Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию навыков общения со сверстниками через игровую деятельность
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
А.Н. Толстой
Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей.
Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.
Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Очень важное значение для психического развития ребенка имеет его общение c взрослым на ранних этапах онтогенеза. Это первый вид социальной активности, благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.
Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Специфика общения дошкольника со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Это разнообразие коммуникативных действий; яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность, раскованность.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.
Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор данной работы, ее актуальность и практическая значимость.
Система работы рассчитана на 1 год. Совместная игровая деятельность проводится 1 раз в неделю в вечернее время со всеми детьми, кроме того, часть игр и ситуаций повторяются с подгруппой проблемных детей в свободное время, на прогулке. Большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей, в которой используются наиболее понравившиеся детям игры и инсценировки.
Система работы:
Для изучения особенностей коммуникативных умений детей дошкольного возраста можно воспользоваться стандартизированным комплексом психодиагностических методик Р.С.Немова, который состоит из трех этапов: диагностического, коррекционного и контрольного.
Iэтап – Диагностический
Диагностический этап заключается в предварительном тестировании детей и взрослых с целью выявления проблемных детей, имеющих трудности в общении и состоит из следующих разделов: изучение личностных особенностей детей; изучение межличностных отношений; изучение коммуникативных навыков детей группы.
а). Изучение личностных особенностей детей.
Для изучения личностных особенностей детей предлагается методика, «Какой Я». Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Взрослый, пользуясь представленным далее протоколом спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Протокол к методике, "Какой Я".
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале |
|||
Да ' |
Нет |
Иногда |
Не знаю |
||
1 |
Хороший |
|
|
|
|
2 |
Добрый |
|
|
|
|
3 |
Умный |
|
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
|
|
5 |
Послушный |
|
|
|
|
6 |
Внимательный |
|
|
|
|
7 |
Вежливый |
|
|
|
|
8 |
Умелый (Способный) |
|
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 |
Честный |
|
|
|
|
Оценка результатов
Ответы типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы типа "нет" оцениваются в 0 баллов. Ответы типа "не знаю" и также ответы типа "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Результаты тестирования детей по методике «Какой Я»
Ф.И. ребенка |
Полученный результат (баллы) |
|
|
|
|
|
|
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
б). Изучение межличностных отношений.
Изучение межличностных отношений можно провести с помощью методик "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" и "Выбор в действии".
Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяется небольшой группой взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила лишь тот случай, когда ребенка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по- настоящему оценить.
С помощью проводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми:
1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10.Ответственность.
Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей
и родственников ребенка:
1. Добрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, ' г) не знаю.
2. Внимательный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3. Правдивый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4. Вежливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5. Общительный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6. Щедрый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
Всегда ли готов придти на помощь другим?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8. Справедливый ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10. Ответственный ли ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценка результатов
За каждый ответ типа "да" ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа "нет" ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа "когда как" или "не знаю" расценивается в 0,5 балла.
В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.
Результаты тестирования родителей и воспитателей по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими»
Ф.И. ребенка |
Баллы (родители) |
Баллы (воспитатели) |
|
|
|
|
|
|
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
Далее для выявления положения ребенка в группе используется методика "Выбор в действии".
Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.
Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.д. Ребенок получает инструкцию следующего содержания: "Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место".
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.
Социологическая таблица «Выбор в действии»
№ |
Ф.И. ребенка |
Кого выбирают: номер по списку |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов, полученных за выборы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество взаимных баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социологический статус |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи, следующей формулы:
С = К: (n–1) х 100%
где С - статус ребенка в группе, в системе взаимоотношений со сверстниками; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; n - количество детей в тестируемой группе.
Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отклонений, в которых данный ребенок находится со сверстниками. Чем больше наиболее привлекательных предметов получил он в процессе эксперимента, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками.
Основанием для выводов о статусе ребенка служат количественные данные, т.е. показатель С.
