестушек,
прибауток,песенок,а также с использованием дидактической игрушки.Проведение адапционных игр содействует установлению эмоционально- психологического микроклимата между детьми, влияющего на развитие у ребёнка доверия, к окружающим взрослым, детям.Особенно важен в период привыкания к детскому саду индивидуальный подход, развивающий у ребёнка чувство уверенности, защищённости.
Для малыша очень важно осознать,что его окружают добрые, заботливые воспитатели, готовые в любую минуту придти на помощь.
Организованно-образовательная деятельность в дошкольном учреждении осуществляется согласно режиму. Правильно организованный режим является одним из условий скорейшей адаптации. В начале года действует адапционный режим ,позволяющий безболезненно приспособится к условиям дошкольного учреждения, а значит снизить негативные эмоционально-психологические проявления в поведении детей.
В чём особенность щадящего режима?
Режимные составляющие ограничены по времени. Каждый день увеличивается время нахождения детей в группе. В конце третьей недели дети с хорошей адаптацией
остаются на сон, но всё-таки подготовка к этому режимному моменту вызывает у детей отрицательные реакции такие,как плач. Как показывает практика действенным приёмом является доверительная беседа воспитателя с ребёнком о том,что его ожидает.Воспитатели обьясняют,как хорошо теперь малышу,у него появилась ещё одна своя кроватка, предлагают взять с собой любимую игрушку,а проведение игры: «Укладывание куклы спать» с использованием фольклора(пение колыбельных песенок)-способствует спокойному засыпанию.
Важное значение в воспитательно- образовательной деятельности педагога имеет работа
с родителями. Для того чтобы взаимное сотрудничество было продуктивным, необходим тесный контакт с психологом детского сада т.к. в период адаптации дети испытывают психологический стресс и в благополучном разрешении проблем необходима помощь опытного специалиста.
Большую роль в работе педагога с родителями играет установление партнёрских взаимоотношений с родителями.На первом этапе знакомства педагог отмечает даже небольшие достижения малыша: проявления самостоятельности.инициативы.Для полноценного диалога необходимо определить пути взаимодействия,чтобы выработать общие направления в воспитательной работе.
Анкетирование позволяет в короткий срок собрать материал по интерисующим вопросам.Этот метод помогает выявить привычки,предпочтения,некоторые особенности психики ребёнка .Вот некоторые темы анкет: «Особенности воспитания ребёнка в семье», «Каким вы,видите своего ребёнка», «Общение ребёнка со сверстниками»
.Педагог выступакт в роли наставника,поэтому поучительны следующие беседы,консультации: «Что помогает и что препятствует благополучной адаптации ребёнка к посещению детского сада», «Как подготовить малыша к посещению детского сада», «Как влияют супружеские отношения на воспитательную атмосферу семьи», «Как реагировать на детские капризы и истерики», «Секреты педагогики кормления,укладывание ребёнка спать», «Организация здорового образа жизни семьи».
В период адаптации проведение родительского собрания является одной из форм сотрудничества между детским садом и семьёй. Первое родительское собрание затрагивает вопросы привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения.Педагог рассказывает родителям о психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста,затем говорит о характере адаптации воспитанников.Знакомит родителей с графиком расписаний консультаций. Использывание различных методов и приёмов в общении с родителями и детьми позволяет не только педагогам, но и дошкольному учреждению завоевать авторитет,а значит сохранить в глазах семьи свою ценность как источника социального опыта взаимодействия детей и взрослых.