Конспект НОД по изодеятельности
Цели НОД:
- Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.
- Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
- Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
- Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета; дополнительный лист, гуашь; кисть; стаканчик с водой; влажная салфетка;гроздь рябины — натура или фотоиллюстрация.
Предварительная работа:наблюдения за рябиной во время прогулок.
Ход НОД:
Воспитатель:
Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покинули наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже не радует нас разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Если внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
Осень
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Воспитатель:
Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии. Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
Птицы стаей садятся на дерево и склевывают ягоды, часть ягод падает в снег. Пролежат они под снегом всю зиму, а весной, только снег начинает таять, птицы вновь находят для себя вкусную еду. И хорошие хозяйки время даром не теряют: из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от ряда недугов. Детям ягоды рябинки тоже нравятся, из них они с удовольствием делают себе украшения: бусы и браслеты.
Физкультминутка «Рябина»
На тропинке - тень, солнеч- Поднять руки вверх, покачать ими влево-
ная сетка. вправо.
Через тын, через плетень све- Наклониться вниз, руки - к носкам ног.
силась ветка.
Прибегу, Легкий бег.
Прискачу, Прыжки на месте с ноги на ногу.
На носках привстану, Привстать на носках.
Ветку за косы схвачу, ягоды Хватательные движения руками поочередно
достану.
У плетня посижу и на шелко- Присесть, руки — на колени.
винку
Осторожно нанижу ягоду-ря- Имитация движения — нанизывание ягод
бинку. на ниточку.
Бусы горькие надень, веточ- Встать, «надеть» бусы на шею.
ка, ветка!
На тропинке — тень, солнеч- Хлопки в ладоши.
ная сетка.
Е. Благинина
Воспитатель:
Но невеселая стоит рябинка в осеннем уборе, грусть-печаль ее, голубушку, гложет.
Говорила рябина рябинке:
Отчего ты, подружка, в кручине?
Отчего такой пасмурный вид?
Что за боль твое сердце щемит?
Отвечала рябине рябина:
Оттого меня гложет кручина,
Что уже на пороге зима,
Что уже на подходе метели,
Ведь недаром - подумай сама! –
Наши ветки вчера облетели.
Н. Некрасов
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ветку рябины и украсить группу красивыми панно с ее изображением.
Воспитатель:
Панно у нас с вами будет черного цвета, чтобы подчеркнуть яркие краски ягод и разноцветных листиков. Ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки. Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Дети упражняются в приеме примакивания на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.
Воспитатель:
Листики у рябины сложные, на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ни приглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся самым маленьким пальчиком на нашей руке — мизинчиком, его боковой стороной. Но теперь пальчик не будем окунать в краску, а используем кисточку. Наберите краску любого яркого цвета на кисть и покрасьте боковую сторону мизинца, а затем прислоните пальчик окрашенной стороной к поверхности бумажного листа. У вас получился отпечаток одного листочка. А чтобы выполнить сложный листик полностью, концом кисти нужно нарисовать палочку-черенок и с обеих сторон напечатать парные листочки и один непарный — наверху черенка. Чтобы листики получились многоцветными, на боковую сторону пальчика можно наложить 2—3 цвета гуаши, при примакивании краски вольются одна в другую, и вы получите листочки с пестрой окраской.
Отработка приема выполнения листочков
Далее дети выстраивают композицию на тонированном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, а приемом примакивания изображая ягоды и листики.
Итог НОД:
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка повеселела, теперь ей не страшны никакие морозы и злые ветра.