10 баллов - показатель С ребенка равен 100%
8-9 баллов - показатель С ребенка находится в пределах от 80% до99%
6-7 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79% 4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%
2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%
0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
в). Изучение коммуникативных навыков детей группы
Изучение коммуникативных навыков детей группы проводится путем наблюдения за свободным общением детей в течение всего года. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать беседу, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать свои мысли. Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы, для составления которой использованы критерии оценки коммуникативных умений, разработанные болгарским исследователем Ф.Г.Даскаловой:
- Высокий уровень - ребенок активен в общении, умеет слушать, понимает речь, строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета.
- Средний уровень - ребенок умеет слушать и понимает речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчиво.
- Низкий уровень – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание.
Результаты наблюдений за коммуникативными умениями детей.
Ф.И. ребенка |
Характер Общения со сверстниками |
Вступают в диалог самостоя- тельно |
Поддержива- ют беседу |
Слушают собесед- ника |
Понимают собеседника |
Ясно выражают свои мысли |
Пользуются формами речевого этикета |
Понимают настроение и чувства другого
|
Уровень коммуни- кативных умений и навыков
|
||||||||||||||||||
Н г |
С. г |
К г |
Н. г |
С. г |
К. г |
Н г |
С. г |
К г |
Н г |
С г |
К г |
Н. г |
С г |
К г |
Н. г |
С г |
К г |
Н. г |
С г |
К г |
Н. г |
С г |
К г |
Н. г |
С г |
К г |
|
Петя И. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Синий – низкий уровень
Зеленый – средний уровень
Красный – высокий уровень
П этап. Коррекционный
Проводится в форме игровой терапии фронтально и индивидуально с выявленными детьми, имеющими трудность в общении, cпостепенным их включением в совместную деятельность и состоит из пяти разделов:
1. Развитие основных умений общаться
2. Формирование сплоченности и сотрудничества
3. Обучение эффективным способам общения
4. Развитие притязания на социальное признание
5. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.
Общие принципы игровой коррекции:
- безоговорочная симпатия к ребенку;
- минимальное количество ограничений;
- активность самого ребенка.
В основу игровой терапии взяты разработанные и подобранные Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной, Н.Л.Кряжевой, Е.О.Смирновой, Р.В.Овчаровой игровые модели и игровые ситуации, а также реальные ситуации, которые могут происходить в группе и специально сконструированные конфликты, в которых сталкиваются различные позиции.
Главная цель проведения занятий и сюжетно-ролевых игр (с наличием проблемной ситуации)й – это:
- обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;
- упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
- научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;
- проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;
- принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;
- принимать ответственность за свои чувства на самих себя.
Этапы занятий |
Игры и проблемные ситуации для обсуждения |
Цели и основные задачи |
1. Развитие основных умений общаться |
Игры Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной по направлениям:
"Я и мое тело"Упражнения "Путаница", "Медвежата", "Насос и мяч", "Походки".
|
Преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение.
|
|
"Я и мой язык"Игры и упражнения:беседа "Как можно общаться безслов", "Иностранец", "Через стекло", "Изобрази сказку", "Расскажи стихи без слов", "Испорченный телефон".
|
Развитие языка жестов, мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
|
|
"Я и мои эмоции"
|
Знакомство с эмоциями человека; осознание своих эмоций; распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. |
|
"Я и Я"Упражнения: "Кто Я", "Составь рассказ", "Слушаем себя", "Зоопарк", "Страна клякс", "Как стать самим собой". |
Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. |
|
"Я и другие"Игры и упражнения: "Биография по фото", "Страна X", "Прорви круг", "Нарисуй узор", "Поводырь".
|
Развитие у детей навыков совместной деятельности;чувства общности; понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. |
|
"Я и моя семья"Игры и упражнения: "Домашний фотоальбом", "Дочки-матери"; «Разыгрывание ситуаций» ("Вечер в семье", "Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?", "Праздник в семье", рисунок "Моя семья").
|
Осознание отношений внутри семьи; формирование теплого отношения к ее членам; осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи.
|
|
Игры Е.О.Смирновой и В.Холмогоровой, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам: "Добрые волшебники", "Волшебные очки", "Комплименты", "Общий круг", "Найди пару", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Передай настроение".
