Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проект

Город-герой Ленинград

Павлова Татьяна Михайловна, 
воспитатель ГБДОУ 71 Калининского района СПб,

Новочадова Светлана Валериевна ,
воспитатель ГБДОУ 125 Центрального района СПб,

Рысакова Светлана Викторовна ,
воспитатель ГБДОУ 85 Красногвардейского района СПб

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:1. Обогащение знаний о Великой Отечественной войне. 2. Расширение представлений об истории родного города: блокаде Ленинграда. 3. Воспитание чувств: уважения к родному городу; патриотизма, гордости; благодарности и уважения к освободителям и жителям блокадного Ленинграда; эмоционального сопереживания.

Длительность:2 недели

Сроки:3-я и 4-я недели января

Предварительная работа

1. Организовать родителей подобрать и принести иллюстративные материалы по теме «Блокада Ленинграда».

2. Педагоги составляют список книг к прочтению дома (рекомендации).

 

3-я неделя января

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

1. Вводная беседа «Блокада».

Задачи:уточнение представлений по теме проекта: о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда; обогащение пассивного словаря детей.

Содержание:

1. Беседа с детьми

(сопровождается показом электронной презентации) по плану:

- начало войны

- город в блокаде

- Дорога Жизни

- прорыв блокады

- памятники города, посвященные защитникам и жителям города.

2. Просмотр видеоролика «Блокада Ленинграда»

3. Подведение итогов беседы

2. Лепка «Военная техника»(грузовик «полуторка», танк, «Катюша», противотанковые ежи)

Задачи:закрепление разнообразных приемов лепки (из целого куска пластилина и по частям); развитие творческих способностей; активизация словаря по теме «военная техника».

Содержание:

1. Рассматривание картинок с изображением военной техники, сюжетных иллюстраций и фотографий, обсуждение.

2. Физкультминутка

3. Уточнение приемов и способов изготовления военной техники, помощь в подборе материалов.

4. Работа детей, оказание помощи при возникновении затруднений.

5. Подведение итогов детской деятельности.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

«Блокада Ленинграда», Берсенева Оля 7 «Д» кл., 48 шк.

 

2. Создание альбома «Книга Памяти: Блокада»

Цель:накопление наглядного материала по теме проекта для использования в самостоятельной и совместной деятельности.

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Сюжетно-ролевая игра на прогулке «Мы - разведчики»

Цель: учить согласовывать ролевые действия с партнерами по игре.

 

Организация развивающей среды

I. Книжная выставка

1. Дети города-героя. Сост. А.Майжес, Лениздат 1974

2. Д.Бучкин. Картины и воспоминания НП «Родные просторы», б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2006

3. В.Г.Григорьев. Ленинград. Блокада. 1941-1942 (Воспоминания бывшего школьника), СПб, 2003

4. Н.Ударов. Я тоже родом из блокады. Б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2009

5. «Санкт-Петербургская искорка»

№1 май 2012

№2 осень 2012

№3 зима 2013

6. А.Скоков. Как жил блокадный город-фронт. ООО «Сезам», СПб, 2012

7. В.Кокосов. Из жизни снайпера Юркина. СПб, 2012

8. И.Тульский, Г.Багров. Блокадный синдром. СПб, 2005

9. Книга памяти. Российская Федерация. Ленинградская область. ИПК «Вести», СПб, 2011

и другие…

II. Создание электронной презентации по теме проекта

 

Вторник

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Эстафета «Доставь пакет в штаб».

Цель: развитие основных движений – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1.Чтение художественной литературы:

«Блокадный пряник», Ю. Степанов

2. Прослушивание музыкального произведения «Ленинградская симфония №7», Д. Шостакович (отрывки)

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

1. Рассматривание альбома «Блокада Ленинграда»

2. Сюжетно-ролевая игра «Военные строители»

Цель: закрепление конструктивных навыков; развитие творческих способностей.

