Методика работы с детьми с ОНР
Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах
Баранова Ольга Владиславовна,
ГБДОУ № 20, Санкт-Петербург.
Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков. Психические функции: зрительное и слуховое внимание, память - снижены.
Всё большее осложнение речевых нарушений у детей с течением времени заставляет использовать новые методы, приёмы в коррекции речевых нарушений. Одним из таких приёмов является МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Поэтому мнемотехника так широко используется логопедами и воспитателями в развитии связной речи. Особенностью методики использования мнемотаблиц в развитии связной речи является изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания.
Для разучивания стихотворений так же используются мнемотаблицы. Но в этом случае на каждое слово или словосочетание подбирается более конкретное изображение или предмет.
Мнемотехника в целом помогает развивать
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение.
Традиционно автоматизация звуков осуществляется поэтапно. Одним из этапов является автоматизация в текстах, как стихотворных, так и в виде рассказов. При этом обязательным условием подбора текстов является их насыщенность автоматизируемым звуком.
Зачастую особенности детей с ОНР: сниженное внимание, недостаточный объем памяти, грамматические нарушения, недоразвитие динамического праксиса, непонимание отдельных логических конструкций – не позволяют им качественно запоминать необходимые тексты.
Ребёнок испытывает значительные трудности:
- не может запомнить текст
- пропускает отдельные члены предложения
- пропускает предлоги
- меняет местами слова
- не чувствует ритмического рисунка стихотворения.
А если текст насыщен «трудным» звуком, то задача осложняется. Поэтому детям необходима дополнительная визуализация предлагаемого речевого материала.
Особенность методики – использование опоры (предметного изображения, символа), если не к каждому абсолютно слову (из-за невозможности доступно изобразить отдельные явления, действия и др.), то обязательно к каждому «трудному» для запоминания.
Таким образом данные схемы не могут быть жёстко привязаны к таблице так, как это принято в мнемотехнике обычно. Они являются подвижными и предполагаются для использования в индивидуальной работе с детьми.
Приемы работы.
- Ребенку прочитывается текст целиком.
- Затем предлагается часть текста (строка) для повторения за взрослым (заучивания).
Варианты повторения:
- Ребенок повторяет фразу с незначительными ошибками, а впоследствии – без них;
- Ребенок пропускает систематически структурные элементы (синтаксические компоненты);
- Ребенок не чувствует ритмической структуры предложенной фразы и меняет слова местами, в том числе каждый раз в разных вариантах;
D. В речи ребенка отсутствуют отдельные предлоги, и этот дефект он переносит на заучиваемую фразу.
Тогда для варианта А фраза в картинках или «запоминайка» будет являться эмоциональным стимулом для повторения и заучивания.
Вариант В: для ребенка необходимо выделить пропускаемый компонент, который должен стать «важным». Целесообразно вместе с ребенком обсудить выбор символа, которым он (пропускаемый компонент) обозначен или выделить его цветом (подчеркнуть, обвести).
Вариант С: помогать ребенку следить за порядком изображенных символов, таким образом с помощью зрительной опоры воздействовать на развитие памяти и чувство ритмического рисунка.
Вариант D: каждый пропускаемый предлог должен быть обозначен буквами для читающих детей и символом для нечитающих, то есть в любом приемлемом варианте для ребенка.
- Таким же образом, проводится работа по заучиванию других фраз текста.
В процессе заучивания ребенок начинает понимать смысл текста, отдельных слов, которые зачастую на начальном этапе могут быть недоступны для понимания ребенком с общим недоразвитием речи при учете еще и значительной насыщенностью их автоматизируемым звуком.
- Когда ребенок «сам» может воспроизводить текст с опорой на картинку, это увеличивает его самооценку. Ребенок стремится делать это все чаще и чаще, демонстрирует это окружающим. Но останавливаться на этом этапе не следует.
«Такая автоматизация на том или ином этапе означает и закрепление на этом этапе.(Гальперин).Но нужно переходить к следующему этапу. Как только ребенок выучивает текст и начинает лишь изредка поглядывать на карточку, эту карточку нужно положить тыльной стороной вверх и предупредить ребенка, что если он что-нибудь забудет, то сможет посмотреть на «запоминайку», а потом перевернуть опять. Это создает ситуацию невольного, непроизвольного запоминания.
Таким образом, при использовании данной методики автоматизации звуков в «мнемотекстах» решаются задачи, направленные на
-развитие памяти
-понимание значимости отдельного слова
-формирование структурного образа фразы (нельзя пропускать синтаксические единицы)
-увеличение объема словаря за счет понимания отдельных слов в тексте
-формирование грамматического строя речи за счет автоматизации в речи четко сформулированных фраз
-понимание смыслового содержания текста
-развитие зрительного внимания
-развития образного мышления
-формирование чувства ритма
-развитие эмоциональности восприятия текста
-повышение самооценки, как следствие решения предыдущих задач.
В данном случае представлены зафиксированные изображения. На практике тексты могут «зарисовываться» вместе с ребенком, который сам часто предлагает варианты кодирования слов, а логопед доступными средствами фиксирует внимание ребенка на «трудных» для него словах.