Развитие воображения и фантазии у детей
среднего и старшего дошкольного возраста
Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Так же воображение связано и с музыкой.
Большое внимание в группе уделяется играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения.
Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность.
В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. В группе есть картотека игр на развитие воображения. Она сделана на отдельных карточках и удобна для пользования. На выходные дни игры предлагаем родителям, чтобы поиграли с детьми дома, в гостях, на прогулке. Так же предлагаем родителям самим вместе с детьми придумывать разные игры на развитие воображения.
Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли». Даем задания, такие как: «Пройдитесь как старая бабушка, как царевна».
В своей работе используем мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.
Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами, типа: «Представьте себе мяч, возьмите его, подбросьте его, бросьте его своему другу» и т.д.
После сна проводим игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или родитель спрашивает, что ребенок задумал и показал.
Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».
В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед нами стоят три основные задачи:
1. Вызвать у детей интерес к рисованию (и лепке).
2. Создать благоприятные условия для того, что бы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.
3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать. Поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира. 4. Побуждать детей вносить в рисунки (лепку) дополнения.
В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.
Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»
а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.
б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.
в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать…» (травку), не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример).
г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.
Запоминание в памяти ребенка графических образцов способствует превращению их в шаблоны, что представляет собой большую опасность для развития изобразительной деятельности и способностей детей. Ведь в дальнейшем ребенок может так и не научиться рисовать, кроме нескольких усвоенных штампов.
Общий метод руководства самостоятельной деятельностью детей несложен.
а) вначале все дети рисуют, а вы наблюдаете за ними, намечая для себя детей, с которыми вы будете сегодня работать.
б) как только первый из этих детей закончит, вы подсаживаетесь к нему и начинаете беседовать в той последовательности, которая приведена выше.
в) закончив беседовать с одним, вы переходите к следующему и так изо дня в день, можно охватить всех детей.
План-программа
Месяц |
Работа с детьми |
Игры и упражнения |
Работа с родителями |
Создание условий в группе |
Сентябрь |
Мониторинг Рис. с использованием приемов: «фотокопия», «монотипия». Обучение рисованию с натуры. Знакомство «кляксография». Знакомство с натюрмортом. |
Игры-тесты «Незаконченные рисунки» «Нелепые картинки». |
№1 Консультация для родителей тема: «Что такое воображение?» Цель: Познакомить родителей с понятием воображения, как его развить у детей. Этот месяц проводим, знакомые и самые простые игры на развитие воображения, так как в этот месяц идет адаптация детей в группе, знакомство новых детей с воспитателями, сверстниками. №2 Мониторинг в начале года (Тема консультации и диагностика прилагаются) |
К традиционному оборудованию относятся: ведра для воды, подставки для кистей и карандашей, тряпочки или салфетки для осушения ворса кисти, большие скатерти из клеенки для покрытия столов, мольберты.
Материал для работы может быть разный: краска гуашь, акварель (возраст 5 лет), цветные карандаши, цветные восковые мелки, сангину, пастель, зеленку, луковую шелуху, цветную тушь, шариковые ручки. |
Октябрь |
Рис. на мятой бумаге, обуч. тонированию с помощью оргстекла. Обучение рисованию приемом «кляксография». Рис. с использованием приема «фотокопия». Совм. зан. с муз. рук. |
Упражнение «Неоконченный рассказ» |
№1 Консультация для родителей тема: «Развитие воображения у детей 5-6 лет.» Цель: Познакомить родителей с развитием воображения в старшем дошкольном возрасте. (Консультация прилагается) №2 Изготовление игры на воображение «Где чье место?» (работа ведется вместе с родителями), обыгрывание игры. №3 Вечер досуга с родителями тема: «Нетрадиционные техники рисования» (Консультация прилагается.) |
|
Ноябрь |
«Продолжение знакомства с дек.-прикл. Творч. «Дымковская игрушка», рис. дымк. Узоров. Рис. с использованием приема «монотипия». Знакомство с книжной графикой |
Тест-игра «Пантомима» Дидактическая игра «Домашние животные» Дидактическая игра «Составь натюрморт» Упражнение «Волшебники» |
№1 Консультация для родителей тема: «Сочините с детьми сказку» №2 Составление рассказов по игрушке. №3 Нарисуй рисунок к своей сказке или рассказу №4 Совместные работы детей и родителей. №5 Инсценировка сказки (на выбор) |
|
Декабрь |
Закреплен. Умен. Рис. «тычком» жесткой кистью продолжен. Знак. С творч. Худ. Чарушина. Упр. В рис. методом «фотокопии». Рис. с использованием приема «набрызг». Знакомство с декоративно-прикладным творчеством «Гжель» |
