Проект
Город-герой Ленинград
Павлова Татьяна Михайловна,
воспитатель ГБДОУ 71 Калининского района СПб,
Новочадова Светлана Валериевна ,
воспитатель ГБДОУ 125 Центрального района СПб,
Рысакова Светлана Викторовна ,
воспитатель ГБДОУ 85 Красногвардейского района СПб
Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:1. Обогащение знаний о Великой Отечественной войне. 2. Расширение представлений об истории родного города: блокаде Ленинграда. 3. Воспитание чувств: уважения к родному городу; патриотизма, гордости; благодарности и уважения к освободителям и жителям блокадного Ленинграда; эмоционального сопереживания.
Длительность:2 недели
Сроки:3-я и 4-я недели января
Предварительная работа
1. Организовать родителей подобрать и принести иллюстративные материалы по теме «Блокада Ленинграда».
2. Педагоги составляют список книг к прочтению дома (рекомендации).
3-я неделя января
Понедельник
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
1. Вводная беседа «Блокада».
Задачи:уточнение представлений по теме проекта: о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда; обогащение пассивного словаря детей.
Содержание:
1. Беседа с детьми
(сопровождается показом электронной презентации) по плану:
- начало войны
- город в блокаде
- Дорога Жизни
- прорыв блокады
- памятники города, посвященные защитникам и жителям города.
2. Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»
3. Подведение итогов беседы
2. Лепка «Военная техника»(грузовик «полуторка», танк, «Катюша», противотанковые ежи)
Задачи:закрепление разнообразных приемов лепки (из целого куска пластилина и по частям); развитие творческих способностей; активизация словаря по теме «военная техника».
Содержание:
1. Рассматривание картинок с изображением военной техники, сюжетных иллюстраций и фотографий, обсуждение.
2. Физкультминутка
3. Уточнение приемов и способов изготовления военной техники, помощь в подборе материалов.
4. Работа детей, оказание помощи при возникновении затруднений.
5. Подведение итогов детской деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
«Блокада Ленинграда», Берсенева Оля 7 «Д» кл., 48 шк.
2. Создание альбома «Книга Памяти: Блокада»
Цель:накопление наглядного материала по теме проекта для использования в самостоятельной и совместной деятельности.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Мы - разведчики»
Цель: учить согласовывать ролевые действия с партнерами по игре.
Организация развивающей среды
I. Книжная выставка
1. Дети города-героя. Сост. А.Майжес, Лениздат 1974
2. Д.Бучкин. Картины и воспоминания НП «Родные просторы», б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2006
3. В.Г.Григорьев. Ленинград. Блокада. 1941-1942 (Воспоминания бывшего школьника), СПб, 2003
4. Н.Ударов. Я тоже родом из блокады. Б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2009
5. «Санкт-Петербургская искорка»
№1 май 2012
№2 осень 2012
№3 зима 2013
6. А.Скоков. Как жил блокадный город-фронт. ООО «Сезам», СПб, 2012
7. В.Кокосов. Из жизни снайпера Юркина. СПб, 2012
8. И.Тульский, Г.Багров. Блокадный синдром. СПб, 2005
9. Книга памяти. Российская Федерация. Ленинградская область. ИПК «Вести», СПб, 2011
и другие…
II. Создание электронной презентации по теме проекта
Вторник
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Эстафета «Доставь пакет в штаб».
Цель: развитие основных движений – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.
Совместная деятельность педагога с детьми
1.Чтение художественной литературы:
«Блокадный пряник», Ю. Степанов
2. Прослушивание музыкального произведения «Ленинградская симфония №7», Д. Шостакович (отрывки)
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
1. Рассматривание альбома «Блокада Ленинграда»
2. Сюжетно-ролевая игра «Военные строители»
Цель: закрепление конструктивных навыков; развитие творческих способностей.
Организация развивающей среды
Фотовыставка в книжном уголке по теме «Блокадный город»
Среда
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Рисование «Открытка-приглашение»
Задачи:развивать творчество, фантазию; закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.
Содержание:
1. Рассматривание разнообразных открыток-приглашений. Вопрос к детям: как, по вашему мнению, может выглядеть приглашение для ветеранов, прошедших войну, что на нем может быть изображено?
2. Вызвать желание придумать самим открытку-приглашение для ветеранов.
3. Физкультминутка
4. Работа детей. Воспитатель оказывает необходимую помощь при возникновении затруднений.
