Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие творческой деятельности на занятиях по изодеятельности

 

            Мы растим детей, которые будут жить в сложном, но интересном мире, насыщенном техникой и автоматикой. И в таком мире никак нельзя не уметь мыслить творчески, неординарно, самостоятельно. Наши дети – будущие взрослые должны будут самостоятельно принимать решения, находить выходы из различных ситуаций. Это умение закладывается уже в дошкольном возрасте. Проводя тестирование творческих способностей детей, я увидела, что здесь есть над чем работать, что из всех тем по рисованию, свободная является самой трудной. Дети не знают, что им рисовать, так как конкретной задачи не поставлено, а если рисуют, то рисунки получаются стандартными и однообразными: у девочек – полянки с цветочками, у мальчиков – машинки, роботы, самолётики.

          Развитие творчества невозможно без развития технических умений и навыков, накопления опыта, поэтому важными направлениями в моей работе были обучение детей способам изображения, развитие зрительного восприятия и умелости руки, формирование представлений об окружающем мире, воспитание эмоциональной отзывчивости, а также ознакомление с различными видами изобразительного искусства.

               Большое внимание я уделяла развитию эстетических способностей детей, старалась научить их видеть прекрасное вокруг себя, в окружающем мире, замечать красоту природы и города, в котором мы живём. Ведь воспитание петербуржцев, на мой взгляд, накладывает на нас большую ответственность. Мы должны понимать и замечать то прекрасное, что создано людьми, и особенно те произведения искусства, которые мы можем показать ребятам в подлинниках, в наших музеях и на улицах нашего города. На занятиях я пыталась знакомить детей с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры, учить их наблюдать и любить прекрасное.

            В ходе своей работы я выделила следующие задачи для развития творческих способностей у дошкольников: духовное становление, знания и опыт, навыки и умения, мотивация, оснащение деятельности, психологический комфорт. Для успешной реализации поставленных задач я продумывала развивающую среду в изостудии, которая способствовала бы развитию положительных эмоций и развитию художественно-творческих способностей детей. В изостудии есть две выставки: одна – постоянная, а другая представляет наглядный материал с целью привлечения внимания детей к новой теме, закреплению полученных знаний. Дети могут выбрать для работы любой материал: бумагу любого формата, акварель, гуашь, мелки, карандаши, пластилин, кисточки различных размеров и с разным ворсом.

Я создала небольшую экспозицию, где дети могли бы полюбоваться видами нашего города и, возможно, их красота вдохновляла бы ребят на создание новых интересных работ.

                  Большой интерес для меня и для детей представляют занятия по рассматриванию репродукций картин художников. Вначале такие занятия были непривычны для детей. Картина являлась для них просто чередованием различных предметов или видов, которые можно окинуть взглядом и перечислить. Я стала учить детей внимательно вглядываться в любую картину, замечать средства выразительности, чувствовать, что хотел нам сказать художник. Часто я использовала приём «вхождения в картину», когда просила ребят представить, где могли бы они находиться, что бы увидели с этого места. «А где стоял художник?», «О чём он мог думать, когда писал картину?». Мы фантазировали, придумывали свои истории.

              Рассматривая портреты, я старалась обратить внимание детей даже на мельчайшие детали, по которым можно охарактеризовать изображённого человека (детали одежды, украшения, причёску). Особое внимание я привлекала к позе, жестам и к глазам. «Что делает этот человек?», «Куда он смотрит?», «О чём он думает?»

             Натюрморты мы пробовали «оживить». Дети брали на себя «роли» яблока, вазы, тарелки, стола, на котором всё это стоит, и придумывали, о чем бы они могли разговаривать между собой, что каждый предмет может рассказать о себе, а что сказали бы нам - зрителям.

               В результате такой работы ребята не только привыкли, но и полюбили рассматривать картины. У них развивалась наблюдательность, внимание, воображение.

               Перед тем как рисовать пейзажи, мы обязательно проводили наблюдение на улице. Любовались нежными красками зимнего утреннего неба, изгибами веток у деревьев за окном детского сада. Я просила детей понаблюдать за деревьями на прогулке и найти свое любимое дерево. Мы стремились рассмотреть, какие краски нарисовали дерево, определить его состояние (грустное, весёлое, старое, молодое). Осенью любовались волшебными превращениями деревьев, необычной раскраской листьев. Зимой рассматривали снег, разглядывали узор снежинок. Весной искали первые ростки, слушали пение птиц. Накопленные таким образом опыт и сенсорные ощущения очень помогали ребятам в их творческой работе.

            Я практически отменила показ приёмов рисования (за исключением совсем новых или очень сложных), а старалась заменить его наблюдениями, рассматриванием и игрой. Например, я проводила игру «Путешествие в волшебный лес». В этой игре каждый превращался в дерево и показывал его нам. Своим телом, пантомимой дети показывали тоненькие берёзки, дубы-богатыри, ёлочки, сосны. Если мы рисовали деревья, то я не стремилась научить их стандартной схеме: прямой ствол, толстые ветки, тонкие ветки. Мы рисовали то, что видели. И я радовалась, если не находила двух одинаковых рисунков. У нас получались и молоденькие тоненькие деревца, и старые корявые, и согнутые ветром. Каждый ребёнок рисовал своё дерево так, как он его увидел, а не так, как показал воспитатель.

Особенно оживлённо у нас проходили творческие занятия, где я учила ребят использовать различные изобразительные материалы и техники.

Так, например, в начале учебного года, только начиная знакомиться со свойствами красок, мы рисовали пальчиками гроздья рябины (весёлых зайчат, стволы деревьев). Листву осенних деревьев или тёплую шубку мишки мы рисовали тычком щетинной кисти.

Рисовали даже детские ладошки. Ребята раскрашивали свою ладошку, как хотели, и делали отпечаток, а потом дорисовывали «на что похожа моя ладошка».

На пластиковых дощечках мы выполняли задания способом монотипии. Дети разводили краски по своему желанию или по заданию (только холодные или только тёплые), прикладывали к дощечке лист бумаги, и на их глазах происходило чудо. В разводах красок они вдруг замечали волшебный лес или сказочных животных. Потом такие работы можно было дорисовать обычным способом, или с моей помощью мы вырезали из них фигуры и составляли общую композицию.

Очень полезны для детей коллективные работы с точки зрения психологии. Так мы рисовали «Город зимой». На больших цветных листах дети работали по два человека, а затем мы соединили все работы, и получилась целая улица. Мы послали эту работу на конкурс «Мы – петербуржцы», и наша работа получила награду и диплом, а авторы стали лауреатами конкурса.

Чтобы больше заинтересовать детей, я использовала игровые приёмы и методы.

              Известно, что никакая творческая деятельность невозможна без положительного эмоционального настроя и без формирования в детях определённых качеств творческой личности. Я хочу выделить конкретно, чему я уделяла внимание: формированию независимого мышления (умению находить собственное решение, оригинальные ответы, высказывать свои идеи, варианты, отстаивать их), развитию целеустремлённости, настойчивости в поиске решений проблем, стремлению доводить начатое до конца, формированию умения принимать участие в обсуждении, не обижаться на советы, развитию эмпатии (умению сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям), развитию инициативы, независимости, уверенности в своих силах и способностях (даже несмотря на временные трудности).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»