Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья для родителей детей младшей группы

Сказка – первый учебник жизни

 

Самсонова Лариса Корюновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №64
Невского района Санкт-Петербурга

 

 

Не даром, дети любят сказку, Ведь  сказка тем и хороша,  Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа.        И на любые испытанья                    Согласны храбрые сердца .       Нетерпеливом ожиданьем       Благополучного конца  .                В. Берестов

Во все времена сказка  способствовала развитию позитивных межличностных отношений , социальных умений и навыков поведения. А так же формированию нравственных качеств ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги и родители.

Сказки входят в жизнь ребенка  в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки  малыша.  Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки  облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка.  Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая  информацию о взаимоотношениях людей в обществе. В сказке  все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение положительного героя среди других более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.  Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного  реальном. Дети хотят подражать смелым, умным и ловким взрослым людям, но иногда это им не удается. А в сказке можно сделать абсолютно все. Маленький ребенок запросто становится победителем и находит выход из разных затруднительных ситуаций. Некоторые сказки обладают лечебным эффектом, помогают побороть детские страхи. Очень часто дети просят прочитать им сказку много - много раз подряд. Каждый раз ребенок переживает сюжет, ставит себя на место разных героев, каждый раз проживает частичку жизни за персонажей. Так он готовит себя к решению проблем, которые могут встать на пути ребенка в дальнейшей жизни. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Большие и маленькие детские мечты находят свое отражение в сказках, то есть малыш как бы самореализуется по средствам сказочных сюжетов. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которые в реальной жизни ребенок может и не замечать.

Сказка с животными в главной роли очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению,  так как ребенок ближе к миру животных и природы, а не к цивилизованному  миру людей. «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Эти сказки знакомы детям с младенчества, они воспринимаются детьми, как истории из  реальной жизни, хотя почти все персонажи этих сказок – животные. В сказке «Заюшкина избушка» ребенок легко представляет себя на месте смелого петушка, который вроде бы и меньше собаки, медведя и быка, но смелее его, он герой, способный выгнать злодея – лису и помочь слабому зайчику. Для ребенка это реальная история героя. Героя, которому хочется подражать. Но было бы ошибкой считать, что все народные сказки можно читать маленьким детям. Народ сочинял сказки не только для обучения детей устоям жизни, но и для развлечения взрослых. Длинными зимними вечерами люди  рассказывали друг другу истории для развлечения. Не всегда это были безобидные сказки о колобке. Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть злые силы, злые существа , свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые с ними ребенок встречается в сказках. «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». В сказках о Бабе Яге много сюжетов, которые могут глубоко ранить детскую психику. Многие сказки не стоит читать даже взрослым людям с неустойчивой психикой. По этому, очень важна роль взрослого, выбирающего сказки для детей. Кроме этого нужно понимать, что не все даже отобранные для детей сказки можно читать детям в любое время суток. Так сказки с ярким сюжетом и множеством приключений  хорошо читать в первую половину дня, когда ребенок наиболее активен и способен к большему восприятию, чем в вечернее время.

Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие уроки жизни. Однако сказка на ночь насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить почитать еще. Зато динамические сказки прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев дальше. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Книжка с картинками может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки , переворачивать листы вместо того, чтобы спокойно засыпать. Книжки с картинками  - это больше подходит для дневного чтения. Вечернюю сказку лучше рассказывать, а не читать. Прислушайтесь, как звучит сказка,  прочитанная вашей бабушкой. Она прочитана тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает малыша. В этот момент для ребенка существует только этот убаюкивающий голос. Это голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ребенок зависит от того, что он услышит и прочувствует перед тем как заснуть. Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно сразу без перерыва начать петь колыбельную. Скорей всего ребенок даже не заметит перехода. Поэтому сказки лучше выбирать рифмованные. Есть такие сказки у Пушкина и Ершова, есть и народные напевные сказки.  Сказки или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить ребенка. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для малыша вы можете решить вместе с им. Постарайтесь, чтобы это была сказка с хорошим концом и учила тем же ценностям, что и вы сами.

 

Литература.

  1. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс, 2023г.
  2. Стрелкова Л.П. «Уроки сказки: Рассказы, сказки, задания для детей и родителей» Педагогика 2028г.
  3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» 1996г.
  4. Барташева Н. «В кругу семьи» «Дошкольное воспитание» №9 1994г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»