|
Преодоление отчужденности по отношению к сверстникам; |
II. Формирование сплоченности и сотрудничества
|
1) Игры: "Доброе животное", кругу". 2) Анализ положительных и отрицательных сторон поведения: "Угощу конфетой только своего друга", "Буду играть только со своим приятелем" 3) Сравнение норм поведения: чтение и драматизация рассказов "Три желания", "Синие листья", "Волшебное слово" Осеевой, сказка Шварца "Два брата" 4) Определение положительных и отрицательных сторон поведения: "Мне нравится играть с друзьями", "Я не люблю делиться игрушками".
|
Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим. Показать детям, что значит взаимное признание и уважение. Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. Вызывать заинтересованность в общей цели. Развивать готовность внести свою лепту в общее дело. Развивать готовность идти друг другу навстречу. Учить проявлять терпение к недостаткам других. Учить умению считаться с интересами других.
|
IIIОбучение эффективным способам общения
|
Игры: "Попроси игрушку", 2) Сравнение 2-3 норм поведения на основе сказок "Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду" Лилиан Муур, "Цветик-семицветик" В.Катаев.
3) Определение положительных и 4) Оценка желаний: "Я хочу поиграть с мячом в группе", "Мне понравилась игрушка моего друга".
|
Развитие коммуникативных навыков; развитие навыка налаживания дружеских взаимоотношений |
IV Развитие притязания на социальное признание
|
1) Игры: "Король", "День рождения", "Ассоциации",
2) Определение положительных и
На основе разыгрывания этюдов:
3) Сравнение 2-3 норм поведения:
5) Определение правил культурного
"В гостях у больного |
Привить ребенку новые формы поведения; научить самому, принимать верные решения и брать ответственность на себя; дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком; коррекция аффективного поведения; приобретение навыков саморасслабления |
V Формирование умений, направленных на снятие конфликтности |
1) Игры:
"Кто пришел", "Угадай, что спрятано?", "Что изменилось?",
2) Инсценировка конфликтных
3) Разыгрывание конфликтных
4) Сравнение 2-3 норм поведения на |
Переориентация поведения с помощью ролевых игр; формирование адекватных норм поведения; снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе и расширение поведенческого репертуара ребенка; обучение приемлемым способам выражения гнева; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации. |
Ш этап. Контрольный
Заключительное тестирование детей и взрослых по представленным выше методикам.
Игры, беседы и упражнения на развитие основных умений общаться у дошкольников, разработанные Н.В.Клюевой и Ю.В.Касаткиной
«Я МОЕ ТЕЛО»
1. Игра "Путаница"
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Образуется путаница. После этого все открывают глаза. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.
В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.
2. Упражнение «Медвежата»
Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения. Упражнение направлено на мышечное расслабление.
3. Игра «Насос и мяч»
Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие мячами. Сначала "мячи" стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок. Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой – мячом, затем они меняются ролями.
Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
4. Упражнение «Походки»
а). Детям предлагается изобразить походки различных людей и животных; например, походить как глубокий старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как котенок, как лев, как котенок, как медведь и т.п. Варианты походок ребенок может придумывать сам.
Б). Возможен другой вариант это игры, когда дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.
Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.
«Я И МОЙ ЯЗЫК»
1. Беседа «Как можно общаться без слов»
Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.
2. Упражнение «Иностранец»
К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, все это без слов.
3. Игра «Через стекло»
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", или "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т.п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.
Игра направлена на развитие умения, передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.
4.«Изобрази сказку»
Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.
В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
5. Упражнение «Расскажи стихи без слов»
Взрослый читает детям стихотворение по своему выбору. Ребенку дается задание передать содержание стихотворения с помощью мимики и пантомимики.
6. Игра «Испорченный телефон»
Это речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача – передать это слово по цепочке как можно скорее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участник произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.
"Я И МОИ ЭМОЦИИ"
1. Игра «Мимическая гимнастика»
/
Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).
Цель игры - изучение мимики и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики.
2. Игра «Угадай-ка»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.п.). Ребенок пытается угадать, кого он показывает. После нескольких сценок ребенок сам пытается изобразить предметы без слов.
Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».
3. Игра«Пиктограммы»
Для этой игры необходимо изготовить набор карточек-пиктограмм. Пиктограммы – это изображение лиц людей в различных эмоциональных состояниях. Вам понадобятся два набора карточек, один целый, а другой нарезанный.