Дидактическая игра «Составь пейзаж» Упражнение «Танец» |
№1 Консультация для родителей тема: «Как провести новогодние вечера» №2 Изготовление с детьми новогодних украшений. №3 Придумывание узоров к новогодним снежинкам №4 Вечер досуга с родителями тема: «Новый год.» (игры с детьми, чтение стихов, поделки из бумаги) №5 Изготовление игры на воображение, обыгрывание. |
|
Январь |
Продолжение знакомства с декоративно-прикладным творчеством «Гжель». Рис. приемом «фотокопия» Знакомство с «Витражем». Совместн. Зат. С муз. рук. И хореографом |
Дидактическая игра «Смешные животные» Упражнение «Танец» Игра-занятие «Пантомима» |
№1 Закрепляем у детей умение придумывать рассказы про героев сказок №2 Игра-занятие «Придумай конец сказки» №3 Игры на воображение №4 Развиваем умение показывать пантомиму. Игра на воображение «Пантомима» №5 Закрепляем умение рисовать выдуманных человечков, животных. №6 «Нарисуй, что тебе снилось ночью или в тихий час». |
|
Февраль |
Упр. В рисовании узора «Гжель». Упр. В рисю приемом «фотокопия» Занятия на разв. Творч. И вообр. Продолжение знакомства с городским пейзажем |
Игра-конкурс «Натюрморт» Тест-игра «Пантомима» |
№1 Консультация для родителей тема: «Этапы развития воображения» №2 Игра-тренинг по воображению «Натюрморт» №3 «Придумай и нарисуй, что хочешь» |
|
Март |
Рисование на мятой тонированной бумаге. Рис. приемом «Набрызг». Рис. портрета. Рис. с использованием обводок и приема «монотопия» Рис. «Дымк,» узоров. |
Дидактическая игра «Где чье место?» Дидактическая игра «Составь натюрморт» Игра-занятие «Пантомима» Тест-игра «Пантомима» |
№1 Консультация для родителей: «Как узнать развито ли у ребенка воображение?»(прилагается) №2 Инсценировка сказки (на выбор) №3 Вечер досуга. Лепка из соленого теста |
|
Апрель |
Рис. приемом «Набрызг». Рис. с пом. Трафарета. Декоративное рис. Рис. с исп. Техники «гроттаж», с исп. штампов. Знак. С «Хохломой» |
Дидактическая игра «На что похожи облака?» Дидактическая игра «Составь пейзаж» Упражнение «Танец» Игра-занятие «Заколдованные картинки» |
№1 Консультация для родителей тема: «Музыка и воображение» №2 Игры под музыку «Покажи, как тает лед, покажи, как дует ветер» №3 Изготовление игр на воображение, обыгрывание №4 Игра-занятие «Заколдованные картинки» (прилагается) |
|
Май |
Рис. с помощью знакомых методов и способов рис. по желанию детей. |
Дидактическая игра «Смешные животные» Игры-тесты «Незаконченные рисунки» «Нелепые картинки». |
№1 Заключительная беседа с родителями о том, как сформировалось воображение у детей. №2 Игра-тренинг «Волшебный мешочек» №3 Мониторинг (Дорисуй мой рисунок) |
Советы родителям
Фантазия обеспечивает создание сего-то нового, а мышление подвергает это новое критическому анализу. Таким образом, ребенок должен не только демонстрировать оригинальные результаты в предполагаемых заданиях, но и сопровождать их определенной критической оценкой, уметь объяснять свою логику.
Свои выводы о развитии воображения у вашего ребенка вы можете подкрепить по следующему тесту.
Тест: «Как развито воображение у вашего ребенка»
- Увлекается ваш ребенок рисованием? 2 1
- Часто ли он грустит? 1 2
- Когда он рассказывает какой-нибудь
подлинный случай, прибегает ли он
к вымышленным подробностям для 1 0
украшения?
- Проявляет ли от инициативу в игре? 2 1
- Красивые ли у него рисунки? 1 0
- Когда ему скучно, рисует ли одни и те же фигурки
«от скуки»? 0 1
- Любит ли он импровизировать под музыку
танцы или стихи? 1 0
- Ему сняться необыкновенные сны? 1 0
- Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему
только по описанию? 1 0
Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:
14-16очков: у него буйная фантазия (воображение). Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим людям.
9-12очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и дозировке.
5-8очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе и приемами в книге «Развитие воображения у детей» автор Л.Ю.Субботина.
Можно придумать правило: каждому пальчику определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.
1. Обмакнув подушечки пальцев в краску, можно нарисовать: «Новогоднее конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры для платья», «Пушистый снег», «Одуванчики», «Распустилась вербочка», «Сладкие ягодки», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы».
2. Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то получаются «Следы более крупных животных зверей», «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки». Если таким образом проводить линии разной длинны, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры.
3. Сжать руку в кулак и наложить ее на краску, затем приложить к листу бумаги, получаются «Бутоны цветов», «Детеныши зверей», «Птицы».
4. Если приложить боковую часть кулака, то получаются «Гусеницы», «Драконы», «Сказочные деревья».
5. Рисование ладонью.
Принцип проведения занятий – от простого к сложному
Обязательно учитывая следующие правила:
1. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные или простые карандаши, гуашь, восковые свечи, пластилин или глину, камушки, ракушки, клей, различный бросовый материал. Весь это материал находится у нас в доступном для ребенка месте во время всего его пребывания в саду.
2. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, принадлежит ребенку, доступ к различному материалу свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бумага бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.
3. Ребенка необходимо обучить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды техники:
1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью «плоской или свернутой в трубочку». Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставиться вода. Правило: каждый палец набирает определенную краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. В смешении красок, накладывании их друг на друга «Пальцевой живописью» получаются прекрасные рисунки.
2. Использовать монотопию – краска наносится на целый или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наноситься изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размеров пятна, от направления растирания, получаются разные изображения. Разновидность: на лист бумаги краска наноситься только на одну сторону листа, потом лист складывается, и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску так и несколько. В такой технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, платье и др…
3. Рисунок наноситься свечой. Получается «Волшебный рисунок» - он есть и его не видно, затем на него наноситься тушь или цветные чернила, и рисунок свечей проступает на цветном фоне.
4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой. А потом кистью или пальцами наноситься изображение. Оно получается как бы размытое дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.
Можно использовать щетки разных размеров, ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.
5. Прекрасно дети справляются с коллажем - сочетание аппликации и рисования. Причем аппликация может быть самой различной – бумага, ткань, нити, любой бросовый материал.
6. Интересно рисовать краской прямо из тюбика – но необходимо научить ребенка выжимать ее сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Недостаток – краска может осыпаться, необходимо аккуратно хранить работу. Если разминать краски, выпуклость уходит полностью или частично, но зато можно дать разные оттенки этого цвета.
7. Интересна объемная аппликация, полностью переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеивать можно и картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок. Кусочки фанеры, дерева. Хорошо такие коллажи делать на картоне или фанере.
8. «Кляксография» - капнуть краску на лист бумаги, определить, на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской сделать изображение.
9. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из точек – наноситься кончиком кисти, пальцами, точки могут быть разного размера.
10.Наносить рисунок на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и рисунок дополняется.
11.На лист бумаги предварительно наноситься любой жирный слой – свечей, просто ладошкой¸ мылом и др. а сверху уже наноситься краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.
12.На белый лист бумаги сверху накладывается копировальная бумага: рисунок наноситься поверх копировки пальцем, ногтем, палочкой. Потом копировка снимается, остается графический рисунок. Можно использовать копировальную бумагу различных цветов.
13.Нанести густой краской рисунок на бумагу, подождать, когда высохнет и опустить на секунду-две в тарелочку или поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый: дождь, туман и т.д.
14.На чистый лист бумаги наноситься рисунок – в футляре контурного канцелярского клея, на колпачке вырезается тонкая дырочка, так чтобы «рисунок» был выпуклый. Подождать, пока высохнет клей, и тогда наноситься краска, причем краска жидкая, что бы свободно растекалась в пределах нанесенного контура.
Примерное программное содержание занятий по РТВ
1. Придумывание сказки по предложенному началу.
2. Составить сказку на свободно выбранную тему.
3. Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.
4. Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
5. Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
6. Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
7. Наделять героев действия «свойствами» фантастического характера.
8. Изменять заимствованные из сказок обстоятельства.
9. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи: «добрая баба-яга», «щедрая лиса» и т.д.
10.За счет использования новых приемов преобразований, создавать новый образ.
11.Проявлять способность «войти» в состояние героя, предмета - словесно выражать состояние. Пытаться описать (нарисовать) его внешний облик, характер, действия, настроение, обстоятельства, при которых совершалось действие.
12.Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые для ребенка образы и образные ситуации.
13.Учить применять новые образы преобразований, впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствованию из сказок отдельных фрагментов с незначительным их преобразованием.
14.Учить прямое, частичное подражание сочетать с самостоятельными действиями детей, выражающимися:
а/ в придумывании исходной ситуации сказки
б/ в незначительном изменении содержания отдельных эпизодов
15.Учить воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
16.Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства.
17.Расширять представление о предметах, явлений окружающего мира, растительном и животном мире, живой и неживой природе.
18.Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
19.Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путем анализа сказок, рисунков, песен.
20.Развивать художественно-творческие способности детей, поэтический и музыкальный вкус, чувство цвета, ритма, формы и композиции.
21.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, используя для этой цели сказки и рисунки, как с помощью воспитателя, так и без нее.
22.Закреплять и расширять пространственные представления.
23.Учить самостоятельно составлять иллюстрации к разным сказкам.
24.Учить составлять из отдельных рисунков, или рисуя на одном большом листе, иллюстрации к одной сказке, по желанию.
25.Учить использовать схему талантливого мышления и игру «хорошо-плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.
Литература
1. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Лыкова Москва 2006г.
2. Занятия по рисованию с дошкольниками Р. Г. Казакова Москва 2008г.
3. Разноцветные сказки Н. В. Нищева Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 1999г.
4. Рисунки, спрятанные в пальчиках Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003г.
5. Изобразительная деятельность в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Занятия по изостудии. И.А. Лыкова «Карапуз», 2009г.
6. Знакомство с натюрмортом Н. А. Курочкина, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 1999г.