 

Организация развивающей среды

Фотовыставка в книжном уголке по теме «Блокадный город»

Среда

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Рисование «Открытка-приглашение»

Задачи:развивать творчество, фантазию; закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.

Содержание:

1. Рассматривание разнообразных открыток-приглашений. Вопрос к детям: как, по вашему мнению, может выглядеть приглашение для ветеранов, прошедших войну, что на нем может быть изображено?

2. Вызвать желание придумать самим открытку-приглашение для ветеранов.

3. Физкультминутка

4. Работа детей. Воспитатель оказывает необходимую помощь при возникновении затруднений.

5. Подведение итогов занятия: дети презентуют свое приглашение. Коллективная оценка.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

«Баллада о черством куске» В. Лившиц, 1942, Ленинград

2. Игра-беседа «Знаешь ли ты свой город»

Цель:дать представление о том, что жители города и в самые тяжелые времена заботились о сохранении памятников и достопримечательностей, т.е. истории города, и какими способами это достигалось.

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Сюжетно-ролевая игра «Санитары». Цель: развивать умение договариваться о развитии сюжета, распределять роли.

 

Организация развивающей среды

Оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевым играм на военную тематику: бинокли, гюйсы, пилотки, фуражки, флажки, рули, планшет, повязки санитаров, аптечка.

 

Четверг

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Конструирование «Свеча Памяти»(работа с бумагой)

Задачи:познакомить детей с традициями чтить память о погибших; совершенствовать умение работать с бумагой.

Содержание:

1. Беседа с детьми.

«В эти январские дни мы, петербуржцы, и вся страна вспоминают страшные годы войны. Наш город, он тогда назывался Ленинград, был окружён со всех сторон врагом – взят в кольцо. Так началась блокада. Было очень холодно, не хватало еды, но жители города всё вытерпели и не пустили врага в город. Во время блокады погибло много мирных жителей и защитников города.

Прошло 70 лет со дня полного освобождения нашего города от блокады, но люди помнят об этих днях и о людях, которые не дожили до победы. В это день, в память о блокаде, зажигают свечи памяти. И сейчас мы с вами сделаем свечи памяти и поставим их у нас в группе. Они будут нам напоминать о днях блокады»

2. Показ способа изготовления свечи.

3. Физкультминутка

4. Работа детей, оказание помощи при возникновении затруднений.

5. Подведение итогов детской деятельности.

 

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

«Белые ночи. Разорванное кольцо», Владимир Винников

2. Прослушивание музыкального произведения: «Ленинградский метроном», детский хор Ленинградского радио

3. Просмотр электронной презентации «Зеленый пояс Славы»

Цель:дать представление детям о том,  что представляет собой «Зелёный пояс Славы», о чём рассказывает каждый памятник.

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

1. Рассматривание открыток «Зеленый пояс Славы»

2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»

Цель: закрепление знаний о достопримечательностях родного города.

 

Организация развивающей среды

1. Альбом «Блокада Ленинграда»

2. Настольно-печатные игры «Знаешь ли ты свой город?», «Прогулки по городу»

 

Пятница

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Рисование «Цветок Жизни»

Задачи: дать представление о памятнике «Цветок Жизни», посвящённом детям блокады; учить передавать в рисунке строение памятника, величину, соблюдать пропорции; воспитывать чувство гордости за маленьких жителей нашего города и сопереживания.

Содержание:

1. «Как вы уже знаете, во время войны тяжело было всем, но особенно тяжко пришлось маленьким детям. Они гибли под бомбёжкой, умирали от голода. В память о детях блокады и был воздвигнут памятник «Цветок Жизни»  Воспитатель показывает иллюстрацию и обращает внимание на слова на лепестках иллюстрации.

2. Чтение «Цветок Жизни», А.В.Молчанов

3. Дети рисуют Цветок Жизни по представлению.