Детям дается набор шаблонов, они распознают настроения (эмоции) и дают имя каждой пиктограмме (определяют, какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый, счастливый или расстроенный). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезанные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их лица.
б). После определения настроения каждой пиктограммы дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Эта игра направлена на тренировку умения, распознавать эмоциональное состояние по мимике.
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая - грустная, довольная - сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, бодрая - усталая, спокойная - взволнованная, медленная - быстрая, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
4. Игра «Рисуем эмоции пальцами».
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев.
Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
«Я и Я»
1. Упражнение "Кто я?"
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: "Кто я?". Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения "Я".
Например: "Я - девочка", "Я - человек, занимающийся спортом", "Я - хороший человек" и т.п. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.
Эта игра дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представления о себе.
2. Упражнение «Зоопарк»
Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.
3. Упражнение «Страна клякс»
Это упражнение может быть как индивидуальным, так и групповым.
Перед детьми кладется большой лист бумаги, на котором они должны нарисовать кляксы: цветные пятна любой величины и формы. Затем детям предлагается попробовать разглядеть в кляксах какую-нибудь картинку и придумать сказку про увиденное.
4. Упражнение «Слушаем себя».
Ведущий обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям… Что ты сейчас чувствуешь, чего хочешь? Что ты услышал?». Ребенок делится своими впечатлениями.
Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению на себя, на свои чувства.
5. Беседа «Как стать самим собой».
Перед беседой хорошо бы выполнить упражнение «Кто Я?». Затем обсудить, что мешает ребенку быть таким, каким он хочет, и как ему можно избавиться от этих помех.
5. Упражнение «Составь рассказ»
Ребенку предлагается составить рассказ на какую-нибудь тему, которую ему может предложить взрослый, или он выбирает ее сам. Темы могут быть такими: «Я люблю когда…», «Меня беспокоит….», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Когда меня обижают….», «Что я не могу…», «Я боюсь….».
Важно, чтобы ребенок давал не односложный ответ, а полный, развернутый рассказ. Затем эти рассказы можно проиграть, причем в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми можно продумать пути выхода из этих ситуаций и тоже проиграть их.
«Я и другие»
1. Упражнение «Биография по фото»
Для этого упражнения вам понадобится несколько фотографий. Хорошо, если это фотографии принесут сами дети, но в этом случае надо проследить, чтобы каждому ребенку досталась не та фотография, которую принес он сам. Дети составляют рассказы о людях, изображенных на фотографиях. Особое внимание следует обратить на то, что в данный момент чувствует этот человек, и какие возможные причины этих переживаний.
Игра направлена на выработку чувствительности к переживаниям другого человека.
2. «Страна Х» (коллективный рисунок)
Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в общем рисовании.
Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе. Оно также поможет закрепить наглядно те знания, которые ребенок получает на занятиях в детском саду.
3. Игра «Прорви круг»
Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу. Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.
Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи».
Дети делятся на две команды. Команды становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой команды, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.
4. Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, которые созданы заранее (мебель, столы, стулья, также препятствиями могут быть другие люди). У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно иногда менять маршрут.
Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям. После игры желательно обсудить с ребенком ее ход, спросить, что он чувствовал, будучи «слепым» и «поводырем», было ли ему уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию и т.п.
«Я и моя семья»
1. Упражнение«Домашний фотоальбом»
Предложите ребенку посмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие
люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает.
Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про них.
2. «Дочки-матери» (ролевая игра)
Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков, как в диагностическом, так и развивающем плане. Как известно, дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому, наблюдая за этой игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра "Дочки-матери" помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например те, которые мы предлагаем в следующем упражнении.
3. Разыгрываниеситуаций.
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение».
Некоторые ситуации для разыгрывания дети могут предложить сами.
Игры и упражнения Е.О.Смирновой и В.Холмогоровой, воспитывающие гуманное отношение к сверстникам.
1. Упражнение «Комплименты».
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
3. Игра«Передай настроение».
Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит» своего соседа и показывает ему мимикой и жестами какое-нибудь настроение: грустное, веселое, тоскливое и т.д. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.
3. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.
После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.
Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий - четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.
4. Игра «Волшебные очки».
Воспитатель торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств, здесь не страшно, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
5. Игра «Добрые волшебники»
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
6. Игра «Общий круг»
Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть, и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас будет приветствовать своих товарищей.
Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача - сосредоточить внимание на партнере. Однако, если кто-то захочет что-то сказать другому, педагог не препятствует.
7. Игра «Найди пару».
Дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого-то затруднение, он может обратиться за помощью к товарищам или педагогу, может подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.
Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоем – играть, рисовать или заниматься конструированием.
П. Игры и упражнения направленные на формирование сплоченности и сотрудничества.
1.Упражнение«Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
4. Игра «Дракон кусает свой хвост».
Цель:сплочение группы.
Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего – «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
5. Игра «Объятия».
Цель:научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее «разогрева». Воспитатель должен проявить свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех детей, независимо от уровня их общительности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сесть в один большой круг.
Воспитатель. Дети, кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще выразить свое отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы
Переносить обиды или разногласия. Я хочу. Чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите, пока же можно просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, то любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия.
Дети по кругу начинают обнимать друг друга, с каждым разом, если сосед не возражает, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
- Понравилась ли тебе игра?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок тебя обнимает?
- Берут ли тебя дома на руки? Часто ли это бывает?
6. Игра «Аплодисменты по кругу»
Цель: формирование групповой сплоченности.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля – стоя пред своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.
Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.
Ш. Обучение эффективным способам общения.
1. Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Группа детей делится на пары, один из участников пары (№1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (№2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
2. Игра «Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
3. Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Миша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)».
Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута и передает клубок дальше, произнося добрые слова. И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим детям?
- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?
- Дружны ли дети в группе?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
IV. Развитие притязания на социальное признание.
1. Игра «Король»
Цель:формировать у детей адекватную самооценку, привить новые формы поведения.
Ход игры.Воспитатель. Ребята, кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это может принести? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
После выяснения мнения детей, воспитатель предлагает им поиграть в игру, в которой каждый может побывать королем в течение минут пяти. При помощи считалки выбирается первый участник в роли короля, остальные дети становятся его слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может приказать, например, чтобы слуги ему кланялись, подавали питье, были у него на «посылках» и т.п. Когда приказы короля выполнены, по считалке выбирается другой исполнитель роли, за время игры в роли короля могут побывать 2-3 ребенка. Когда время правления последнего короля закончится, воспитатель проводит беседу, в которой обсуждает с детьми полученный ими опыт в игре.
Дальнейшее обсуждение:
- Как ты чувствовал себя, когда был королем?
- Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
- Легко ли было тебе отдавать приказы другим детям?
- Что ты чувствовал, когда был слугой?
- Легко ли было тебе выполнять желания короля?
- Когда королем был Вова (Егор), он был для тебя добрым или злым королем?
- Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
2. Игра «День рождения».
Цель:сплочение группы, эмоциональное отреагирование детских проблем.
Ход игры.Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
3. Игра «Страшные сказки».
Цель:развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы.
Ход игры.В группе гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.
4. Игра«Ассоциации».
Цель:воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения жестами изображать человека.
Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.
5. Игра «Необитаемый остров»,
Цель:игра направлена на развитие навыков эффективного общения, и умений действовать сообща.
Ход игры:Попросите детей представить себя оказавшимся после кораблекрушения на необитаемом острове. Дети должны подумать, как, и с чего, они начнут свою жизнь на этом острове. Воспитатель дает детям лист ватмана, по центру рисует круглый или овальный остров, а вокруг него дети рисуют волны. Затем воспитатель предлагает детям создать на острове такие условия, при которых можно было бы выжить. Детям необходимо придумать и нарисовать: жилье, еду и способы ее добывания, воду, защиту от нападения и т.д. Воспитатель может участвовать в процессе обустройства острова, задавая вопросы: «А если кончится еда? А вдруг пойдет дождь? А как вы будете строить лодку?» Если на острове окажутся хищные животные или агрессивные аборигены, дети должны продумать, как они будут защищать себя и свои припасы, будут ли они сами нападать, или будут готовиться и ждать нападения.
