Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка – игра. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их всё чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.
Что даёт ребёнку игра:
• удовольствие;
• знакомство с нормами, правилами жизни;
• общение со сверстниками;
• возможность выражать свои эмоции;
• возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, место);
• внутреннюю свободу: играю где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.
В нашей группе находятся дети от 1,5 до 3 лет, вследствие чего, игровое пространство насыщено дидактической игрушкой, которая предназначена для развития ручных умений, приобретения сенсорных навыков и познания физических свойств предметов, обладающих различной формой, величиной, пространственной протяженностью, а также цветовыми свойствами.
В группе у нас предусмотрен специальный дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики пальцев рук. Работа на нем организуется по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально, цель которых – развитие сенсорных способностей, формирование представлений о сенсорных эталонах, представлений о величине, цвете, фактуре предметов;
2. Стимулирование самостоятельных действий детей с дидактическим материалом.
Комплектация дидактического стола включает: пирамидки, вкладыши разного вида, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм.
У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения в сенсомоторном развитии, отмечаются изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, слабо выражено восприятие окружающего мира, плохо играют, быстро утомляются, внимание неустойчивое, моторная активность снижена, координация движений нарушена.
Специалисты, занимающиеся профилактикой и коррекцией нарушений у детей раннего возраста, пришли к единодушному мнению, что необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка: совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.
С маленьким ребенком упражнения нужно проводить в игровой форме обыгрывая упражнения, опираясь на интересы и пристрастия ребенка, используя при этом песни, потешки, детские стишки. Это делается для того чтобы повысить интерес к выполнению заданий, чтобы ребенок «заражался» положительными эмоциями, удерживался в контакте, в процессе взаимодействия с взрослым. Также используется принцип положительного подкрепления, поощрения и похвалы. Поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия, формирует у ребенка чувство уверенности и создает положительную эмоциональную обстановку на занятия