Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методика работы с детьми с ОНР

Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в стихотворных текстах

Баранова Ольга Владиславовна,
ГБДОУ № 20, Санкт-Петербург.

 

Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.

Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков. Психические функции: зрительное и слуховое внимание, память  - снижены.

Всё большее осложнение речевых нарушений у детей с течением времени заставляет использовать новые методы, приёмы в коррекции речевых нарушений. Одним из таких приёмов является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Поэтому мнемотехника так широко используется логопедами и воспитателями в развитии связной речи. Особенностью методики использования мнемотаблиц в развитии связной речи является изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания.

Для разучивания стихотворений так же используются мнемотаблицы. Но в этом случае на каждое слово или словосочетание подбирается более конкретное изображение или предмет.

Мнемотехника в целом помогает развивать

-  ассоциативное мышление

-  зрительную и слуховую память

-  зрительное и слуховое внимание

-  воображение.

Традиционно автоматизация звуков осуществляется поэтапно. Одним из этапов является автоматизация в текстах, как стихотворных, так и в виде рассказов. При этом обязательным условием подбора текстов является их насыщенность автоматизируемым звуком.

Зачастую особенности  детей с ОНР: сниженное внимание, недостаточный объем памяти, грамматические нарушения, недоразвитие динамического праксиса, непонимание отдельных логических конструкций – не позволяют им качественно запоминать необходимые тексты.

Ребёнок испытывает значительные трудности:

- не может запомнить текст

- пропускает отдельные члены предложения

- пропускает предлоги

- меняет местами слова

- не чувствует ритмического рисунка стихотворения.

А если текст насыщен «трудным» звуком, то задача осложняется. Поэтому детям необходима дополнительная визуализация предлагаемого речевого материала.

Особенность методики – использование опоры (предметного изображения, символа), если не к каждому абсолютно слову (из-за невозможности доступно изобразить отдельные явления, действия и др.), то обязательно к каждому «трудному» для запоминания.

Таким образом данные схемы не могут быть жёстко привязаны к таблице так, как это принято в мнемотехнике обычно. Они являются подвижными и предполагаются для использования в индивидуальной работе с детьми.

 

Приемы работы.

  1. Ребенку прочитывается текст целиком.
  2. Затем предлагается часть текста (строка) для повторения за взрослым (заучивания).

Варианты повторения:

  1. Ребенок повторяет фразу с незначительными ошибками, а впоследствии – без них;
  2. Ребенок пропускает систематически структурные элементы (синтаксические компоненты);
  3. Ребенок не чувствует ритмической структуры предложенной фразы и меняет слова местами, в том числе каждый раз в разных вариантах;

D.  В речи ребенка отсутствуют отдельные предлоги, и этот дефект он переносит на заучиваемую фразу.

Тогда для варианта А фраза в картинках или «запоминайка» будет являться эмоциональным стимулом для повторения и заучивания.

Вариант В:  для ребенка необходимо выделить  пропускаемый компонент, который должен стать «важным». Целесообразно вместе с ребенком обсудить выбор символа, которым он (пропускаемый компонент) обозначен или выделить его цветом (подчеркнуть, обвести).

Вариант С: помогать ребенку следить за порядком изображенных символов, таким образом с помощью зрительной опоры воздействовать на развитие памяти и чувство ритмического рисунка.

Вариант D: каждый пропускаемый предлог должен быть обозначен буквами для читающих детей и символом для нечитающих, то есть в любом приемлемом варианте для ребенка.

  1. Таким  же образом, проводится работа по заучиванию других фраз текста.

В процессе заучивания ребенок начинает понимать смысл текста, отдельных слов, которые зачастую на начальном этапе могут быть недоступны для понимания ребенком с общим недоразвитием речи при учете еще и значительной насыщенностью их автоматизируемым звуком.

  1. Когда ребенок «сам» может воспроизводить текст с опорой на картинку, это увеличивает его самооценку. Ребенок стремится делать это все чаще и чаще, демонстрирует это окружающим. Но останавливаться на этом этапе не следует.

«Такая автоматизация на том или ином этапе означает и закрепление на этом этапе.(Гальперин).Но нужно переходить к следующему этапу. Как только ребенок выучивает текст и начинает лишь изредка поглядывать на карточку, эту карточку нужно положить тыльной стороной вверх и предупредить ребенка, что если он что-нибудь забудет, то сможет посмотреть на «запоминайку», а потом перевернуть опять. Это создает ситуацию невольного, непроизвольного запоминания.

Таким образом, при использовании данной методики автоматизации звуков в  «мнемотекстах» решаются задачи, направленные на

-развитие памяти

-понимание значимости отдельного слова

-формирование структурного образа фразы (нельзя пропускать синтаксические единицы)

-увеличение объема словаря за счет понимания отдельных слов в тексте

-формирование грамматического строя речи за счет автоматизации в речи четко сформулированных фраз

-понимание смыслового содержания текста

-развитие зрительного внимания

-развития образного мышления

-формирование чувства ритма

-развитие эмоциональности восприятия текста

-повышение самооценки, как следствие решения предыдущих задач.

В данном случае представлены зафиксированные изображения. На практике тексты могут «зарисовываться» вместе с ребенком, который сам часто предлагает варианты  кодирования слов, а логопед доступными средствами фиксирует внимание ребенка на «трудных» для него словах.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»