4. Оценка деятельности детей. Оформление мини-выставки.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

Вечер встречи с блокадниками, вручение приглашений на праздник, посвященный освобождению Ленинграда от фашистской блокады.

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Раскрашивание цветными карандашами, восковыми мелками на тему «Мой город».

 

Организация развивающей среды

Мини-выставка «Дорога Жизни»

 

Работа с родителями в течение недели

1. Оформление папки-передвижки «Зеленый пояс славы»

2. Объявление-приглашение родителей на праздничное мероприятие, посвященное освобождению Ленинграда от фашистской блокады

3. Рекомендовать посещение музеев в выходной день: «Музей обороны и блокады Ленинграда», Соляной пер. д.9.; «Музей истории Ленинграда»,особняк Румянцева, Английская набережная 44

 

 

alt4-я неделя января

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

1. Беседа «Застывшая история. Дети блокадного города»

Задачи:дать детям представление о том, как жили маленькие ленинградцы во время блокады; воспитывать чувство сопереживания к маленьким блокадникам; развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Содержание:

Просмотр электронной презентации ««Застывшая история. Дети блокадного города», рассказ воспитателя. Во время беседы  педагог предлагает детям рассказать о том, какие чувства вызывают эти дети, их лица.

 

2. Аппликация с элементами конструирования. «Блокадный город»

Задачи:учить детей выстраивать панорамное изображение; продолжать развивать умение совместно строить определённый сюжет; воспитываем умение работать в коллективе, выполнять работу аккуратно, переживать за совместный труд.

Содержание:

1. Ребята, вы уже много знаете о блокаде нашего города во время Великой Отечественной войны. Мы с вами говорили о Дороге жизни. Вы лепили транспорт, который возил продукты в город, защищал его от врагов. Мы с вами беседовали о памятниках, посвященных героям и жителям города. А сегодня мы с вами начнем делать макет  блокадного города и Дороги жизни.

Рассматривание «Альбома Памяти»

2. Физкультминутка

3.  Совместная деятельность педагога и детей.

Посмотрите у меня в руках плотный картон. Я его согну пополам, и у нас получится заготовка для дома. На вертикальную сторону мы наклеим окошки и белые полосы, т.е. покажем заклеенные окна домов. Также на картон мы вырежем и приклеем людей с санками, на которые положим дрова, ведра с водой. Положим вату (это снег). Так же мы наклеим белую бумагу – Ладожское  озеро. По озеру у нас поедет транспорт. На домах мы напишем «Бомбоубежище».

4. Подведение итогов.

Посмотрите, мы с вами попытались воссоздать маленькую часть нашего города во времена блокады. Скажите, пожалуйста, какое у вас было настроение, что вы чувствовали, выполняя эту панораму?

Дети: Грустное, печальное, хотелось плакать.

В-ль: Почему?

Дети: Потому что дома разрушены, много людей умерло и погибло.

В-ль: Да, мои дорогие, наш город пережил страшную трагедию, много людей отдали свои жизни, чтобы мы с вами жили. И мы никогда не забудем их подвиг.

Педагог оценивает работу детей.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.: А. Метс,  гл. «Первоклассники», подглава – «За водой»

2. Словесное упражнение «Подбери слово к иллюстрации»

Цель: упражнять в описывании словами своих эмоций и настроения, которые вызывают эти фотографии, открытки.

Ход: предложить рассмотреть фотографии, открытки, на которых изображены суровые дни блокады и дети в это время и подобрать подходящие к ним по смыслу слова.

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Лепка. Пластилинография «Разорванное кольцо».

Цель: закрепление приемов лепки.

Содержание:

1.     Вспомнить с детьми об уже известных им памятниках и монументах, входящих в «Зеленый пояс славы».

2.     Рассматривание фотографий с памятником «Разорванное кольцо блокады».

3.     Педагог предлагает детям принять участие в выставке, посвященной памятной дате.

4.     Педагог напоминает приемы пластилинографии. Убирает все изображения.

