Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №41 общеразвивающего вида

Калининского района, Санкт-Петербурга

 

Конспект совместной деятельности с детьми

подготовительного возраста:

«Красная книга России»

 

 

Технологии: отгадывание загадок, личностно-ориентированные, решение проблемных ситуаций, решение задач, здоровьесберегающие: тематическая физкультминутка.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Воспитатель: Дубовская Людмила Игоревна

 

 

 

2013

Задачи психолого-педагогической работы:

1. Обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных и растений;

2. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми животными;

3. Уточнить представления детей о некоторых видах животных и растений;

4. Воспитывать осознанное, деятельное отношение к природе, желание охранять животных, с которыми ребенок встречается;

5. Обогатить словарный запас терминами: Красная книга, заповедник.

 

Материалы и оборудование:

1. Картинки, изображающие редких и исчезнувших животных и растений;

2. Красная книга России;

3. Карта России;

4. Письмо от Медведя;

5. Изображения веселого и грустного леса.

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам пришло необычное письмо, обратный адрес какой-то странный: «Грустный лес, от медведя».

Ну что ж, прочтем...(Вскрывает)

 

Читает:

«Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнал я, что вы очень любите природу, поэтому решил рассказать вам о том, что случилось в нашем лесу.

Раньше наш лес называли не грустным, а веселым. Не зря его так называли: он был веселым в любое время года.

Зимой лес хрустел от лютых морозов, деревья стояли в белоснежных шапках. Как яркие елочные игрушки, горели среди белого леса гроздья рябины. У клестов появлялись маленькие птенчики, и корма для них – шишек – было видимо-невидимо. (Воспитатель достает из конверта картинки с изображением красивого зимнего леса, клестов, и в дальнейшем, по ходу чтения письма, вынимает картинки, создающие образ сначала веселого, а потом – грустного леса.)

Весной веселили глаз первые цветы, лес становился звонким от пения птиц, в лесных семействах появлялись маленькие зверята.

Летом лес становился совсем необычным: как пестрый ковер из цветов, как богатая кладовая с ягодами и грибами.

А осень осыпала золотыми и багряными листьями. Идешь с медвежатами по лесу, а под лапами шуршат листья. Ох, хорошо же мы жили в нашем веселом

 лесу! А потом начались наши беды…

Недалеко от леса начали строить город с заводами, фабриками. Снег зимой стал серым от пыли. Люди часто приходят в наш лес, охапками рвут цветы, сбивают шишки. Рыбы стало меньше в речке, которая протекает через наш лес. Шумно в лесу. Птицы перестали прилетать сюда, вить гнезда. Некому поедать гусениц и вредных жуков. Развелось их много. Напали они на деревья, сохнут наши деревья. Стоит сейчас наш лес грустный… И гулять в лесу страшно. Охотники начали в него часто наведываться. Раньше рябчиков, глухарей, тетеревов было много. Белки целыми днями в пятнашки играли, а сейчас из родных мест ушли: боятся, что перестреляют их охотники из-за красивых шкурок. Скоро один я с зайцами останусь, но и нам придется куда-нибудь убегать, чтобы живыми остаться.

Но прилетела к нам однажды сорока, принесла весть на хвосте, что нам может помочь только какая-то красная книга. А что это такое, мы не знаем. Может быть вы знаете, что это за книга, и как она нам сможет помочь?

                                                                  «Медведь и весь грустный лес ».

 

Воспитатель: Вот такое грустное письмо. Да, действительно, много таких грустных лесов стало на всей Земле. Некоторые звери не просто убежали из родных мест, а совсем исчезли, потому что их убивали из-за красивых шкурок, ярких перьев, вкусного мяса. Цветы гибнут из-за их красивых головок – взрослые и дети домой их уносят.


Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.


Посмотрите на эти картинки. (Показ). Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа?

И вот ученые в 1960-х годах решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите.

Чтобы вам больше узнать о животных и растений, которые занесены в Красную книгу, я загадаю вам загадки:

1. Сквозь летние сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица птица – дикарка,

Как белое диво плывёт. (Лебедь)

(изображение)

2. Он свирепый зверь, но все же

Тихим он бывает тоже

Он бывает, тих с тигрицей

Так как сам ее боится. (Тигр)

(изображение)

3. Клюв изогнут кочергой

Сам он розового цвета

Пищу ищет под водой

И живет, где вечно лето. (Фламинго)

(изображение)

4. Хозяин снегов, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Белый медведь)

(изображение)

5. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

(изображение)

6. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

(изображение)

7. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

(изображение)

8. Желтоглазые цветы - из воды.

Или, может, это во все не цветы?

Может, это рыбаки у реки

Позабыли про свои поплавки? (Кувшинка)

(изображение)

 

Давайте послушаем жалобы животных и растений и попробуем им помочь.

Жалоба 1:

     «Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло».

Кто это? Это сова. Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны погубить 1 тонну зерна.

 

Жалоба 2:

    «Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».

Кто это? Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Если в доме завелись тараканы, заведи жабу, и они исчезнут.

 

Жалоба 3:

 

    «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово:«Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые и я погибаю».

Кто это? Это береза. Летом березы людей спасают от жары, дают очень полезный и целебный берёзовый сок, который повышает сопротивляемость организма к простудным, инфекционным и аллергическим заболеваниям. И очищают воздух.

 

Жалоба 4:

 

    «Я ни жив, ни мертв  стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивал, а сучки поломали».

Кто это? Это дуб. Жёлудями в природе питаются дикие свиньи, олени и даже медведи. А также из желудей делают желудевую муку и кофе. Листья деревьев выделяют кислород, летом спасают нас от жары.

 

Посмотрите еще раз и назовите этих редких животных и растений.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили
головой своей крутили (круговые движения головой)
вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
вот так, вот так, дружно дерево качали.

А потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так, и из речки воду пили (наклоны туловища вперед).
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так, лапы выше поднимали.

Воспитатель: В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое.

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте.

Давайте вспомним правила охраны природы:

1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, мы сегодня познакомились с вами с Красной книгой и узнали, как человек влияет на природу.

Скажите, для чего создана Красная книга? Для чего она нужна человеку?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Для этого вам нужно дома, совместно с родителями, изобразить, при помощи любого материала, редких или исчезающих животных/растений и принести в детский сад. Здесь, в детском саду все работы сошьем и оформим свою Красную книгу. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Советы родителям на тему: «Красная книга России»:

1. Предложить родителям расширить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу;

2. Посетить заповедники Ленинградской области и зоопарк  Санкт-Петербурга;

3. Читать дополнительную литературу о животных и растениях, например, "Рассказы о природе" Н.И.Сладкова, "Лесная газета" В.Бианки,  "Рассказы о

животных" Б.С.Житкова.

 

Информация для родителей:

1. Стенд «Как прекрасен этот мир!» (фотографии растений и животных);

2. Папка-передвижка:  «Они на гране исчезновения!» (редкие животные и растения);

3. Папка-передвижка:  «История создания Красной книги»;

4. Выставка книг по теме.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»