Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения, особенностях климата, растительного и животного мира Африки Задачи. Образовательные: 1.Обогащать словарный запас детей о зонах Африки через ознакомление с ее животным и растительным миром. 2.Закреплять умение решать ребусы, логические задачи, решать кроссворды. 3.Упражнять в умении производить арифметические действия. 4.Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее. Развивающие: 1.Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу. 2.Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы полными ответами; 3.Развивать звукобуквенный анализ и фонематический слух. 4.Развивать умение согласовывать существительное с прилагательным. 5.Развивать устойчивость произвольного внимания, словесно-логического и наглядно-образного мышления. 6. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию эмоционально – ценностного отношения к миру; 2. Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным и природе; 3. Воспитывать толерантность по отношению к людям другой расы. 4. Воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом. 5. Воспитывать в детях положительную самооценку, уверенность в себе
Активизация словаря: Африка, река Нил ,пустыня, оазис, тропический лес, джунгли, баобаб, ливни, лиана, саванна, травоядные, хищники.
Материал:Картинки и фото климатических зон, растительного и животного мира Африки, разных предметов, карта, глобус, презентация «Вот какая Африка», карточки с примерами и буквами, кроссворд. Предшествующая работа:
1. Рассматривание картин, иллюстраций (животных Африки);
2. Чтение стихотворений; сказки К.Чуковского «Доктор Айболит», «Бармалей»;
3. Загадывание загадок;
4. Разгадывание ребусов;
5. Игра «Я беру с собой».
I. Организационный момент.
Ребята, поприветствуйте наших гостей. (Дети здороваются). Подарите им свое хорошее настроение, улыбнитесь.
II. Основная часть
На столе лежит конверт с билетами и запиской от турфирмы «Вокруг Света», на другой стороне билетика – пример.
Восп. Ребята, посмотрите, конверт какой-то странный у нас тут. Интересно, от кого это письмо? К нам пришло письмо от турфирмы «Вокруг Света». Посмотрим, что внутри? Смотрите, тут билеты необычные. А вот и записка «В дорогу собирайтесь и будьте все готовы! Билеты продаются за доброе слово!». А какие вежливые слов знаете вы? (ответы детей). Билеты на руках, а куда именно у на билеты, тут не написано. Узнать вы это сможете, решив примеры на обратной стороне билета.
Дети решают примеры, в которых каждый ответ соответствует определенной букве. Задача детей - выложить слово.
Восп. Какие вы молодцы! Так быстро справились с заданием! Ну что ж билеты есть, куда путёвка известно, поехали? Постойте, мне кажется, что-то мы забыли. (намекнуть с помощью наводящих вопросов детям о том, что необходимо собрать вещи). Тогда давайте собираться. Я думаю, что нам в дорогу нужно взять самые необходимые вещи, лишнего брать не будем.
Игра « Я беру с собой»
Цель игры: перед детьми на доске разные картинки, из которых дети должны выбрать то, что им пригодится в Африке и объяснить, почему он выбирает именно это.
Восп. Вещи собраны, билеты есть, а где же это Африка? Турфирма и об этом позаботилась – прислала нам карту. Где находится Африка. (Дети рассматривают карту) Что обозначено на карте голубым, жёлтым, зелёным, коричневым, белым цветом? Где находится Африка? А как мы можем туда добраться? (После размышлений подвести к выводу, что самолётом лететь всё же быстрее. Предложить детям занять места в самолёте – стульчики)
Поразмышлять с детьми о безопасном поведении в самолёте.
Восп. Уважаемые пассажиры! Пристигните ремни безопасности, мы начинаем полет. Ну а пока мы с Вами летим в Африку, турфирма подготовила нам фильм об Африке. Ребята, слушайте эту информацию очень внимательно, она Вам пригодится, хорошо?