5. Подведение итогов занятия: дети презентуют свое приглашение. Коллективная оценка.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
«Баллада о черством куске» В. Лившиц, 1942, Ленинград
2. Игра-беседа «Знаешь ли ты свой город»
Цель:дать представление о том, что жители города и в самые тяжелые времена заботились о сохранении памятников и достопримечательностей, т.е. истории города, и какими способами это достигалось.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
Сюжетно-ролевая игра «Санитары». Цель: развивать умение договариваться о развитии сюжета, распределять роли.
Организация развивающей среды
Оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм на военную тематику: бинокли, гюйсы, пилотки, фуражки, флажки, рули, планшет, повязки санитаров, аптечка.
Четверг
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Конструирование «Свеча Памяти»(работа с бумагой)
Задачи:познакомить детей с традициями чтить память о погибших; совершенствовать умение работать с бумагой.
Содержание:
1. Беседа с детьми.
«В эти январские дни мы, петербуржцы, и вся страна вспоминают страшные годы войны. Наш город, он тогда назывался Ленинград, был окружён со всех сторон врагом – взят в кольцо. Так началась блокада. Было очень холодно, не хватало еды, но жители города всё вытерпели и не пустили врага в город. Во время блокады погибло много мирных жителей и защитников города.
Прошло 70 лет со дня полного освобождения нашего города от блокады, но люди помнят об этих днях и о людях, которые не дожили до победы. В это день, в память о блокаде, зажигают свечи памяти. И сейчас мы с вами сделаем свечи памяти и поставим их у нас в группе. Они будут нам напоминать о днях блокады»
2. Показ способа изготовления свечи.
3. Физкультминутка
4. Работа детей, оказание помощи при возникновении затруднений.
5. Подведение итогов детской деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
«Белые ночи. Разорванное кольцо», Владимир Винников
2. Прослушивание музыкального произведения: «Ленинградский метроном», детский хор Ленинградского радио
3. Просмотр электронной презентации «Зеленый пояс Славы»
Цель:дать представление детям о том, что представляет собой «Зелёный пояс Славы», о чём рассказывает каждый памятник.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
1. Рассматривание открыток «Зеленый пояс Славы»
2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: закрепление знаний о достопримечательностях родного города.
Организация развивающей среды
1. Альбом «Блокада Ленинграда»
2. Настольно-печатные игры «Знаешь ли ты свой город?», «Прогулки по городу»
Пятница
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Рисование «Цветок Жизни»
Задачи: дать представление о памятнике «Цветок Жизни», посвящённом детям блокады; учить передавать в рисунке строение памятника, величину, соблюдать пропорции; воспитывать чувство гордости за маленьких жителей нашего города и сопереживания.
Содержание:
1. «Как вы уже знаете, во время войны тяжело было всем, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Они гибли под бомбёжкой, умирали от голода. В память о детях блокады и был воздвигнут памятник «Цветок Жизни» Воспитатель показывает иллюстрацию и обращает внимание на слова на лепестках иллюстрации.
2. Чтение «Цветок Жизни», А.В.Молчанов
3. Дети рисуют Цветок Жизни по представлению.
4. Оценка деятельности детей. Оформление мини-выставки.
Совместная деятельность педагога с детьми
Вечер встречи с блокадниками, вручение приглашений на праздник, посвященный освобождению Ленинграда от фашистской блокады.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
Раскрашивание цветными карандашами, восковыми мелками на тему «Мой город».
Организация развивающей среды
Мини-выставка «Дорога Жизни»
Работа с родителями в течение недели
1. Оформление папки-передвижки «Зеленый пояс славы»
2. Объявление-приглашение родителей на праздничное мероприятие, посвященное освобождению Ленинграда от фашистской блокады
3. Рекомендовать посещение музеев в выходной день: «Музей обороны и блокады Ленинграда», Соляной пер. д.9.; «Музей истории Ленинграда»,особняк Румянцева, Английская набережная 44
Понедельник
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
1. Беседа «Застывшая история. Дети блокадного города»
Задачи:дать детям представление о том, как жили маленькие ленинградцы во время блокады; воспитывать чувство сопереживания к маленьким блокадникам; развивать у детей зрительное и слуховое внимание.
Содержание:
Просмотр электронной презентации ««Застывшая история. Дети блокадного города», рассказ воспитателя. Во время беседы педагог предлагает детям рассказать о том, какие чувства вызывают эти дети, их лица.
2. Аппликация с элементами конструирования. «Блокадный город»
Задачи:учить детей выстраивать панорамное изображение; продолжать развивать умение совместно строить определённый сюжет; воспитываем умение работать в коллективе, выполнять работу аккуратно, переживать за совместный труд.
