Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние сказок на воспитание дошкольников

Рекомендации для родителей

Гарбузова Ирина Феликсовна

«Все мы родом из детства». Эта известная фраза говорит о том, что взрослый человек таков, какие основы были заложены в него с самого раннего детства. Не маловажную роль в этом процессе наряду с колыбельными, песнями играют и сказки.  Шесть лет до школы – это очень небольшой период жизни человека, но именно в этом возрасте закладываются основные жизненные устои и нравственно-этические и моральные принципы.

Сказки присутствуют в жизни ребенка с самого начала его жизни. Как только ребенок начинает осмысливать окружающий мир в его жизнь входят сказки, с ними он делает первые шаги, они живут с ребенком до школы и даже дольше. Они помогают ему адаптироваться в этом мире, преподают первые уроки нравственности. Благодаря тому, что сказка преподает уроки не в виде нравоучений, а в доступной, занимательной форме, ее влияние на формирование мировоззрения малыша оказывается достаточно сильным. Именно через сказку ребенок постигает, что такое хорошо, а что такое плохо, что такое добро и зло, что такое дружба и взаимовыручка.  Как бы мы не внушали ребенку, что надо помогать друг другу, это не всегда может быть понятно ему, но прослушав сказку «Репка» он получает наглядный и пример взаимопомощи. Сколько бы мы не говорили, что надо слушаться старших, но это не всегда срабатывает, а сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывает, что, не послушав старшего, можно навлечь беду не только на себя, но и своих близких.

Сказка – это повествование о заведомо невероятных событиях, где животные и предметы могут разговаривать, какие-то вещи могут оказаться волшебными, она пробуждает фантазию, заставляет сопереживать героям, пережить такие эмоции, которые могут оказать воздействие на всю его жизнь.

Сказка раздвигает перед малышом горизонты окружающего мира, закладывает основы духовного развития, служит связующим звеном между внутренним миром ребенка и настоящей действительностью.

Сказки, как один из элементов воспитания, используются в фольклорах всех народов мира. На разных языках, различными методами они повествуют свои истории и служат для воспитания у детей правильного отношения к жизни. Известный русский языковед В.Я. Пропп отмечал: «Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому». Основоположник русской педагогической науки Д.К. Ушинский также очень большое значение придавал сказкам, использовал их в своей системе педагогики и даже сам писал сказки.

Поэтому, следует активно использовать сказку в воспитании и формировании личности ребенка. В этом плане воспитатели должны действовать совместно с родителями, при их активной помощи.

В дошкольных учреждениях есть много форм и методов использования сказки в процессе воспитания:

  • чтение книг и прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
  • использование примеров из сказок в повседневной жизни, на прогулках, на занятиях творчеством и любых играх с воспитателями;
  • организация сюжетно-ролевых игр, праздников на основе сказочных сюжетов с привлечением родителей к участию в них;
  • использование сказок при знакомстве дошкольников с художественными произведениям;
  • применение отрывков из сказок как иллюстрации при проведении непосредственной образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающей действительностью;
  • использование сказочных персонажей в изобразительной деятельности;
  • коллективное сочинение сказок;
  • введение сказочных героев и отрывков из сказочных сюжетов в занятиях физической культурой.

Такие формы работы с материалом помогают развивать у дошкольников, кроме фантазии, произвольную память, внимание, воображение и коммуникативные навыки.

Нельзя не сказать еще об одной стороне влияния сказки на ребенка – воспитание основ экономических знаний. Во многих народных и авторских сказках присутствуют такие «экономические» составляющие, как труд, прилежание, умение, бережливость, плата за труд, обмен и другие. Современные сказки в этом вопросе не отстают от народных, ярким примером может служить сказка «Трое из Простоквашино», где в доступной и веселой форме показано все выше перечисленное. Часто события в сказке разворачиваются так, что героям приходится решать проблемы и принимать необычные решения, такие сказки развивают у дошкольников логику, самостоятельность и нестандартность мышления.

Однако, не надо думать, что процесс воспитания ребенка при помощи сказок, простой. Надо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Чтение сказок не только занимательное и приятное времяпровождение, это еще и большая работа по формированию характера дошкольника.

В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Сказка – это зернышко из которого прорастёт эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

Воспитатель:

Гарбузова И.Ф.

ГБДОУ д/с 44

Центрального района

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»