5.     Дети выполняют задание по представлению.

6.     Оценка деятельности детей. Оформление мини-выставки.

 

Организация развивающей среды

Организация выставки детских рисунков и поделок

 

Вторник

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Военная эстафета «Разведчики и моряки»

Цель:упражнять в беге наперегонки; закреплять знания о военных профессиях (разведчик, моряк); активизировать в речи названия военной атрибутики.

Ход:Проводится мини-беседа о военных профессиях и необходимой для них атрибутики с рассматриванием иллюстраций. Дети называют (или повторяют за педагогом) военную профессию и атрибуты, изображенные на картинках. Затем дети делятся на две команды: команда «Разведчики» и команда «Моряки». Около каждой команды стоит столик с пустым подносом. Напротив команд, в другом конце зала,  расположен стол с карточками, которые рассматривались. Задача каждой команды собрать как можно быстрее те картинки, которые соответствуют названию команды.

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Конструирование из бумаги «Гвоздика»

Цель:закреплять знания детей о подвиге жителей Ленинграда; воспитывать чувство благодарности и сострадания к людям, пережившим это страшное время; развивать навыки работы с бумагой.

Содержание:

1. Воспитатель предлагает детям прослушать две песни «Священная война» и «День победы». Затем просит детей рассказать, о чем эти песни, сравнить их.

2. Физкультминутка

3. Подвести разговор к теме благодарности этим людям и предложить сделать гвоздики.

4. Работа с бумагой – изготовление гвоздик.

5. Подведение итогов занятия: дети делятся своими впечатлениями, педагог оценивает работу каждого.

2. Чтение художественной литературы:

Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.:  А. Метс, гл. «Первоклассники», подглава «Сбор бутылок».

3. Дидактическая игра «Подбери к эмоции слово и картинку»

Цель:уточнение, закрепление и активизация знаний по теме проекта; активизация в речи слов, связанных с темой войны; развитие умения соотносить картинку со словом - определением эмоции.

Ход: Воспитатель называет эмоцию (или показываеткарточку-схему), а дети подбирают слова, относящиеся к ней.Например:

Страх, ужас, горе – война, голод, бомбежка, фашист и т.д.

Радость – победа, салют, парад

Гордость – подвиг

Смелость, отвага – подвиг, атака… и т.д.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

1. Рассматривание альбома «Блокада Ленинграда»

2. Прослушивание музыкальных произведений:

1.Звук метронома

2.«Священная война», Б. Александров

3. «День Победы», Д.Тухманов

4. «Солнечный круг», А.Островский

и других произведений из фонотеки

3. Подвижная  игра «Связисты»

Цель: развитие основных движений – ползание по-пластунски.

 

Организация развивающей среды

1. Создание фонотеки по теме проекта

(Например, «Эх, Ладога», муз. Л.Шенберга и П.Крауберга; «Не отнимайте солнце у детей» и др.)

2. Организация в группе мини-музея, посвященного блокаде.

 

Среда

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

1.Рисование по замыслу

«Блокада»

Задачи:уточнение и активизация знаний детей о блокаде Ленинграда; воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости; развивать воображение, творчество; развивать умение сочетать разнообразные техники рисования.

Содержание:

1. Воспитатель собирает детей около мини-музея, организованного в группе и посвященного блокаде; предлагает детям рассмотреть экспонаты, вспомнить все, что они узнали за все это время. Выслушивает детей.

2. Физкультминутка

3. Воспитатель предлагает детям предать свои знания и эмоции в рисунке.

4. Дети самостоятельно выбирают изобразительный материал и рисуют за столами.

5. Дети рассказывают о своих рисунках. Воспитатель подводит итоги, оценивает работу детей.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

Выборочное чтение из книги «Дети города-героя», Лениздат,1974г.

А. Метс. Гл. «Первоклассники», подгл. «В школу».