7. Игра «Фанты»
Цель:Развитие внимания, уверенности в себе; снятие напряжения.
Ход игры. Ведущий:
«Вам прислали сто рублей,
что хотите, то купите,
черный, белый не берите,
да и нет, не говорите».
После этого он задает участникам игры разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет». При этом на вопросы играющие должны отвечать быстро и ответ исправлять нельзя. Тот, кто сбился, отдает водящему фант (какую-то личную вещь). Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант – выполняет задание, придуманное ведущим: рассказать стишок, спеть песенку, попрыгать на одной ножке и т.п.
Разыгрывание этюдов:
1. Этюд «Капитан»
Цель этюда: выражение смелости, уверенности.
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свищет ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он поведет свой корабль в порт назначения. Выразительные движения: спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносит к глазам воображаемый бинокль.
2. Этюд «Тень»
Дети составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек. Если играющие испытывают затруднение, то по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.
3. Этюд «Робкий ребенок»
Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить. Во время этюда звучит музыка.
4. Этюд «Солнышко и тучка»
Цель: Упражнение направлено на снятие психического напряжения, обучающее ребенка регулировать свое эмоциональное состояние
Ход: Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комочек, чтобы согреться, задержать дыхание. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко, разморило на солнце – расслабиться на выдохе.
V. Формирование умений, направленных на снятие конфликтности.
1.. Игра «Кораблик».
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.
Ход игры. Двое взрослых раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плавание можно отправить игрушку.
2. Игра «В магазине зеркал».
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; развитие уверенности, а также умения подчиняться требованиям других.
Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала—дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
3. Игра «Три характера»
Цель: сопоставление различных характеров; коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с воспитателем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.
4. Игра «Коврик мира»
Цель:Игра предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «коврика мира», побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа размером 90Х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.
Воспитатель.Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом гак, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре группы ткань, а на нее – красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?
После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему, дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа о вербальной или физической агрессии.
Вопросы для обсуждения:
- Почему так важен для нас «коврик мира»?
- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?
- Почему недопустимо применение в споре насилия?
- Что ты понимаешь под справедливостью?
5. Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении. Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку» , на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала,
И сказала: «Не отдам!»
(А.Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!»
(А.Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.
6. Игра «Примирение»
Цель: учить детей ненасильственному способу решения конфликтной ситуации.
Ход игры. Воспитатель. В жизни люди часто пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой Хрюши. Сейчас вы попробуете разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принес в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости.) Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом можно это сделать. (Дети предлагают свои варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь свое – машинку, набор карандашей и т.п. (Дети разыгрывают сценку по-другому.) А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
- Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствовали при этом?
- Что происходит, когда вы сердитесь на кого-нибудь?
- Как вы думаете, прощение – это признак силы или признак слабости?
- Почему так важно прощать других?
7. Игра «Отгадайте, кто мы?»
Цель:развитие коммуникативных умений, воображения детей, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры.Воспитатель. Давайте представим себе, что мы все оказались в волшебном лесу и превратились в разных зверей и птиц. Каждый загадает себе какое-нибудь животное и изобразит, как оно двигается. Потом мы попробуем отгадать загаданное животное.
8. Игра «Кто пришел?»
Цель:развитие коммуникативных умений, воображения детей, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры.Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним в гости будут приходить разные животные, знакомые им, а они должны будут сами догадаться, кто к ним пришел.
Взрослый вызывает двух-трех детей (более смелых и находчивых), отходит с ними в сторону и тихо, так, чтобы не было слышно остальным, сговаривается, какого «гостя» будет изображать тот или иной ребенок и устанавливает очередность появление «гостей».
Вернувшись к остальным детям, взрослый объявляет: «Вот идет первый гость. Кто к нам пришел, покажись!» Первый гость приближается к детям и с помощью движений, характерных для загаданного животного изображает это животное. Дети отгадывают, какой гость к ним пришел, и приветливо принимают его.
После прихода и встречи третьего гостя воспитатель подзывает к себе следующих троих детей и распределяет между ними роли. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.