Содержание:
1. Ребята, вы уже много знаете о блокаде нашего города во время Великой Отечественной войны. Мы с вами говорили о Дороге жизни. Вы лепили транспорт, который возил продукты в город, защищал его от врагов. Мы с вами беседовали о памятниках, посвященных героям и жителям города. А сегодня мы с вами начнем делать макет блокадного города и Дороги жизни.
Рассматривание «Альбома Памяти»
2. Физкультминутка
3. Совместная деятельность педагога и детей.
Посмотрите у меня в руках плотный картон. Я его согну пополам, и у нас получится заготовка для дома. На вертикальную сторону мы наклеим окошки и белые полосы, т.е. покажем заклеенные окна домов. Также на картон мы вырежем и приклеем людей с санками, на которые положим дрова, ведра с водой. Положим вату (это снег). Так же мы наклеим белую бумагу – Ладожское озеро. По озеру у нас поедет транспорт. На домах мы напишем «Бомбоубежище».
4. Подведение итогов.
Посмотрите, мы с вами попытались воссоздать маленькую часть нашего города во времена блокады. Скажите, пожалуйста, какое у вас было настроение, что вы чувствовали, выполняя эту панораму?
Дети: Грустное, печальное, хотелось плакать.
В-ль: Почему?
Дети: Потому что дома разрушены, много людей умерло и погибло.
В-ль: Да, мои дорогие, наш город пережил страшную трагедию, много людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами жили. И мы никогда не забудем их подвиг.
Педагог оценивает работу детей.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.: А. Метс, гл. «Первоклассники», подглава – «За водой»
2. Словесное упражнение «Подбери слово к иллюстрации»
Цель: упражнять в описывании словами своих эмоций и настроения, которые вызывают эти фотографии, открытки.
Ход: предложить рассмотреть фотографии, открытки, на которых изображены суровые дни блокады и дети в это время и подобрать подходящие к ним по смыслу слова.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
Лепка. Пластилинография «Разорванное кольцо».
Цель: закрепление приемов лепки.
Содержание:
1. Вспомнить с детьми об уже известных им памятниках и монументах, входящих в «Зеленый пояс славы».
2. Рассматривание фотографий с памятником «Разорванное кольцо блокады».
3. Педагог предлагает детям принять участие в выставке, посвященной памятной дате.
4. Педагог напоминает приемы пластилинографии. Убирает все изображения.
5. Дети выполняют задание по представлению.
6. Оценка деятельности детей. Оформление мини-выставки.
Организация развивающей среды
Организация выставки детских рисунков и поделок
Вторник
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
Военная эстафета «Разведчики и моряки»
Цель:упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики.
Ход:Проводится мини-беседа о военных профессиях и необходимой для них атрибутики с рассматриванием иллюстраций. Дети называют (или повторяют за педагогом) военную профессию и атрибуты, изображенные на картинках. Затем дети делятся на две команды: команда «Разведчики» и команда «Моряки». Около каждой команды стоит столик с пустым подносом. Напротив команд, в другом конце зала, расположен стол с карточками, которые рассматривались. Задача каждой команды собрать как можно быстрее те картинки, которые соответствуют названию команды.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Конструирование из бумаги «Гвоздика»
Цель:закреплять знания детей о подвиге жителей Ленинграда; воспитывать чувство благодарности и сострадания к людям, пережившим это страшное время; развивать навыки работы с бумагой.
Содержание:
1. Воспитатель предлагает детям прослушать две песни «Священная война» и «День победы». Затем просит детей рассказать, о чем эти песни, сравнить их.
2. Физкультминутка
3. Подвести разговор к теме благодарности этим людям и предложить сделать гвоздики.
4. Работа с бумагой – изготовление гвоздик.
5. Подведение итогов занятия: дети делятся своими впечатлениями, педагог оценивает работу каждого.
2. Чтение художественной литературы:
Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.: А. Метс, гл. «Первоклассники», подглава «Сбор бутылок».
3. Дидактическая игра «Подбери к эмоции слово и картинку»
Цель:уточнение, закрепление и активизация знаний по теме проекта; активизация в речи слов, связанных с темой войны; развитие умения соотносить картинку со словом - определением эмоции.
Ход: Воспитатель называет эмоцию (или показываеткарточку-схему), а дети подбирают слова, относящиеся к ней.Например:
Страх, ужас, горе – война, голод, бомбежка, фашист и т.д.
Радость – победа, салют, парад
Гордость – подвиг
Смелость, отвага – подвиг, атака… и т.д.
