Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Опыт работы

«Формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с пейзажной живописью»

Большакова Татьяна Юрьевна

ГБДОУ детский сад № 58 г. СПб

Воспитатель

 

Все мы родом из детства. И каждый из нас - дитя природы. Неведомые токи пульсируют в каждом из нас, подчиняя своим ритмам. Но в суете взрослых будней мы порой так отдаляемся от матушки-природы, что поистине только ребенок способен жить одной жизнью с природой, чувствовать ее дыхание, со всей полнотой видеть ее краски, слышать ее звуки.

Взрослый может и должен научить его внимательно слушать эти звуки и слышать их, видеть в них образы природы, уметь ее изображать. Все люди видят осенние краски листвы, но одни проходят равнодушно мимо, а другие не только видят, но и слышат голос природы: шелест листьев, музыку осеннего дождя, симфонию ветра, красоту красок.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Доказано, что чем больше развита сфера чувств, тем он одареннее (в данном случае острота зрения – на цветовосприятие, восприятие формы и т.д.), поэтому я взяла тему «Формирование художественно-творческих способностей детей старшего возраста через знакомство с пейзажной живописью».

Во все времена именно природа служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве.

Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроения живой природы, и позволяет подводить детей к осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств и т.д. помогает художественное слово.

Не секрет, что детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать все увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет. Давно известно, что самые прекрасные чувства пробуждает общение с миром растений, животных. А любовь к родной природе во всем ее многообразии закладывает первые основы любви к Родине. Она рождает мысль, создает эмоциональный фон жизни и деятельности.

Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом»?

Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность (рисование). Она позволяет выразить детям в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и четкого руководства педагога, учитывающего специфику  изобразительного творчества ребенка.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем.
  2. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.
  3. Познакомить с такими  выразительными средствами живописи , как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.
  4. Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склоненные под ветром.
  5. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.
  6. Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.

Использовала такие формы работы с детьми как:

  1. Непосредственно образовательная деятельность;
  2. Совместная деятельность:

а) Знакомство с изобразительным искусством;

б) Знакомство с художественной литературой;

в) Художественно-речевая деятельность;

г) Работа на прогулке.

3.  Работа с родителями.

В работе мною используются такие приемы как:

- Показ;

- Образец;

- Рассказывание о способах изображения пейзажа, о художниках, о разных изобразительных материалах;

- Рассматривание: репродукций картин известных художников,  иллюстраций с изображение пейзажа, работ других детей;

- В природе: наблюдение, рассматривание пейзажа;

- Оценка детских работ: «Игра в экскурсовода», «Рассказывание о понравившемся» и т.п.

- Чтение, заучивание художественных произведений.

- Фольклор (загадки, потешки, приметы, пословицы…)

Для формирования интереса к пейзажной живописи, к самостоятельной деятельности детей я придумала и подготовила несколько дидактических игр по ознакомлению детей с пейзажем:

- «Геометрическая мозаика»;

- «Собери пейзаж»;

- «Выложи пейзаж из разноцветных ниточек»;

- «Из чего состоит пейзаж»;

- «Разрезные пейзажи»;

- «Закончи рисунок».

Взрослые просто обязаны помочь ребенку увидеть всю красоту природы, так как это, в свою очередь подготовит, его к эстетическому восприятию огромного рукотворного мира предметов и вещей, художественных произведений. При этом совсем не обязательно ставить целью вырастить профессионального художника. Важно разбудить душу ребенка, научить его смотреть и видеть, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить; создать условия для развития основ изобретательства – вот что должно стать главной заботой взрослых, так как именно в этом путь формирования не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребенка, основы его нравственного воспитания и социального развития. И я, надеюсь, что мой труд побудит детей к творчеству!

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»