Показ презентации « Вот какая Африка». Физминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Ребята, вот впереди видна земля! Мы в Африке уже. Ура!Остановка «Пустыня»
Восп. Где же мы с вами оказались? Давайте посмотрим вокруг, что вы тут видите? (рассматриваем фото). Да, мы с вами в пустыне. А что такое пустыня? От какого слова произошло это слово? А какая в пустыне температура? Чем отличается от другой земли? Действительно, ли в пустыне никто не живёт? Кого, чего нужно остерегаться в пустыне? Есть в пустыне важный житель, а кто это вы узнаете, выполнив задание.
Решение ребуса .
Восп. Молодцы, справились с заданием, конечно же это верблюд. О, и жарко тут в пустыне. Как же нам выбраться из пустыни? А может доберемся на верблюде? (Дети садятся на стульчики вперёд спинкой.)
Пока дети «едут на верблюде» размышляют о нём, рассказывают, чем он питается, почему у него горбы, дикое или домашнее это животное. Помогать детям, с помощью наводящих вопросов или маленькой информации.
Остановка «Тропический лес».
Восп.Наконец-то прибыли. Где мы оказались на этот раз? Как ещё называют тропические леса? Какая тут растительность? А какая тут погода? Кто запомнил, какое знаменитое растение тут растет. Кто из животных обитает в джунглях? Чем питаются обезьяны? Как называются животные, питающиеся только растениями? А давайте превратимся в весёлых обезьянок и немного поиграем?
Под считалку выбирается ведущий, кто будет главной обезьянкой. Этюд «Зеркало» под музыку. После разминки предложить детям идти по тропе из «скакалки».
Остановка «Саванна»
Восп. Мы продолжаем своё путешествие. Прямо по тропе мы вышли…Куда мы с вами прибыли? Какая погода в саванне? Какие периоды тут бывают? Что необходимо растениям для роста? В саванне дождь более частый гость. Как называют частые дожди? (ливни). А как называется время без дождей? Кто помнит, как называется самое главное дерево саванны? (баобаб). А сколько гласных и согласных звуков вы слышите в этом слове. А сколько же букв? Вы слышите, какие звуки издают животные африканских степей? Они, наверное, опасны! Путешественникам надо быть очень осторожными. Но так интересно увидеть, кто же живёт в саванне. Посмотрите на фото, сколько тут много животных, а на какие группы можно разделить их. Наверно, мы сможем сделать последнее задание?
Решение кроссворда. Загадки.
С детства был усат ребёнок
И мяукал, как котёнок.
Зарычал он, повзрослев,
Потому что это … (лев)
Запах чувствует отлично,
Падаль – вот ее добыча.
Ну зачем ей гигиена?
Что попало ест … (гиена)
Шум и крик на водопое,
Что случилось там такое?
Всю округу разбудил
Этот нильский … (крокодил)
Из воды выходит туша.
Ох, и тяжело на суше!
До земли висит живот,
Это толстый … (бегемот)
С бегемотом так похожи!
Оба очень толстокожи.
На носу есть острый рог,
Здесь пасётся … (носорог)
Он ходит, голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому что он …..(жираф.)
Полосатая лошадка,
Словно для письма тетрадка.
На полосочках, друзья,
Ничего писать нельзя.
Кто ответит самый первый,
Как зовут лошадку?… (Зебра).
Этот быстрый хищник, зверь,
Перегонит всех, поверь.
Он жестокий, очень сильный,
Мчит быстрей автомобиля.
Встретишь, будешь сам не рад –
Этот зверь не кот,… (гепард)
Восп. Какие вы молодцы! Как легко вы справились! Но наше путешествие заканчивается и нам пора обратно в детский сад! Для этого нужно сделать один поворот вокруг себя в левую сторону с поднятыми руками.
Ну вот мы и в детском саду=) Соскучились? Вам понравилось наше путешествие? А что запомнилось больше всего? А кто-нибудь сделал фотографии из нашего путешествия для остальных ребят и наших гостей?
Раз фотографий у нас нет, вы можете сегодня вечером, когда у вас будет свободная минутка нарисовать рисунок о том, что вам понравилось. А для наших впечатлений от путешествия в Африку, мы можем сделать ещё и Африканский альбом, который будет лежать в группе на память.
Вручение альбома, угощений. Прощание.