Методическая разработка
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию детей средней группы
Федорино горе
Родина Ирина Игоревна,
воспитатель высшей категории ГБДОУ
детский сад 64 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Совершенствование трудовых навыков по уходу за комнатными растениями.
Задачи:
1. Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений: свет, тепло, вода, удаление пыли.
2. Закрепить алгоритм удаления пыли с разных видов комнатных растений (бегония, каучуковый фикус).
3. Развивать наблюдательность; умение слушать воспитателя и товарищей; умение четко выполнять задание воспитателя.
4. Развивать стремление оказывать действенную помощь в уходе за комнатными растениями.
5. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, интерес и любовь к природе.
6. Активизировать речь детей.
Предварительная работа: дежурство в уголке природы; трудовые поручения по мытью игрушек, вытиранию пыли на детской мебели; дидактические игры «Угадай по описанию», «Живое – не живое», «Собери картинку», «Что сначала, что потом»; чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
Материал и оборудование: кукла «би-ба-бо» Федора, стол, клеенка, передники по количеству детей, таз, лейка с водой, клеенчатый воротник для растения, тряпочки, комнатные цветы: фикус и бегония, лупы по количеству детей, карточки с алгоритмом по уходу за комнатными растениями, мыло, мочалка, полотенце.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель вносит куклу «би-ба-бо» Федору с цветком – горшок с бегонией.
Федора: Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? А я к вам за помощью пришла. Всю свою посуду я перемыла, начистила, весь свой дом прибрала. Хорошо у меня дома! Только одна моя любимая бегония стоит невеселая (Показывает детям).
Федора: Уж я ее поливаю, поливаю и к свету поближе поставила, и землю рыхлю в горшке… Ничего не помогает! Ребята, вы не знаете, почему моя бегония такая невеселая?
Детирассматривают растение, делают предположения: Бегония у тебя грязная, пыльная. Ее надо вымыть!
Федора: Растения такие и должны быть: они же из земли выросли. А земля грязная. Зачем же бегонию мыть?
Воспитатель: А вот зачем! Посмотрите на этот лист в увеличительное стекло (лупу).
Дети рассматривают растение в лупу.
Федора: Ой, весь лист в каких-то бороздках!
Воспитатель: Это не бороздки. Это поры. Через эти поры растение дышит. И если поры закрыты, то растению трудно дышать.
Федора: Теперь-то я поняла почему моя бегония такая вялая! Я ее сейчас помою!
Воспитатель: А как ты будешь это делать?
Федора: Да очень просто! Налью в ванну воды, возьму мыло, мочалку, полотенце, воду погорячее сделаю и буду мыть! Ведь правильно дети? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поможем Федоре и научим ее правильно мыть растения!
На столе лежат картинки с изображениями: лейка, тазик, тряпочка, передник, клеенка, ведерко с водой.
Воспитатель предлагает детям разложить картинки по порядку действий.
Дети выполняют поручение.
Федора: Ой, ничего я не пойму!
Воспитатель: Маша, расскажи: с чего надо начинать работу?
Ответы детей: Надо приготовить сначала себя, а потом накрыть стол клеенкой. Надо приготовить лейку с водой и клеенчатый воротник для бегонии.
Федора: Ой, спасибо! А я уже приготовила воду, как раз для мытья! Горяченькую!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что случится с бегонией, если ее вымыть горячей водой.
Дети: Она погибнет. Она сварится.
Федора: Ну, тогда холодной, прямо из-под крана!
Воспитатель: И такой водой нельзя. Дети. Почему?
Дети: Бегония не привыкла к холодной воде. Она заболеет.
Федора: Горячей нельзя, холодной нельзя… А какой же водой можно мыть?
Воспитатель: Водой комнатной температуры, отстоявшейся. У нас такая вода уже есть. Мы ее вчера с ребятами налили в ведро для наших комнатных растений.
Федора: Ну, хорошо. Давайте скорее мыть, а то моей бегонии тяжело дышать! Сейчас налью в таз воды и окуну ее в воду.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Федоре как правильно надо мыть бегонию.
Дети: Надо поставить растение в таз. Сверху на горшок положить клеенчатый воротник. Налить в лейку воды и осторожно полить бегонию сверху так, чтобы вода смыла всю пыль с листьев, а землю из горшка не вымывала.
Воспитатель: Давайте теперь покажем Федоре как это надо делать.
Дети поэтапно выполняют работу.
Федора: Ну, теперь надо полотенцем бегонию протереть.
Дети: Нет. Вытирать ее не надо! Растения очень любят когда их опрыскивают.
Воспитатель: Теперь растение чистое, может дышать.
Федора: Ой, как мне понравилось, как вы ухаживаете за растениями. (Оглядывается вокруг). Смотрите-ка, вот фикус. Его тоже надо помыть. Сейчас я его тоже поставлю в таз, землю накрою воротником и буду поливать из лейки!
Воспитатель: Ребята, правильно Федора будет мыть фикус?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему фикус нельзя поливать из лейки?
Дети: У фикуса большие листья. А у бегонии маленькие. Большой лист фикуса надо мыть по-другому.
На столе у воспитателя лежат карточки с изображением алгоритма работы (лист, рука, тряпочка, таз с водой).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним: как мы удаляем пыль с листьев фикуса.
Детирассказывают и раскладывают карточки в определенном порядке: Тряпочку надо намочить в воде, отжать ее и мокрой тряпкой провести по листу. Чтобы лист не сломался, его надо положить на ладонь. И вытирать пыль аккуратно, бережно.
Федора: Что-то я совсем запуталась! Надо положить лист на руку, потом взять тряпочку, полить на руку из лейки, отжать лист… ничего не поняла!
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Федоре как правильно ухаживать за фикусом.
Дети выполняют.
Федора: Спасибо, ребята! Научили меня! Сейчас приду домой, перемою все свои растения! Вот как я буду это делать! Федора рассказывает. А дети поправляют, если она ошиблась.
Воспитатель: Федора, так как ты еще путаешься, мы дарим тебе наши карточки, чтобы ты ничего не забыла.
Федора прощается и уходит.
Воспитатель подводит итоги.