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
1. Рассматривание альбома «Блокада Ленинграда»
2. Прослушивание музыкальных произведений:
1.Звук метронома
2.«Священная война», Б. Александров
3. «День Победы», Д.Тухманов
4. «Солнечный круг», А.Островский
и других произведений из фонотеки
3. Подвижная игра «Связисты»
Цель: развитие основных движений – ползание по-пластунски.
Организация развивающей среды
1. Создание фонотеки по теме проекта
(Например, «Эх, Ладога», муз. Л.Шенберга и П.Крауберга; «Не отнимайте солнце у детей» и др.)
2. Организация в группе мини-музея, посвященного блокаде.
Среда
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
1.Рисование по замыслу
«Блокада»
Задачи:уточнение и активизация знаний детей о блокаде Ленинграда; воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости; развивать воображение, творчество; развивать умение сочетать разнообразные техники рисования.
Содержание:
1. Воспитатель собирает детей около мини-музея, организованного в группе и посвященного блокаде; предлагает детям рассмотреть экспонаты, вспомнить все, что они узнали за все это время. Выслушивает детей.
2. Физкультминутка
3. Воспитатель предлагает детям предать свои знания и эмоции в рисунке.
4. Дети самостоятельно выбирают изобразительный материал и рисуют за столами.
5. Дети рассказывают о своих рисунках. Воспитатель подводит итоги, оценивает работу детей.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат,1974г.
А. Метс. Гл. «Первоклассники», подгл. «В школу».
2. Составление кроссворда по теме «Блокада»
Цель:закрепление и активизация знаний по теме проекта.
(Приложение 1)
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
Сюжетно-ролевая на прогулке «Дорога жизни»
Цель:вызвать желание применить полученные знания в игровой деятельности.
Организация развивающей среды
Наглядный материал к игре «Подбери эмоцию к картинке/слову»: карточки-схемы эмоций, иллюстрации на военную тему
Четверг
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми
1. Конструирование макета «Блокада Ленинграда»
Задачи:закрепление полученных знаний; развивать умение подбирать материал в соответствии с замыслом; учить точно передавать характерные особенности изготавливаемого предмета, дополнять изображение необходимыми деталями, использовать разнообразные техники и материалы.
Содержание:
1. Воспитатель предлагает детям изготовить макет блокадного города для показа его гостям группы. Обращает внимание, что у них уже есть военная техника, изготовленная из пластилина. Есть люди, дома. На въезде в город нужно поставить ежи, шлагбаум.
2. Задает вопрос: что еще необходимо сделать, чтобы получился ГОРОД?
Ответы детей, рассматривание предложенных материалов, обговаривание способов и приемов изготовления домов, людей и т.д.
3. Физкультминутка
4. Дети работают за столами. Звучит музыка из фонотеки. Воспитатель оказывает помощь в случае возникающих затруднений.
5. Составление единой композиции - макета «Блокада Ленинграда».
6. Воспитатель оценивает работу детей и совместно с ними находит для макета место в группе.
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Чтение художественной литературы:
Выборочное чтение из книги «Дети города-героя» Лениздат,1974г.: А. Метс, глава «Первоклассники», подглава «Уроки в подвале».
2. Прослушивание музыкальных произведений из созданной фонотеки
Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога
1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность: рисование «Салют» (по желанию в технике «граттаж», цветными карандашами, восковыми мелками, красками).
2. Дидактическая игра «Подбери эмоцию к картинке/слову»
Организация развивающей среды
Макет «Блокада Ленинграда»
Работа с родителями в течение недели
1. Размещение информации и фотоматериалов по теме проекта на сайте ДОУ
2. Посещение церемонии возложения венков на Пискаревском кладбище
Пятница
Итоговое мероприятие
«27 января - День Памяти»
Дети входят в зал под песню «Санкт-Петербург – гордая белая птица»
Танцевальная композиция «Алые паруса»
Ведущий:Петербург – один из красивейших городов мира. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.
1941 год. 22 июня мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам в школе.
Ребенок:Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг тревожный голос Левитана
Внимание, товарищи! Война!
Песня Александрова «Вставай, страна огромная».
Ребенок:На землю нашу грозно враг ломился
Под орудийный грозовой раскат…
И ученик солдатом становился
И воевал бесстрашно, как солдат.
Ведущий:Враг подступал к городу. Осенью 1941 года немцы плотным кольцом окружили его. Началась блокада Ленинграда. Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замерз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.
«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса Ольга Берггольц.
Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.