8. Игра «Что изменилось?»
Цель:развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Ход игры.Игроки выбирают водящего и становятся полукругом, а водящий спиной к ним. Водящий закрывает глаза и считает от 1 до 10. Тем временем играющие принимают какую-нибудь позу: один кладет руки за спину, другой скрещивает ноги и пр. Закончив считать до 10, водящий поворачивается лицом к играющим – и вновь считает до 10, одновременно стараясь запомнить, в каких позах они стоят. Сосчитав до 10, водящий опять поворачивается спиной к играющим и считает до 5. В это время игроки меняют позу. Сосчитав до 5, водящий поворачивается вторично лицом к играющим и старается угадать, кто из играющих изменил позу и как он стоял раньше. Если водящий отгадает, то игрок, переменивший позу, идет на его место.
Драматизация лесных сказок.
Общие цели и задачи:
- знакомство с содержанием сказок; развитие воображения путем продолжения сказки;
- формирование умения находить выход или способ поведения в потенциально конфликтной ситуации;
- прогноз развития конфликтной ситуации;
- развитие умения представлять себя в образе героя сказки;
- развитие умений использовать невербальные средства экспрессии (мимика, пантомима, жесты);
- формировать общую способность к восприятию межличностных отношений как части окружающей действительности;
- развивать чувство включенности в межличностные отношения и чувство сопричастности переживаниям окружающих;
- обсуждение предложенных детьми вербальных реакций и способов поведения героев в данной ситуации;
- обсуждение и проигрывание возможных вариантов развития ситуации;
- обязательное участие в инсценировке детей, предлагающих деструктивные модели поведения, в качестве персонажа, чьи потребности блокируются ситуацией.
После каждой сказкиведущий просит ребят продолжить историю, подсказать, как поступить лесным героям, чтобы они остались хорошими друзьями. Предложенные детьми варианты обсуждаются и инсценируются. Выясняется, что будут думать и переживать персонажи, какое настроение будет соответствовать этим переживаниям. Дети прогнозируют последствия действий и высказываний персонажей, определяя, сохранят ли герои хорошие отношения, не обидятся ли они друг на друга. Когда разбирают, что случится, если каждый из героев будет жадничать, упрямиться, то выясняется, что лесные жители могут поссориться или даже подраться. Тогда дети предлагают новые варианты ответов, пока не приходят к такому, что лесные жители остаются друзьями, и никто из них не будет в обиде.
«Маленький мышонок»
Роли:ведущий, Мышка-мама, мышонок Пик, зайчонок Степашка, ежонок Егор.
Маски:большая и маленькая мышки, ежик, зайчик.
Действие
Ведущий:Мышонок Пик был очень счастлив. Дело в том, что он недавно появился на свет и все это время провел в теплой норке с братьями и сестрами. А сегодня Мышка-мама разрешила ему пойти погулять совершенно самостоятельно.
Мышка-мама поправляет Пику рубашку.
Мама:Ты уже большой, тебе нужны друзья. Ты можешь пойти погулять самостоятельно.
Ведущий:И вот Пик весело зашагал по лесной тропинке, надеясь встретить самых верных друзей на свете. Вдруг он услышал голоса.
Мышонок вприпрыжку бежит и напевает. Останавливается, прикладывает руку к уху и прислуживается. Делает движение, как будто отодвигает большой лист. Появляются ежонок и зайчонок. Зайчонок закрывает глаза лапками, а ежонок прячется.
Зайчонок:Один, два, три, четыре, пять. Я иду тебя искать!
Ведущий:Пик несмело подошел поближе.
Зайчонок открывает глаза и удивленно смотрит намышонка.
Мышонок:Здравствуйте! Меня зовут Пик, а вы кто?
Зайчонок:Здравствуй. Меня зовут Степашка, а это Егор.
Мышонок:Можно мне поиграть вместе с вами?
Ежонок обходит мышонка вокруг и качает головой.
Ежонок:Но ты слишком мал, чтобы играть с нами!
В ходе обсуждения:
- учить детей задумываться над ситуацией, когда кто-либо из их товарищей исключен из действия, игры и т.п.;
-откровенно делиться своими мыслями по поводу решения сложных ситуаций;
-помочь детям осмыслить желаемые изменения в жизни и в других людях.
