Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Дидактические игры и задания
для развития лексического запаса дошкольников
с нарушениями речи

Бабенко Алесандра валерьевна

Слово представляет собой основной элемент языка и речи. Словарный запас , его объем и точность влияет на все компоненты речи (фонетико-фонематические функции, грамматический строй речи, синтаксическое оформление речи). Слово также тесно связано с познанием.

Дети с нарушениями часто даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова. Поэтом очевидна необходимость работы с такими детьми по формированию лексики путем целенаправленного воздействия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.

В процессе овладения словом ребенок учится выделять в предметах главные, существенные признаки, классифицировать предметы на основании этих признаков, обозначать группу однородных предметов.

В данной методике первоочередное внимание уделяется семантической структуре слова, развитию парадигматических и синтаксических связей слова и актуализацию словаря.

Методическая разработка предназначена для детей 5-6 лет.

 

1. Классификация предметов по картинкам

Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:

Репа, яблоко, апельсин, огурец, яблоко, кабачок, помидор

Кошка, волк, медведь, коза, заяц, собака

Сапоги, плащ, ботинки, кроссовки, платье, юбка, джинсы

Чашка, стол, шкаф, тарелка, блюдце, диван

 

2. Назови «лишнее» слово.

а. «Лишнее» слово среди имен существительных.

Кукла, песок, юла, мяч, машинка.

Яблоко, груша, помидор, слива, апельсин.

Лошадь, корова, олень, баран, свинья.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан.

Береза, сосна, дерево, дуб.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.

 

б.  «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

Грустный, печальный, унылы, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

 

в.  «Лишнее» слово среди глаголов.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

Ненавидеть, презирать, наказывать.

Бросился, слушал, ринулся, накинулся.

 

3. Послушайте слова. Какие их них обозначают овощи?

Салат, крапива, морковь.

Помидор, петрушка, кабачки, огурцы.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

 

4. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».

Слон большой, а комар … .

Камень тяжелый, а пушинка … .

Золушка добрая, а мачеха злая … .

Зимой погода холодная, а летом  … .

Дерево высокое, а куст … .

Дедушка старый, а внук … .

Лев смелый, а заяц … .

Сажа черная, а снег … .

Молоко жидкое, а сметана … .

Река широкая, а ручеек … .

Днем светло, а ночью … .

Заяц скачет быстро, а черепаха ползет … .

Кричат громко, а шепчут … .

 

5. Сравни:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и канат.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

 

6. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, собака); что? (дерево, цветок).

 

7. «Что какие звуки издает?»

Дверь скрипит.

Машина гудит.

Листья шелестят.

Гром грохочет.

Град стучит.

Ветер свистит.

Дождь шумит.

Ручеек журчит.

 

8. « Кто или что может делать?»

Бегать - …

Летать - …

Ползать - …

Стоять - ….

Скакать - …

Плавать - …

Катиться - …

 

9. Отгадать названия животных.

Мычит (кто?) …,

Лает …,

Мяукает …,

Хрюкает …,

Ржет …,

Блеет … .

 

10. Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Осень».

Приходит (что?) …,

Дует …,

Плывут …,

Моросит …,

Улетают …,

Опадают …,

Желтеет …,

Мокнет …,

Вянут … .

 

11.  Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Взошло (какое?) солнце? (Солнце: яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, весеннее).

Выросла (какая?) трава? (Трава: зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, сухая, болотная).

Идет (какой?) дождь? (Дождь: холодный, теплый, летний, моросящий, сильный).

 

12. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».

Солнце (какое?) … .

Небо …,

Снег …,

Снежинки …,

Погода …,

Воздух …,

Ветер …,

Иней …,

День …,

Мороз …,

 

13. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные»

Большой (кто) слон,

Маленькая …,

Пушистая …,

Колючий …,

Могучий …,

Полосатая …,

Пятнистый …,

Трусливый …,

Злой …,

Хитрая …,

Ловкая … .

 

14. Сравнить и закончить предложения

Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая, а смородина еще …,

Персик мягкий, а вишня …,

Яблоко твердое, а айва еще …,

Дерево высокое, а башня еще …,

Куст низкий, а трава еще …,

Рябина тонкая, а камыш еще …,

Шар легкий, а пушинка еще …,

Сумка тяжелая, а чемодан еще ….

Лед прозрачный, а стекло еще прозрачнее ….

Лента узкая, а веревка еще ….

Шнурок длинный, а нитка еще …,

Олень высокий, а жираф еще ….

Медведь тяжелый, а слон еще … .

 

15. Ответить на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще …,

Осенью холодно, а зимой еще …,

В пальто тепло, а в шубе еще …,

Весной солнце светит ярко, а летом еще …,

Весной птицы поют звонко, а летом еще …,

Поезд едет быстро, а самолет летит еще …,

Черепаха ползет медленно, а улитка еще … .

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»