Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Работа с линейкой по алгоритму с детьми старшего дошкольного возраста.
Гаврилова Наталия Вячеславовна
Воспитатель ГБДОУ № 65
Только то в человеке прочно и надёжно,
Что всосалось в природу его в первую пору жизни.
Я. А. Коменский
Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико - математических представлений и способов познания.
Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребёнка - его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.
Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико - математического опыта ребёнка, который даёт ему возможность самостоятельно познавать мир.
Освоенные математические представления, логико - математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение….) составляют первоначальный логико - математический опыт ребёнка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности , первым вхождением в мир математики.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально - творческих способностей детей через освоение ими логико - математических представлений и способов познания.
Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учётом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребёнка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач обеспечивает реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребёнка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.
В этой статье я поделюсь с вами, как я работаю над такими задачами математического развития детей старшего дошкольного возраста, как измерение величин и работа по алгоритму.
Осознание размеров предметов положительно влияет на умственное развитие ребёнка, так как оно связано со становлением способности отождествления, распознавания, сравнения и обобщения. Отражение размера как пространственного признака предметов основывается на восприятии, направленности на опознание и обследование объекта, раскрытии его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно - двигательный.
Познание размеров, с одной стороны, осуществляется на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие зависит от опыта практического оперирования предметами, уровня развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза…
Обучение измерению ведёт к возникновению у детей более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше выделять длину, ширину, высоту, т. Е. пространственные признаки предметов. Ориентировка в отдельных свойствах, умение выделять их требуются при выборе условной мерки, адекватной измеряемому свойству. В измерении предметная сторона действительности предстаёт перед ребёнком с новой, ещё неизвестной для него стороны.
Измерительная практика активизирует причинно - следственное мышление. Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение стимулирует развитие наглядно - действенного, наглядно - образного и логического мышления дошкольника. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме.
Измерение длин позволяет уточнить и углубить целый ряд математических представлений.
На основе измерения появляется возможность познакомить детей - дошкольников с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями: часть и целое, равенство - неравенство.
Измерение подготавливает ребёнка к пониманию арифметических действий с числами: сложения, вычитания, умножения и деления. Упражнения, связанные с измерениями, дают возможность получать  также числовые данные. Которые используются при составлении и решении задач.
В своей работе, при обучении детей измерению, я использую условную мерку , счётные палочки Кюизенера, а в подготовительной группе я знакомлю детей с линейкой. 
На первом этапе вместе с детьми я рассматриваю разные виды линеек. Дети получают знания о том, что линейки бывают длинные и короткие, деревянные, пластмассовые и металлические, цветные и прозрачные. Рассматривая  линейки обращаю внимание детей , что на линейках есть цифры и деления. На этом этапе я предлагаю детям поиграть в игру: " Найди и покажи цифру(число) на линейке". Задание в игре может  давать как взрослый, так и ребёнок. В подготовительной группе дети знакомятся с числами до 20, поэтому в работе я использую линейку длиной в 20 сантиметров. В предложенной мной игре дети закрепляют не только знания о цифрах от 1 до 10,а ещё и о числах в пределах второго десятка.
На втором этапе работы я предлагаю детям поиграть в игру " Поставь точку". В этой игре я предлагаю ребятам найти на линейке цифру или число и поставить напротив точку. Над точкой дети пишут цифру или число, таким образом я закрепляю умение писать цифры и числа. Затем я усложняю игру, предлагаю детям не просто ставить точки и писать цифры и числа, а ещё и двигать линейку в определённом направлении. Например: ребята, найдите на линейке цифру 3, поставьте точку, над точкой напишите цифру; поднимите линейку наверх, найдите на линейке цифру 7, поставьте точку и напишите цифру; опустите линейку вниз от цифры 7, найдите на линейке число 12, поставьте точку и напишите число, линейку можно двигать также влево и вправо. Как усложнение в игре, можно предложить детям соединить точки от самой маленькой цифры до самой большой и наоборот, от самого большого числа до самого маленького.
Когда дети овладеют навыками ориентировки на линейке, я объясняю, что измерение мы начинаем с цифры 0. Для того чтобы измерить предмет, надо соединить начало предмета с цифрой 0. Предлагаю детям игры " Измерь предмет".
После измерения предметов я предлагаю детям измерять отрезки ( для знакомства детей с отрезком я использую развивающую игру В.В. Воскобовича " Геоконт"), объясняю, что для этого нужно соединить начало отрезка с цифрой 0. 
Когда этап измерения отрезков освоен детьми, я предлагаю им рисовать отрезки заданной длины. На листе бумаги я ставлю точку и предлагаю нарисовать отрезок определённой длины от этой точки, напоминая что для этого надо соединить точку с цифрой 0.На этом этапе знакомлю детей с единицей измерения - сантиметр, упражняю детей в записи результата измерения, объясняя что результат записывается сокращённо- 12 см.
На следующем этапе работы, когда дети освоят рисование отрезков определённой длины, я предлагаю им следующее задание " Нарисуй отрезок в определённую сторону". Например: ребята, нарисуйте от точки вверх отрезок равный 5 см. На этом этапе задание может давать не только воспитатель, но и ребёнок.
 
Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение ( правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы….). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определённой последовательности. Обучая детей счёту, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, уборке комнаты и посадке растений…., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания . Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, мы знакомим дошкольников с их правилами.
О всех видах деятельности, осуществляемых по определённым предписаниям, говорят, что они выполняются по определённым алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто даже не зная, что это такое.
Под алгоритмом понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить  для решения любой задачи из данного вида однотипных задач.
Анализ различных алгоритмов позволяет выделить следующие общие свойства, присущие алгоритмам:
Массовость, т. Е. алгоритм предназначен для решения не одной какой - нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач;
Определённость, т. Е. алгоритм представляет собой строго определённую последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и каждый следующий шаг, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению;
Результативность: решая любую задачу из денного вида задач по соответствующему алгоритму, мы за конечное число шагов получаем результат. Разумеется, для различных частных задач одного вида число шагов может оказаться различным, но оно всегда конечно.
Различают линейные, разветвлённые и циклические алгоритмы.
В своей работе с детьми я использую линейные алгоритмы. После того как дети овладеют умениями работать с линейкой, я знакомлю их с алгоритмом. На первом этапе я рассказываю детям о том, что алгоритм - это определённый порядок действий, рассматриваю с ними алгоритм, объясняю, что началом алгоритма является точка, а стрелочки указывают направление в котором нужно провести отрезок. Обращаю внимание детей на то, что слева в алгоритме стоят цифры, которые определяют порядок действий, этот порядок необходимо соблюдать, иначе результат будет неправильный. Очень важно объяснить детям, что конец предыдущего отрезка, является началом следующего. После рассматривания , я предлагаю детям выполнить самый простой алгоритм из четырёх действий в результате выполнения которого дети получают геометрическую фигуру - квадрат. Для поддержания интереса детей, я предлагаю им дорисовать квадрат и превратить его в различные предметы.
На следующем этапе обучения я снова предлагаю детям самый простой алгоритм, в результате выполнения которого у детей получается геометрическая фигура - прямоугольник, который я предлагаю им превратить в различные предметы. В дальнейшем я усложняю задание и предлагаю детям алгоритмы с большим количеством действий. В дальнейшем в алгоритмах, наряду с цифрами, появляются числа до двадцати -  это является следующей ступенькой усложнения. Для поддержания интереса детей к алгоритмам в завершении работы можно предложить им что - либо раскрасить или дорисовать в алгоритме.
Умение применять разного рода алгоритмы, тем более умение предвидеть и обосновывать возможные результаты их применения - признак формирования свойственного для математики стиля мышления. Работа с алгоритмами открывает широкие возможности для формирования зачатков этого стиля мышления у дошкольников.
 
Список используемой литературы:
        
З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец
" Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова 
"Математика для дошкольников"

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»