«Рыжик»
Роли:ведущий, зайчонок Степашка, бельчонок Рыжик.
Маски:зайчик, белка.
Действие
Ведущий:Весело бежал зайчонок Степашка по лесной тропинке. Светило солнышко, пели птицы. Бежал Степашка и размышлял, что интересного он сегодня увидит, с кем познакомится.
Ребенок, играющий роль зайца, разыгрывает пантомиму.
Ведущий:И тут зайчонок увидел ЕГО. Незнакомого. Рыжего. Пушистого. Незнакомец сидел под деревом, и, казалось, не замечал Степашку. Увидел орешек - зацокал, взял его маленькими лапками, Щелк и раскусил зубами скорлупу! Пожевывая орешек, взмахнул хвостом. И вдруг: р-р-раз! Оказался на ветке дерева одним прыжком.
Бельчонок разыгрывает пантомиму.
Ведущий:Степашка нерешительно подошел поближе. Незнакомец внимательно следил за ним глазками-бусинками.
Зайчонок:Ты кто?
Бельчонок:Я - бельчонок Рыжик.
Зайчонок:А я - зайчонок Степашка. Давай вместе играть!
Бельчонок:Во что же мы будем играть?
Зайчонок:Может быть в пятнашки?
Бельчонок:Ну, давай, догоняй!
Ведущий:Бельчонок стрелой взлетел на дерево. (Ребенок может взобраться на стульчик). Зайчонок тоже попробовал забраться на дерево, но у него не получилось.
Бельчонок:Ты не умеешь лазать по деревьям?! Тогда я с тобой не играю!
В ходе обсуждения:
- подвести детей к выводу, что решение конфликта зависит от того, как мы его понимаем; агрессивная манера поведения в конфликте усиливает напряжение, но не способствует выходу из ситуации; доброжелательное отношение к собеседнику позволяет увереннее чувствовать себя всем участникам.
«Грибники»
Роли:ведущий, Мама-ежиха, ежата Егор и Топ.
Маски:три маски ежиков.
Действие
Мама:Егор, когда пойдешь в лес за грибами, то возьми с собой братишку Топа. Только смотри, чтобы он не потерялся. Возьмите одну большую корзинку и не ссорьтесь.
Ведущий:Братья взялись за руки, и пошли в лес. Тропинка быстро вывела их на грибную полянку. Топ увидел первый гриб.
Дети разыгрывают действие.
Топ:Я его нашел! Я его нашел! Это масленок!
Егор:А я сыроежки вижу!
Дети собирают в корзинку различные грибы, нарисованные на картинках. Грибы могут быть и ядовитые, но ребята должны правильно выбирать только съедобные грибы.
Ведущий:Так, наперегонки, они весело складывали в корзинку то грузди, то подберезовики и даже белые грибы. Корзинка быстро наполнялась. Скоро братья решили, что пора возвращаться домой.
Егор:Вот мама обрадуется, сколько я грибов принес!
Топ:Нет, я хочу отдать корзину маме! Я больше грибов нашел.
Топ вцепляется в ручку корзины.
Егор: Это ты-то больше?! Отдай корзину!
Егор тянет корзину на себя.
Топ:Не отдам!
Егор: Отдай!
Ручка у корзины не выдерживает и трескается.
В ходе обсуждения:
- учить решать конфликт в шутливой, юмористической манере;
- развивать способность признавать свою ответственность за конфликт;
- определять настроение каждого из героев сказки по мимике и жестам.
Список используемой литературы:
1. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться. - СПб., 2004.
2. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1988.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - Владос, 2002.
4.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком. - М., 2004.
5.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М., 2002.
6.Е.Смирнова /Д.В. №4, 2002 г. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.
7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
8. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль, 2001. 9.Кряжева H.JI. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1996.
11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2002.
12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. - М., 2000.
13. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994.
14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М., 1999.
15. Немов Р.С. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 1995.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
17. Отношения между сверстниками в группе детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.-М., 1978.
18. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2000.
19. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М., 2000.
20.Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Д.В. № 8,9. 2003.