Опыт работы
«Формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с пейзажной живописью»
Большакова Татьяна Юрьевна
ГБДОУ детский сад № 58 г. СПб
Воспитатель
Все мы родом из детства. И каждый из нас - дитя природы. Неведомые токи пульсируют в каждом из нас, подчиняя своим ритмам. Но в суете взрослых будней мы порой так отдаляемся от матушки-природы, что поистине только ребенок способен жить одной жизнью с природой, чувствовать ее дыхание, со всей полнотой видеть ее краски, слышать ее звуки.
Взрослый может и должен научить его внимательно слушать эти звуки и слышать их, видеть в них образы природы, уметь ее изображать. Все люди видят осенние краски листвы, но одни проходят равнодушно мимо, а другие не только видят, но и слышат голос природы: шелест листьев, музыку осеннего дождя, симфонию ветра, красоту красок.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Доказано, что чем больше развита сфера чувств, тем он одареннее (в данном случае острота зрения – на цветовосприятие, восприятие формы и т.д.), поэтому я взяла тему «Формирование художественно-творческих способностей детей старшего возраста через знакомство с пейзажной живописью».
Во все времена именно природа служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве.
Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроения живой природы, и позволяет подводить детей к осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств и т.д. помогает художественное слово.
Не секрет, что детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать все увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет. Давно известно, что самые прекрасные чувства пробуждает общение с миром растений, животных. А любовь к родной природе во всем ее многообразии закладывает первые основы любви к Родине. Она рождает мысль, создает эмоциональный фон жизни и деятельности.
Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А.Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом»?
Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность (рисование). Она позволяет выразить детям в рисунках свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само собой, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и четкого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
- Познакомить детей с одним из жанров изобразительного искусства – пейзажем.
- Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу.
- Познакомить с такими выразительными средствами живописи , как композиция и колорит, и учить выделять их при рассматривании картин.
- Учить передавать в рисунках характерные особенности деревьев разных пород: березы, клена, ели и др., различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья склоненные под ветром.
- Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные времена года и в разную погоду, и в разное время суток.
- Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, гордость, удовольствие и восхищение мастерством художника, создавшего прекрасный образ пейзаж.
Использовала такие формы работы с детьми как:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Совместная деятельность:
а) Знакомство с изобразительным искусством;
б) Знакомство с художественной литературой;
в) Художественно-речевая деятельность;
г) Работа на прогулке.
3. Работа с родителями.
В работе мною используются такие приемы как:
- Показ;
- Образец;
- Рассказывание о способах изображения пейзажа, о художниках, о разных изобразительных материалах;
- Рассматривание: репродукций картин известных художников, иллюстраций с изображение пейзажа, работ других детей;
- В природе: наблюдение, рассматривание пейзажа;
- Оценка детских работ: «Игра в экскурсовода», «Рассказывание о понравившемся» и т.п.
- Чтение, заучивание художественных произведений.
- Фольклор (загадки, потешки, приметы, пословицы…)
Для формирования интереса к пейзажной живописи, к самостоятельной деятельности детей я придумала и подготовила несколько дидактических игр по ознакомлению детей с пейзажем:
- «Геометрическая мозаика»;
- «Собери пейзаж»;
- «Выложи пейзаж из разноцветных ниточек»;
- «Из чего состоит пейзаж»;
- «Разрезные пейзажи»;
- «Закончи рисунок».
Взрослые просто обязаны помочь ребенку увидеть всю красоту природы, так как это, в свою очередь подготовит, его к эстетическому восприятию огромного рукотворного мира предметов и вещей, художественных произведений. При этом совсем не обязательно ставить целью вырастить профессионального художника. Важно разбудить душу ребенка, научить его смотреть и видеть, понимать и удивляться, размышлять, творчески мыслить; создать условия для развития основ изобретательства – вот что должно стать главной заботой взрослых, так как именно в этом путь формирования не только художественных, но и интеллектуальных способностей ребенка, основы его нравственного воспитания и социального развития. И я, надеюсь, что мой труд побудит детей к творчеству!