Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт – Петербурга

 

Приоритетные образовательные области:

художественное творчество; коммуникация; познание.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Цель: закрепить знания о народных промыслах России посредством осуществления росписи в традициях Гжели.

Задачи:

художественно-эстетические

  • повторить виды народных промыслов России

  • развивать творческие навыки, эстетическое восприятие

  • продолжать знакомить детей с декоративным рисованием

  • закрепить знания о специфике гжельской росписи (цветовая гамма, особенности орнамента)

социализация

  • воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей

коммуникация

  • формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии

  • расширение словаря детей за счет новых слов и терминов

познание

  • формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей

музыка

  • развивать умение выполнять движения, соблюдая ритм

Материалы и оборудование:

демонстрационный

  • гжельская посуда: кружки, кувшин, игрушка-рыбка

  • таблицы с изображениями гжельской посуды

  • таблица с элементами гжельской росписи

  • плакаты

  • фотографии

  • белые фарфоровые кружки без узоров

  • диск с фольклорной музыкой

раздаточный

  • листы бумаги с рисунком кружки или рыбки в простом карандаше по контуру на каждого ребенка

  • акварельные краски

  • открытки с изображениями гжельской посуды на каждого ребенка

  • предварительные работы самих детей с элементами гжельского узора

интерактивный

  • интеллект-карты

  • интерактивный кроссворд

Персонаж Домовой

Предварительная работа:

  • беседа, рассматривание фарфоровых подлинников, картинок, открыток, фотографий

  • рассказ о гжельских мастерах

  • рисование элементов гжельской росписи в рабочих тетрадях (по таблицам)

Ход занятия

1. Вводная часть с интеллект-картами

Дети сидят полукругом. Воспитатель демонстрирует на проекторе слайды с подготовленными интеллект-картами, где даны краткие описания различных видов народных промыслов. Дети повторяют изученный материал, отвечают на вопросы, объясняют свои ответы.

После повторения материала следует переход ко второй части занятия.

2. Основная часть

Воспитатель выносит подлинники гжельской посуды и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

Воспитатель: Ребята, взгляните, какие красивые изделия создали для нас народные мастера! Вы узнаете, что это за чудесная роспись?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно. Это фарфоровая посуда с гжельской росписью. Как вы узнали ее? Что в ней особенного?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Белоснежная посуда, которую вы видите, создается из глиняного порошка. Он смешивается с водой и специальными добавками — так, чтобы получилась жидкая масса. Затем ее разливают по определенным емкостям — формам. Например, это может быть форма кружки или кувшина. Далее формы помещают в печь и обжигают при очень высокой температуре. Жидкая масса внутри формы застывает и превращается в знакомые нам фарфоровые изделия. Их проверяют на качество, выявляют наличие трещин. Если изделие хорошее, то приступают к его росписи. Об этой росписи Саша расскажет нам стихотворение.

Чтение стихотворения

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в легкости мазка

Тайна чудо – глины.

На Руси живет века

Промысел старинный.

Воспитатель: Молодец, Саша. Стихами ты поведал нам о красоте гжельской росписи. Гжель — это название не одной деревни, а обширного района, состоящего из многих деревень в Московской области. Вместе они получили наименование «Гжельский куст». В Гжели из глины изготавливают не только посуду, но и декоративные статуэтки, игрушки на тему русского быта. Их расписывают вручную специальной краской — кобальтом, который имеет черный цвет, а при обжиге в печи становится синим.

По ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на интеллект-карту с этапами производства гжельской посуды.

Воспитатель: Когда изделие полностью расписано, его опускают в ванну с раствором из белого песка. Оно покрывается тонкой, прозрачной пленкой — глазурью. Затем изделие снова обжигают в печи, и под воздействием температуры черный кобальтовый рисунок становится синим, а глазурь застывает и придает готовому изделию красивый глянцевый блеск.

Далее воспитатель напоминает детям, как кистью наносить гжельский узор.

Чтение выученных заранее стихов о Гжели.

Физкультминутка

Воспитатель исполняет частушки, звучит фольклорная музыка. Дети двигаются под нее, используя элементы русских народных танцев.

1. Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель споем частушки.

Синее синего узор,

Белее белого фарфор.

Гжельские изделия —

Просто загляденье!

2. Синенький цветочек, синенький листочек,

Это роза гжельская, а не василечек.

3. Что это за чудо!

Гжельская посуда!

Всем и каждому мила

Русской гжели синева.

4. Голубые чашки, ложки,

Голубые все цвета

Лишь оттенки, лишь оттенки

Изменили мастера.

Вся посуда расписная —

Может садик зацвести

Красота вокруг такая,

Просто глаз не отвести!

3. Художественная часть

Воспитатель: Ребята, взгляните! Пока мы с вами пели частушки и танцевали, кто-то похитил с нашей чудесной посуды все узоры (показывает детям обычные фарфоровые кружки без рисунка). Кто бы это мог быть?

Появляется Домовой.

Домовой: Это я похитил синие и голубые завитушки и цветочки! Думал, они вкусные, припрятал за пазуху — а они взяли да и растаяли, одна водица осталась!

Воспитатель: Ай-ай-ай, Домовой-проказник испортил наши изделия! А какими они были красивыми! Что же нам делать? Ребята, давайте поступим как гжельские мастера и распишем кружки и фигурки рыбок чудесным синим узором. Мы же не хотим, чтобы наша посуда оставалась белой и одинаковой, верно? Создадим пышные цветы, листья, травы, которые у каждого из вас получатся разные, особенные. Для этого у вас акварельные краски и эскизы, выполненные в карандаше. Вы почувствуете себя настоящими народными умельцами, если будете стараться и проявлять терпение. А теперь приступайте к работе.

Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их. Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка.

По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ. Домовой, глядя на работы детей, обещает больше не похищать синие цветы.

В заключении — закрепление изученного материала.

4. Интерактивный кроссворд на закрепление

Воспитатель демонстрирует кроссворд на тему Гжели. Дети отвечают на вопросы и заполняют поля для ответов. Домовой хочет им помочь, но подсказывает неправильно и все наоборот. Дети объясняют ему, почему его ответы неверны.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сегодня на занятии мы рассмотрели образцы гжельской посуды, узнали, как ее создают и расписывают народные мастера, прочитали стихи и частушки, разгадали кроссворд с новыми словами и успели вернуть чудесные гжельские узоры, которые похитил Домовой. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, на стенд «Мир глазами детей», где ими смогут полюбоваться ваши родители, воспитатели и дети из других групп. Наше занятие окончено.
 

Cписок использованной литературы:

  1. Стихи с сайта http://clubnps.ru/stih/1983-gzhel.html, автор nenci-li

  2. Частушки с сайта http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/avtorskie-chastushki-o-gzheli/

  3. Интеллект-карты созданы с помощью сайта http://www.mind-map.ru/

     

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»