2. Составление кроссворда по теме «Блокада»

Цель:закрепление и активизация знаний по теме проекта.

(Приложение 1)

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

Сюжетно-ролевая на прогулке «Дорога жизни»

Цель:вызвать желание применить полученные знания в игровой деятельности.

Организация развивающей среды

Наглядный материал к игре «Подбери эмоцию к картинке/слову»: карточки-схемы эмоций, иллюстрации на военную тему

Четверг

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

1. Конструирование макета «Блокада Ленинграда»

Задачи:закрепление полученных знаний; развивать умение подбирать материал в соответствии с замыслом; учить точно передавать характерные особенности изготавливаемого предмета, дополнять изображение необходимыми деталями, использовать разнообразные техники и материалы.

Содержание:

1. Воспитатель предлагает детям изготовить макет блокадного города для показа его гостям группы. Обращает внимание, что у них уже есть военная техника, изготовленная из пластилина. Есть люди, дома. На въезде в город нужно поставить ежи, шлагбаум.

2. Задает вопрос: что еще необходимо сделать, чтобы получился ГОРОД?

Ответы детей, рассматривание предложенных материалов, обговаривание способов и приемов изготовления домов, людей и т.д.

3. Физкультминутка

4. Дети работают за столами. Звучит музыка из фонотеки. Воспитатель оказывает помощь в случае возникающих затруднений.

5. Составление единой композиции -  макета «Блокада Ленинграда».

6. Воспитатель оценивает работу детей и совместно с ними находит для макета место в группе.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Чтение художественной литературы:

Выборочное чтение из книги «Дети города-героя» Лениздат,1974г.: А. Метс, глава «Первоклассники», подглава «Уроки в подвале».

2. Прослушивание музыкальных произведений из созданной фонотеки

 

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога

1. Самостоятельная художественно-творческая деятельность: рисование «Салют» (по желанию в технике «граттаж»,  цветными карандашами,  восковыми мелками, красками).

2. Дидактическая игра «Подбери эмоцию к картинке/слову»

 

Организация развивающей среды

Макет «Блокада Ленинграда»

 

Работа с родителями в течение недели

1. Размещение информации и фотоматериалов по теме проекта на сайте ДОУ

2. Посещение церемонии возложения венков на Пискаревском кладбище

 

Пятница

Итоговое мероприятие

«27 января - День Памяти»

Дети входят в зал под песню «Санкт-Петербург – гордая белая птица»

Танцевальная композиция «Алые паруса»

Ведущий:Петербург – один из красивейших городов мира. Но у этого города есть и другое имя – Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

1941 год. 22 июня мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам в школе.

Ребенок:Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг тревожный голос Левитана

Внимание, товарищи! Война!

Песня Александрова «Вставай, страна огромная».

Ребенок:На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат…

И ученик солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий:Враг подступал к городу. Осенью 1941 года немцы плотным кольцом окружили его. Началась блокада Ленинграда. Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замерз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса Ольга Берггольц.

Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.

Песня «Метроном» в исполнении Ленинградского хора

Ведущий:Кольцо блокады было очень плотным. И только одна дорога оставалась, по которой можно было вывезти больных, детей, раненых, перевезти продукты и боеприпасы. Эта дорога проходила по льду Ладожского озера и стала «Дорогой жизни».

Ребенок:Пусть ветер с Ладоги поведает народу

Как летом баржу за баржой

Грузили в шторм и непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Ребенок:Зимой машины шли здесь вереницей

И лед на Ладоге трещал:

Возили хлеб для Северной столицы

И радостно на Ленинград встречал.

Ведущий:Ленинградцы не собирались сдаваться врагу. На заводах для фронта делали снаряды, танки, оружие. В парках и скверах ленинградцы сажали овощи для еды. Дети помогали взрослым: тушили пожары, дежурили ночью на крышах домов, вставали к станкам ,спасали раненых. А так же носили воду, стояли в очередях за хлебом.

Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против фашистов.

Ребенок:Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И ленинградцы слушали стихи.

В замерзших залах музыка звучала.

Ведущий:Музыка помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы. Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал в ту жестокую зиму Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской. Эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде.

Звучит отрывок из симфонии Д. Шостаковича

Ребенок:Окруженный врагами в военные дни,

Город выстоял в битве с врагом.

Это мы никогда забывать не должны,

Мы о городе славном поем.

Песня «Мой Петербург боевой», М.Сидоровой.

Ведущий:27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады. В честь этого прогремел салют. Люди радовались, не скрывая слез.

Танцевальная композиция «Салют» с султанчиками.

Ведущий: Каждый день отдаляет нас от тех военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. Чтобы мы не забывали эти дни, поэты пишут стихи ,композиторы песни. Писатели рассказы. В нашем городе есть памятники о тех страшных годах: на Пискаревском кладбище, на Площади Победы и др.

В такие торжественные дни люди приходят к памятникам с цветами, зажигают свечи памяти и чтят память погибших минутой молчания.

Ребенок:Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами – горечь утрат…

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

Танцевальная композиция с цветами под песню про памятник.

Возложение цветов к вечному огню.

Поздравление ветеранов, вручение цветов.

Слово ветеранам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     http://www.greenbelt.h1.ru/

2.     http://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/tvorchestvo/novouralsk/berseneva

3.     http://blokada.otrok.ru/poetry.php?t=146

4.     http://russianpoetry.ru/stihi/poyemy/13-belye-nochi-razorvanoe-kolco.html

5.     http://istorik.ucoz.com/publ/metodicheskie_posobija/cvetok_zhizni/15-1-0-122

6.     http://lesorubb.livejournal.com/271497.html

7.     Дети города-героя. Сост. А.Майжес, Лениздат 1974

8.     Д.Бучкин. Картины и воспоминания НП «Родные просторы», б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2006

9.     В.Г.Григорьев. Ленинград. Блокада. 1941-1942 (Воспоминания бывшего школьника), СПб, 2003

10.                       Н.Ударов. Я тоже родом из блокады. Б-ка журнала «Невский альманах», СПб, 2009

11.                       « Санкт-Петербургская искорка», №1 май 2012, №2 осень 2012, №3 зима 2013

12.                       А.Скоков. Как жил блокадный город-фронт. ООО «Сезам», СПб, 2012

13.                       И.Тульский, Г.Багров. Блокадный синдром. СПб, 2005

14.                        Книга памяти. Российская Федерация. Ленинградская область. ИПК «Вести», СПб, 2011

15.                        «Дети города-героя», Лениздат, 1974г.

 

 

 

 

 

Приложение 1

КРОССВОРД «БЛОКАДА»

По горизонтали:

1. Сильный холод, от которого страдали жители блокадного города?

3. Фамилия человека, начавшего Великую Отечественную войну - Адольф …?

5.  Как называлось окружение города войсками противника, с целью прекращения его отношений с Большой землёй?

7. Как назывался наш город во время Великой Отечественной войны?

9. Второе название Дороги Жизни?

11. Артиллерийский … - боевая стрельба врага по Ленинграду вовремя войны.

13. … - она ухаживает за ранеными в госпитале и оказывает помощь раненым на поле боя?

 

По вертикали:

2. Как сейчас мы называем человека-участника Великой Отечественной войны?

3. Два самых страшных врага – холод и … ?

4. Памятник Зеленого пояса Славы – «Разорванное …»?

6. Главный транспорт блокадного города?

8. Фамилия девочки, чей дневник хранится в Музее истории Ленинграда, и страницы которого увековечены на Холме Славы?

10. 125 грамм источника жизни в блокадном городе?

12. Река, из которой брали воду жители блокадного города?

13. Символ Победы, расцветающий разноцветными огнями в небе над городом?

14. Орудие, защищавшее небо города во время войны?

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»