Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5 -10 минут.
У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучиванию материала.
Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приемы.
Детям с выраженными нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Их суждения бедны и большая их часть без переработки заимствованы у окружающих. Логические процессы на очень низком уровне. Возможно обучение таких детей порядковому счету, механическое заучивание таблицы умножения, отвлеченный счет недоступен. Словарный запас мал, ограничен названиями отдельных предметов.
Речь маловыразительна, фразы короткие, аграмматичные.
Дети с умственной ограниченностью:
- не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
- не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
- не могут усвоить социальные нормы поведения;
Отношение к учебе определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания учеником.
Этому могут препятствовать:
- отсутствие познавательного интереса;
- стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала;
- затруднение в способности высказаться;
- неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания
(понимание его частями);
- непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда;
- отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;
- плохая память;
- неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Поэтому весь процесс обучения и воспитания таких детей имеет максимальную коррекционно-практическую направленность, основывается на доступности материала и многократности его повторения. Важнейшими задачами обучения детей с особенностями психофизического развития является их социализация, расширение представлений об окружающем мире, формирование целостного представления о событиях и явлениях социальной жизни. Как составляющая процесса социализации выделена проблема формирования правильной ориентировки во времени и усвоения детьми представлений о частях суток. Понимание взаимосвязанности событий, происходящих в определенной время, будет способствовать формированию более глубоких представлений у детей об окружающем.
Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна.