Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ознакомление с малыми фольклорными формами (пословицами и поговорками)

Феоктистова Наталья Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

Задачи:

  • Закрепить представления о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок.
  • Познакомить детей с пословицами о дружбе.
  • Формировать умение понимать переносное значение пословиц и поговорок, связывать значение пословицы с определнной ситуацией.
  • Подвести детей к пониманию ценности дружбы.
  • Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование:  два веничка из прутьев, муляжи орехов по количеству детей, в одном из орехов - записка со словом из финальной пословицы, атрибуты для игры в пчел (ободки с "усиками"), четыре деревянные ложки, маленькие мячики и кубики с фразеологизмами по количеству детей, карточки со словами пословиц: "Друга ищи, а найдешь - береги", "Одна пчела много меду не принесет".

Ход совместной деятельности

Воспитатель приветствует детей и интересуется их друзьями, просит назвать имена своих лучших друзей, сказать по несколько добрых слов о них.

Дети встают в круг. Воспитатель начинает: называет своих друзей. При этом он передает по кругу игрушку.

Каждый говорящий держит игрушку, потом передает ее следующему ребенку.

Воспитатель. А скажите-ка, друзья, любите ли вы русский язык? А играть вы любите? Тогда я предлагаю вам сыграть со мной в игру, во время которой вы будете, как настоящая дружная команда, выполнять интересные задания, ведь известно: "ум хорошо, а два лучше", - а вас тут вон сколько!

Дети усаживаются на стульчики.

Темой нашей игры станут пословицы и поговорки. За каждое выполненное задание вы будете получать слово.В финале нашей игры из этих слов должна сложиться пословица.

Давайте-ка вспомним, что такое пословицы и поговорки.

На каждый случай из жизни у нашего народа есть мудрая мысль - пословица. Она учит, как надо поступать и как  не надо, высмеивает лентяев, трусов, хвастунов, оценивает человеческие поступки. Но делает это пословица иносказательно, то есть в ней есть скрытый смысл, который нужно уметь понять. Тогда и откроется вам многовековая мудрость.

Вот, например, такая пословица: "Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь". Давайте проверим. Попробуйте переломить веник.

Дети пытаются - не выходит.

Тогда развяжем веник и попробуем переломить его по одному прутику.

Дети ломают.

Воспитатель. Легко сломался?

Дети отвечают.

Воспитатель. Но только ли о венике идет речь? В чем скрытый смысл или иносказание?

Дети. Надо жить дружно.

Когда у человека много друзей, его не победить.

Воспитатель. О чем эта пословица? О дружбе, о взаимопомощи.

Давайте еще раз повторим, как звучит пословица: "Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь".

Вот мы и объяснили скрытый смысл пословицы. Теперь задание для вас.

Есть такая пословица:"Друг неиспытанный, что нерасколотый орех".

Вот вам орехи, которые могут помочь вам найти скрытый смысл, и 30 секунд, чтобы обсудить пословицу с друзьями и рассказать, как ее следует понимать.

Дети. Орех внутри может оказаться гнилым или пустым.

А неиспытанный друг может по-разному повести себя. Неизвестно, как он поведет себя в трудной ситуации.

Воспитатель. Давайте проверим ваши предположения, расколем орехи. (Воспитатель раскрывает заготовленные муляжи орехов. Внутри одного из них находится записка со словами "Друга ищи". Карточка с частью пословицы вывешивается на доску.)

И действительно, друг познается в несчастье. Лишь тот настоящий друг, который не бросит ни в беде, ни в веселье, на которого всегда можно положиться. Поэтому пословица и звучит : "Друг неиспытанный, что нерасколотый орех".

Как учит нас другая пословица, "Мешай дело с бездельем - проживешь век с весельем". И следующий наш конкурс будет на быстроту и ловкость. Вы будете изображать пчел, которые несут в улей мед. Кто из вас самый быстрый и ловкий? (Выбираем одного ребенка). Эта пчелка будет жить в этом улье и носить мед в эту корзинку. А все остальные по три человека по очереди, как в эстафете, будут носить мед во второй улей. Посмотрим, кто принесет больше меду за 1 минуту.

Дети по команде бегут к корзине с мячиками (это цветочная поляна), набирают в ложку мед (мячик) и несут в свой улей-корзинку. Через минуту считаем, где мячей больше.

Воспитатель. Теперь соберите из слов рассыпавшуюся пословицу.

Детям даем карточки со словами пословицы "Одна пчела много меду не принесет".

Дети складывают пословицу, прочитывают ее.

За выполненное задание дети получают следующую часть финальной пословицы "а найдешь", вывешивают ее на доску.

Воспитатель. Вы хорошо справились с заданием. Молодцы.

Иногда иносказательное выражение можно заменить одним словом. В этом случае мы имеем дело с поговоркой.

Например: как рыба в воде - прекрасно;

в ежовых рукавицах - строго.

И третье ваше задание будет называться "Скажи по-другому". Играть здесь будет каждый. Сейчас вы по очереди будете вынимать из коробки кубики с фразами, которые нужно заменить одним словом, сохранив при этом смысл. За каждый правильный ответ вы будете получать кубик. Если вы наберете всей командой больше 10 кубиков, получите следующее слово финальной пословицы.

Дети вынимают кубики с фразеологизмами, заменяют их другими словами.

  1. Явился, как снег на голову - неожиданно.
  2. Держать язык за зубами - молчать.
  3. Задирать нос - хвастаться.
  4. Водой не разольешь - близкие друзья.
  5. Играть в кошки-мышки - хитрить.
  6. Водить за нос - обманывать.
  7. Жить, как кошка с собакой - ссориться.
  8. Зарубить на носу - запомнить,
  9. Клевать носом - дремать.
  10. Повесить голову - загрустить.
  11. Уносить ноги - убегать.
  12. Сесть в лужу - опозориться.
  13. Ломать голову - напряженно думать.
  14. Одна нога здесь, другая там - быстро.
  15. Дрожать, как осиновый лист - бояться.
  16. обвести вокруг пальца - обмануть.
  17. Повесить нос - загрустить.
  18. Умом раскинуть - подумать

Подсчитываем кубики, дети получают последнюю часть пословицы. На доске вывешивается получившаяся пословица: "Друга ищи, а найдешь - береги".

Воспитатель. Посмотрите, какая замечательная пословица у нас получилась. Действительно, дружба - настоящее сокровище, которым нужно дорожить. Ведь именно дружба помогла вам сегодня справиться со всеми заданиями. Вы играли сообща, дружно, помогали друг другу и одержали победу. Подходите сюда, становитесь в круг, друзья. Поздравляю вас с победой!

Давайте вспомним, какие пословицы мы сегодня разъяснили.

  • Перевязанный веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
  • Друг неиспытанный, что нерасколотый орех.
  • Одна пчела много меду не принесет.
  • Друга ищи, а найдешь - береги.

Воспитатель. Чему учат все эти пословицы?

Дети. Дружбе. Жить нужно жружно, помогать друзьям.

Воспитатель. Пословицы и поговорки украшают нашу речь, позволяют дать происходящему емкую, нестандартную оценку. Я надеюсь, что вы подружитесь с ними, и о вашей речи можно будет сказать:"Слово сказал, как узлом завязал". То есть ваша речь будет четкой, грамотной, мудрой.

Спасибо вам за игру.

 

 

 

Литература

  1. Иванова О.Н., Короткова Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду.-Ярославль: Академия развития, 2009.
  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий.М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л.Н. Елисеева - 4-е изд. Переработка и дополнение - М.: Просвещение, 1982.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»