Песня «Метроном» в исполнении Ленинградского хора
Ведущий:Кольцо блокады было очень плотным. И только одна дорога оставалась, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых, перевезти продукты и боеприпасы. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера и стала «Дорогой жизни».
Ребенок:Пусть ветер с Ладоги поведает народу
Как летом баржу за баржой
Грузили в шторм и непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Ребенок:Зимой машины шли здесь вереницей
И лед на Ладоге трещал:
Возили хлеб для Северной столицы
И радостно на Ленинград встречал.
Ведущий:Ленинградцы не собирались сдаваться врагу. На заводах для фронта делали снаряды, танки, оружие. В парках и скверах ленинградцы сажали овощи для еды. Дети помогали взрослым: тушили пожары, дежурили ночью на крышах домов, вставали к станкам ,спасали раненых. А так же носили воду, стояли в очередях за хлебом.
Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против фашистов.
Ребенок:Блокадный город. Голод. Вой пурги.
Но в Ленинграде музы не молчали.
И ленинградцы слушали стихи.
В замерзших залах музыка звучала.
Ведущий:Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал в ту жестокую зиму Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде.
Звучит отрывок из симфонии Д. Шостаковича
Ребенок:Окруженный врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны,
Мы о городе славном поем.
Песня «Мой Петербург боевой», М.Сидоровой.
Ведущий:27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады. В честь этого прогремел салют. Люди радовались, не скрывая слез.
Танцевальная композиция «Салют» с султанчиками.
Ведущий: Каждый день отдаляет нас от тех военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Чтобы мы не забывали эти дни, поэты пишут стихи ,композиторы песни. Писатели рассказы. В нашем городе есть памятники о тех страшных годах: на Пискаревском кладбище, на Площади Победы и др.
В такие торжественные дни люди приходят к памятникам с цветами, зажигают свечи памяти и чтят память погибших минутой молчания.
Ребенок:Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами – горечь утрат…
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Танцевальная композиция с цветами под песню про памятник.
Возложение цветов к вечному огню.
Поздравление ветеранов, вручение цветов.
Слово ветеранам.
Литература
1. http://www.greenbelt.h1.ru/
2. http://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/tvorchestvo/novouralsk/berseneva
3. http://blokada.otrok.ru/poetry.php?t=146
4. http://russianpoetry.ru/stihi/poyemy/13-belye-nochi-razorvanoe-kolco.html
5. http://istorik.ucoz.com/publ/metodicheskie_posobija/cvetok_zhizni/15-1-0-122
6. http://lesorubb.livejournal.com/271497.html
7. Дети города-героя. Сост. А.Майжес, Лениздат 1974
8. Д.Бучкин. Картины и воспоминания НП «Родные просторы», б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2006
9. В.Г.Григорьев. Ленинград. Блокада. 1941-1942 (Воспоминания бывшего школьника), СПб, 2003
10. Н.Ударов. Я тоже родом из блокады. Б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2009
11. « Санкт-Петербургская искорка», №1 май 2012, №2 осень 2012, №3 зима 2013
12. А.Скоков. Как жил блокадный город-фронт. ООО «Сезам», СПб, 2012
13. И.Тульский, Г.Багров. Блокадный синдром. СПб, 2005
14. Книга памяти. Российская Федерация. Ленинградская область. ИПК «Вести», СПб, 2011
15. «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.
Приложение 1
КРОССВОРД «БЛОКАДА»
По горизонтали:
1. Сильный холод, от которого страдали жители блокадного города?
3. Фамилия человека, начавшего Великую Отечественную войну - Адольф …?
5. Как называлось окружение города войсками противника, с целью прекращения его отношений с Большой землёй?
7. Как назывался наш город во время Великой Отечественной войны?
9. Второе название Дороги Жизни?
11. Артиллерийский … - боевая стрельба врага по Ленинграду вовремя войны.
13. … - она ухаживает за ранеными в госпитале и оказывает помощь раненым на поле боя?
По вертикали:
2. Как сейчас мы называем человека-участника Великой Отечественной войны?
3. Два самых страшных врага – холод и … ?
4. Памятник Зеленого пояса Славы – «Разорванное …»?
6. Главный транспорт блокадного города?
8. Фамилия девочки, чей дневник хранится в Музее истории Ленинграда, и страницы которого увековечены на Холме Славы?
10. 125 грамм источника жизни в блокадном городе?
12. Река, из которой брали воду жители блокадного города?
13. Символ Победы, расцветающий разноцветными огнями в небе над городом?
14. Орудие, защищавшее небо города во время войны?